Черты натурального производства
• все виды работ, от добывания предметов труда до получения конечного продукта, выполняются в самом хозяйстве;
• является замкнутым, нет связи с рынком, другими хозяйственными единицами;
• производство осуществляется для удовлетворения потребностей работника, членов его семьи;
• используются примитивные орудия труда, характеризующиеся низким уровнем развития производительных сил;
• доминирует простое воспроизводство (прежних размеров), которое не обеспечивает роста производительности труда.
Примеры: общины первобытного общества; рабовладельческие латифундии; феодальные поместья; патриархально-крестьянские хозяйства.
Простое товарное производство — производство самостоятельных мелких производителей (крестьян и ремесленников), в котором продукт производится для обмена, продажи
Товар (Т) — продукт труда, предназначенный для обмена через куплю-продажу.
Свойства товара
• потребительная стоимость — полезность, способность товара удовлетворять потребности и вкусы людей, создается конкретным трудом (продукт труда слесаря, крестьянина и т.д.);
• стоимость товара — воплощенный в нем общественный труд, создается абстрактным трудом (затраты интеллектуальной, нервной, мускульной и другой энергии товаропроизводителя), что делает товары соизмеримыми, сопоставимыми.
На величину стоимости товара влияют
• производительность труда — эффективность, плодотворность конкретного труда, создающая потребительную стоимость; измеряется количеством товаров, созданных за единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции; снижает стоимость товара (при росте производительности труда производство товаров увеличивается прямо пропорционально, а общая стоимость товаров остается неизменной величиной);
• интенсивность труда — напряженность труда; измеряется степенью расходования рабочей силы за единицу времени;
Теории стоимости
• трудовая (классическая – Петти, Смит, Рикардо) — научная концепция, которая определяет стоимость товара величиной труда на его производство;
• предельной полезности (маржинализм) — стоимость товара определяется наименьшей его полезностью, т.е. чем больше товаров, тем меньше их полезность и ниже их стоимость;
• спроса и предложения (А.Маршалл) — стоимость, или цена, товара определяется только спросом и предложением данного товара;
• трех факторов производства (Сэй, Миль) — связывает создание стоимости как слагаемое из доходов (процента на капитал, заработной платы и земельной ренты) с функционированием трех факторов производства — капитала (средства производства), труда и земли.
Деньги:
В теории рыночной экономикипод деньгами понимается все то, что принимается продавцами для оплаты товаров и услуг, или все то, что выполняет функции денег.
Бартер — натуральный обмен одного товара на другой.
Деньги — особый товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента стоимости всех других товаров.
Являются абсолютно ликвидным средством обмена (товар, имеющий наибольшую способность к сбыту). Ликвидность — это возможность использования в качестве платежного средства. Ликвидность связана с издержками обмена. Чем меньше издержки обмена (потери при обмене), чем полнее сохраняется номинальная стоимость актива, тем выше его ликвидность.
Функции денег
• мера стоимости — выражают стоимость всех других товаров (измерение ценности блага осуществляется только через его цену, т.е. количество денежных знаков, выражающее экономическую ценность данного блага).
• средства обращения — выполняют роль посредника в процессе товарного обмена, который называется товарным обращением: Т — Д — Т, где Т — Д - продажа, Д - Т - купля;
• средство сбережений или накопления — деньги перестают обращаться (товар продан, и не следует покупка другого товара). В этой функции отражена способность денег в любое время выступить как платежное средство.
• средство платежа — используются тогда, когда товары продаются в кредит, т.е. в долг, а также при уплате земельной ренты, налогов, квартирной, заработной платы и т.д.;
• роль мировых денег — обслуживают международные торговые операции, служат международным платежным средством в качестве золота или валюты.
С выполнением деньгами функции средства платежа связано появление кредитных денег.
Кредитные деньги - платежные средства и средства обращения - векселя, банкноты, чеки, возникшие на основе развития кредита.
Виды кредитных денег
• вексель — ценная бумага, письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должника уплаты обозначенной денежной суммы;
• банкнота — разновидность денежных знаков, выпускаемых в обращение центральными эмиссионными банками при совершении кредитных операций;
• чек — денежный расчетный документ, содержащий приказ (поручение) владельца счета банку о выплате указанной в нем суммы.
• кредитная карточка — именной платежно-расчетный документ, позволяющий заимствовать деньги или оплачивать товары или услуги.
Теории денег
• металлическая — деньги отождествляются с благородными металлами. По мнению ее сторонников-меркантилистов, золото и серебро являются деньгами по своей природе в силу естественных свойств;
• номинальная — деньги считаются знаками стоимости, условными счетными единицами, а товарная природа денег отрицается;
• количественная — величина стоимости денег находится в обратной зависимости от их количества (больше денег — меньше их стоимость);
• регулируемой валюты — Дж. М. Кейнс считал, что количество денег в обращении может определяться государством.
В ходе развития человеческого общества менялись природа и характер денег. Принято выделять три основных вида денег:
Товарные деньги — это определенный вид товара (в разные эпохи это были скот, меха, ракушки, соль и т.п). Металлические — золото и серебро. Этому способствовали такие их физические свойства: однородность, делимость, сохраняемость, редкость.
Бумажные деньги — это надлежащим образом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег. Бумажные деньги практически не имеют собственной вещественной стоимости. Раньше они выступали как представители (заместители) золота в обращении. Современные бумажные деньги — банкноты — это долговые обязательства государственных центральных банков. Сегодня эмиссия (от лат. эмиссио — выпуск) бумажных денег не связана с золотом, она регулируется центральным банком и определяется национальным объемом производства.
Рыночное хозяйство
Рынок — система экономических отношений, складывающихся при купле-продаже товаров.
Сущность рынка
• механизм взаимодействия покупателей и продавцов на основе спроса и предложения;
• в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конкретном месте на основе спроса и предложения;
• в широком значении — система воспроизводства, осуществляемая под воздействием спроса и предложения;
• сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.
Условия возникновения рынка
• общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;
• экономическая обособленность и самостоятельность производителя; частная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.
Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне:
• рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;
• рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителями и производителями;
• рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;
Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).
.
Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-продажи):
• домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);
• объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или выполняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;
• правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляющие регулирование экономики.
Объекты рынка — материальные и нематериальные блага,
факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли-продажи.