Принципы функционирования рыночной экономики

свобода участников рыночной экономики;

многообразие форм собственности;

примат потребителя (производство для потребителя);

наличие инфраструктуры производства и потребления;

рыночное ценообразование (на основе спроса и предложе­ния);

конкуренция в различных формах;

государственное регулирование рынка и рыночных отноше­ний (с помощью государственных программ, налогообложения, финансово-кредитной и банковской системы);

открытость экономики - свободное осуществление хозяйствен­ными организациями и предпринимателями внешнеэкономиче­ских операций;

социальная защита населения.

Рыночная экономика способствует:

• удовлетворению раз­нообразных потребностей людей, повышению качества то­варов и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес... преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, ко­торая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».

• свободу выбора и действий потребителей и производите­лей;

• эффективное распределение ресурсов в соответствии с по­требностями общества;

• гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся усло­виям;

• максимальное использование достижений и стимулирова­ние научно-технического прогресса;

• невозможность хронического дефицита. Неудовлетворен­ный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вло­жения средств именно в производство дефицитного про­дукта, тем самым снимая проблему дефицита;

• создание стимулов к труду.

негативные черты:

• монополизация рынка ведет к ограничению конкурен­ции, падает эффективность распределения ресурсов;

• рыночная система обладает низкой способностью к сохра­нению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды рынок;

• рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному рас­пределению ресурсов;

• рынку присущи такие негативные экономи­ческие явления, как инфляция, безработица, цикличность.

Функции рынка

• регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;

• стимулирующая — стимулирует внедрение научных и тех­нических разработок, снижение затрат на производство продук­ции, повышение ее качества, расширение ассортимента;

• информационная — дает необходимую информацию хозяй­ственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);

• посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;

• санирующая — избавляет общественное производство от не­жизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перс­пективных фирм;

• социальная — дифференцирует субъектов рынка.

Схематично рыночная организация экономики может быть представлена моделью экономического кругооборота, характеризующей движение реальных экономических благ (товаров и ресурсов), сопро­вождающееся встречным движением денег.

Кругооборот товара и денег

На рынке товаров фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства — в качестве покупателей товаров и услуг, а на рынке ресурсов фирмы — покупатели ресурсов, а домашние

хозяйства — продавцы. Домашние хозяйства получают доход, продавая принадлежащие на правах частной собственности ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). На получаемый доход, состоящий из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги. |Внутренний контур кругооборота показывает перемещение това­ров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами. Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении:

Суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.

Главные экономические задачи рыночной экономики - что, как и для кого производить — решаются с помощью рыночного механизма.

Рыночный механизм — реализация экономических отноше­ний с помощью взаимодействия, спроса, предложения и цены.

Основные элементы рыночного механизма: спрос; предложение; цена; конкуренция.

Структура рынка

• по объектам обмена — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;

• в пространственном разрезе — местный (локальный), реги­ональный, национальный, всемирный (мировой);

• по механизму функционирования — свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует госу­дарство);

• по законодательству — легальный (официальный), неле­гальный (теневой);

• по степени насыщенности — равновесный (спрос и предло­жение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), из­быточный (спрос меньше предложения)

Инфраструктура рынка— система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

•товарная биржа— форма торговли, при которой осуще­ствляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образ­цам и стандартам предварительной биржевой экспертизы (про­даются не сами товары как таковые, а контракты на их постав­ку). Различают биржи:

• специализированные — объект сделки — определенный вид однородного товара; универсальные — объект сделки — множество товаров;

• фондовые — рынок оптовой торговли ценными бумагами (акции предприятий, компаний, фирм, облигации). Основная функция — мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг;

• биржа труда - организация, выполняющая посредниче­ские операции при совершении купли-продажи рабочей силы;

Виды биржевых сделок: спот — реализация имеющегося товара и форвард - гарантия поставки товара в нужный срок (про­дается не сам товар, а право на его получение). Разновидности таких сделок фьючерсы — получение дохода от контракта на поставку товара;

•брокерская фирма— официальное объединение несколь­ких брокеров, созданное для оказания посреднических услуг при проведении торговых, биржевых операций.

•ярмарки — региональные периодические торги в определенное время (воскресенье, праздники и т.д.);

•аукционы — особые рынки, созданные в отдельных местах для продажи реальных товаров на конкурсной основе.

• информационная система; рекламные агентства

• торговая сеть (оптовая, специализированная, фирменная торговля)

• банковские и кредитно-сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие бан­ки.

Формы и виды конкуренции

• совершенная — между большим числом производителей при­мерно с одинаковыми объемами идентичной продукции. Ее чер­ты:

• большое число фирм-конкурентов, предлагающих одно­родную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложение каждой фирмы незначительны и не влияют на рыночную цену и конъюнктуру;

• однородность продукции в рамках одного производствен­ного сектора множества фирм;

• несовершенная — между фирмами за возможность контро­лировать цены на производимую продукцию. Ее виды:

• монополия чистая — один продавец, отсутствие товаров-заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано;

• монополистическая конкуренция — много фирм разных размеров, тип продукта дифференцированный, вход в отрасль несложный, незначительный контроль цен;

олигополия — несколько крупных фирм, ограниченный контроль над ценой, тип продукта стандартизированный или дифференцированный, возможны препятствия при входе в от­расль.

Методы конкурентной борьбы

• силовые — лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кре­дитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок изделий новых марок и видов и т.д.;

• ценовые — применение монопольно высоких и монопольно низких цен, использование монополиями дискриминации: демпинговые — продажа товара за границей по более низ­кой цене, чем на отечественном рынке; бросовые — цены ниже издержек;

• неценовые:

• конкуренция по продукту — захват части рынка конку­рента за счет продажи продукции нового ассортимента и высо­кого качества при одной и той же цене;

• конкуренция по условиям продаж — привлечение покупа­телей к своим товарам: через рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей, продажу товара в рассрочку, лизинг (сдача средств производства в аренду), товарные знаки, то­варные марки фирм.

МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 4. Рыночный механизм

Спрос и предложение

Равновесная цена

Эластичность спроса и предложения

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Спрос (D– demand) — представленная на рынке потребность в благах и подкрепленная денежными средствами.

Кривая DD' называется кривой спро­са. Она показывает обратную зависимость величины спроса от цены (P – price): с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

Qd = f (1/P); .

принципы функционирования рыночной экономики - student2.ru

Количество товара

Рис. Кривая спроса

Объем спроса — количество благ, которое покупатель жела­ет и способен приобрести по данной цене в данный период времени

Факторы объема спроса

• ценовые – повышение цены сужает круг покупателей данного това­ра, а при снижении ее круг покупателей расширяется. Существует обратная связь между ценой и величиной спроса);

• неценовые:

• доходы потребителей; Различают товары высшей категории («нор­мальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот.

• вкусы потребителей (мода); Проявля­ется «эффект присоединения к большинству».

• рост общего числа покупателей. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, нацио­нального, религиозного состава покупателей.

• цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые — суб­ституты и товары-комплементы);

Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зави­симость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

• потребительские ожидания. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажи­отажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают уве­личения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (от­ложенный спрос).

Кривая спроса — представленная в графической форме зави­симость между величиной спроса на товар (количество которого могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой при неизменных ценовых факторах.

Изменение цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовыхфакторов — к смещению кривой спроса.

Закон спроса — рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

Цена спроса — максимальная цена, которую покупатель со­гласен предложить за единицу товара в данный момент.

Отклонения от закона спроса

• величина спроса на товары первой необходимости при по­вышении цен также продолжает расти (товары Гиффена). Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Спрос на товары низ­шего качества, составляющие большую долю дохода потребите­ля, может возрастать и при повышении цен.

• при снижении цен на высококачественные товары роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев ("эффект сноба", или "эффект Веблена");

• при аномальной реакции спроса в кратковременный период за ростом цен наблюдается и рост спроса (срабатывает механизм потребительских ожиданий).

Для экономического анализа недостаточно определить направ­ление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называетсяэластичностью спроса. Различают эластичность спро­са по цене и эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность

1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изме­нения спроса под влиянием изменения цены. (Реакция покупателя на изменение цен данного товара). Измеряется ко­эффициентом эластичности (Еd) – определяется как отношение про­центного изменения количества продукции на которую из­меняется спрос, к процентному изменению цены

эластичность     Соотношение изменения спроса и цены  
коэффициент
Совершенно Неэластичный спрос   Е=0   Цена растет (падает), спрос постоянен  
Неэластичный Спрос   Е< 1   Цена растет (падает) больше, чем спрос  
Эластичный спрос -   Е> 1   Цена растет (падает) меньше, чем спрос  
гЕдиничная эластичность спроса   •Е= 1   Спрос и цена изменяются в равной степени  
Совершенно эластичный спрос   Е=оо   Спрос растет (падает), цена постоянна  

Примерами разной эластичности спроса на различные това­ры могут служить:

• спрос на инсулин — совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);

• спрос на предметы первой необходимости (продукты пи­тания) — неэластичен. С изменением цены спрос меняет­ся незначительно;

• спрос на предметы роскоши — эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризу­ется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;

Наши рекомендации