Предмет микроэкономики. Микроэкономика в структуре учебного курса экономической теории.
Предмет микроэкономики. Микроэкономика в структуре учебного курса экономической теории.
Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экон. процессов, явлений и принятием решений экон. субъектами о наиболее эффективном размещении ресурсов. Предметом МЭ выступает исследование механизма деятельности субъектов хозяйствования, выражающихся в разработке, принятии и реализации ими собственных решений для достижения поставленных целей и обеспечения прибыльного функционирования производства. Объектом МЭ следует считать с-му организационно-экон. отношений, в пределах к-ых субъект хозяйствования рационализирует потребление ограниченных ресурсов, обеспечивает производство и сбыт произведенных благ и услуг, рационализирует инвестиции и расходование прибыли. Экон. потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экон. деятельности. Средства, удовлетворяющие потребности называются благами. Экон. ресурсы – элементы, используемые для производства экон. благ. Безграничность потребностей в условиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставила перед людьми проблему выбора способов и путей альтернативного использования ограниченных ресурсов адекватно важности намеченных целей. МЭ изучает экон. поведение людей как субъектов хозяйствования, предполагающее рациональность их действий в процессе организации производства, использования редких ресурсов, позволяющих извлекать их хоз. деятельности максимальные желаемые результаты при минимальных затратах на производство. Главная задача субъектов МЭ заключается в том, чтобы осуществить экон. выбор, обусловленный ограниченность ресурсов. Экон. выбор – выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при к-ом достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. В любом обществе ограниченность ресурсов обуславливает необходимость выбора решения вопросов: что производить, как производить, для кого производить. Для решения основной экон. проблемы – что, как и для кого производить – используется модель кривой производственных возможностей (КПВ). Производственные возможности – возможности общества по производству экон. благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии. КПВ дает представление о четырех взаимосвязанных понятиях: а) ограниченности (редкости) ресурсов; б) эффективности экономики; в) экономическом выборе; г) альтернативных затратах. Ценовой фактор играет определяющую роль при обеспечении производства ресурсами, ибо на их основе складываются издержки производства, формируется цена реализации производимых благ и услуг, обеспечивается доходность и прибыль-ность производства. Поэтому ценообразование – это центральный вопрос МЭ. Поскольку производство всегда альтернативно, то в условиях редкости ресурсов, производство любого данного товара здесь и в это время влечёт за собой потерю возможностей производить другой товар там и в это время. Такая ситуация находит своё выражение в понятии «альтернативная стоимость» – стоимость, измеренная с т.з. потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующих того же времени или тех же ресурсов.
Предмет МЭ – поведение, приносящее наилучшие результаты при наименьших затратах, т.е. рациональное экон. поведение. Сущность концепции экон. рациональности сводится к тому, что в рыночной экономике, базирующейся на свободной конкуренции, выигрывает и получает максимальную прибыль тот, кто ведет себя рационально с т.з. расходования ресурсов, организации производства, планирования отпускных цен, расходования извлекаемой из процесса производства прибыли.
Регулируемая монополия.
Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении ре-сурсов (монопольные цены выше предельных издержек производства) и их ис-пользовании (средние издержки при желаемом объеме производства выше ми-нимальных средних издержек) обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции.
Регулирование — процесс, посредством которого государство вмешивается в действия рынка. Поскольку монополии неэффективны, государство предпри-нимает меры, препятствующие их образованию, а также стремится ограничить их рыночную власть.
Формы регулирования монополии: ограничение цен; установление высоких налогов; ограничение размера монополии; государственная собственность на монополизированные предприятия; антитрестовская политика, направленная на повышение уровня конкуренции в отрасли.
Рассмотрим некоторые аспекты государственного регулирования монополь-ных цен.
Регулируемая монополия предполагает установление государством макси-мальной (предельной) цены, которая позволяет не только возместить издержки производства, но и получить нормальную прибыль на вложенный капитал. Мо-нополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимизации прибыли на единицу продукции. Совокупная прибыль зависит от проданного количества продукции, от цены и издержек на единицу продукции. Эффект регулирования цены отражает рис. 4.4.
Рт и Qm — цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Предположим, что государство устанавливает максимальную цену P1. Для объемов выпуска до Q1 предельный и средний доходы равны установленной цене P1. Новые кривые предельного дохода MR и среднего дохода AR представляют собой горизонтальную линию на уровне цены P1 вплоть до объема выпуска Q1.
Для объемов производства больше Q1 новые кривые предельного и среднего доходов совпадают с прежними кривыми MR и AR нерегулируемой монополии. Следовательно, новая кривая предельного дохода — это жирная линия, пересе-кающая кривую предельных издержек МС в точке L, соответствующей выпуску Q1.
Рис. 4.4 показывает, что при цене P1 и количестве продукции Q1 полные чистые потери от монополии сокращаются (площадь треугольника ELN меньше площади треугольника ЕКМ). По мере дальнейшего снижения цены объем вы-пуска увеличивается и достигает максимального значения Qc. Именно такой объем производился бы конкурентной отраслью. Чистые потери общества сокращаются, и при цене Р2 = Рс они исчезают. Дальнейшее снижение цены до уровня Р3 приведет к уменьшению выпуска до уровня Q3. Это аналогично установлению максимальной границы цены в конкурентной отрасли. Возникает дефицит про-дукции в размере Q'3 - Q3, и одновременно растут чистые убытки от регулирова-ния цен на конкурентном рынке. Если цена опустится ниже Р4 (т.е. минимальных средних издержек), то фирма понесет убытки и выйдет из бизнеса.
На практике государство чаще всего регулирует деятельность естественных монополий (железные дороги, телефонная связь, поставщики природного газа и электроэнергии), по определению характеризуемых убывающими средними об-щими издержками, которые превышают предельные издержки. Регулирование цен может смягчать социальные последствия естественной монополии. Установление общественно оптимальной цены, равной предельным издержкам, способствует эффективному распределению ресурсов, но влечет за собой убытки (так как Р < АС) и поэтому требует государственных субсидий. Дилемма регулирования естественной монополии связана с выбором между регулированием эф-фективным (по принципу равенства регулирующей цены предельным издерж-кам) и справедливым (по принципу равенства регулирующей цены средним из-держкам). Ввиду убыточности для монополиста первого (наилучшего при Р = МС) решения меры регулирования на практике тяготеют ко второму решению (при Р = АС), обещающему естественной монополии нормальную прибыль. При этом монополист обеспечивает достаточный выпуск продукции и остается на рынке.
Таким образом, государственное регулирование цен на конкурентном рынке вызывает рост чистых убытков и безвозвратные потери, а в условиях монополии оно позволяет избежать безвозвратных потерь, связанных с проявлениями моно-польной власти, и максимизировать социальное благосостояние.
Модель лидерства по ценам.
Фирма может выстраивать рыночную стратегию, уделяя основное внимание не объему продаж, а установлению цены. Этой ситуации соответствует модель лидерства по ценам. В данном случае предполагается, что фирмы производят однородный товар и продают его по одинаковой цене, устанавливаемой лидером. Для того чтобы максимизировать прибыль, ведомый оптимизирует свой объем продаж, отталкиваясь от заданной цены. Фирма-лидер понимает, что при уста-новлении цены Р фирма-ведомый поставит на рынок количество товара Q2 = f(P). В таком случае объем производства фирмы-лидера составит Q1 = Q - Q2
где Q — общий объем продаж на рынке, или объем рыночного спроса; Q2 — объем предложения фирмы-ведомого.
Таким образом, спрос на товар фирмы 1 равен разнице между общим рыноч-ным спросом и предложением фирмы 2. Фирма-лидер, чтобы максимизировать прибыль, выберет такое сочетание цены и объема производства, при котором предельные издержки будут равны предельному доходу.
Для наглядности построим модель лидерства по ценам (рис. 6.2).
D — кривая рыночного спроса, S2 — кривая предложения товаров фирмой 2, D1 — график спроса на товар фирмы 1 как разница между D и S2. Фирма 1 (лидер) установит цену P0, при которой ее предельный доход MR1 сравняется с ее предельными издержками МС1. Фирма-лидер будет продавать на рынке ко-личество товара Q1, фирма-ведомый — Q2. Всего на рынке окажется товара Q = Q1 + Q2 (отрезок 0Q2 равен отрезку Q1Q). При цене, стремящейся к нулю, фирма-ведомый вообще перестанет производить, и весь отраслевой спрос будет покрыт за счет произ-ва лидера.
Следует оговориться, что не все фирмы действуют по принципу «лидер — ведомый», многие предпочитают самостоятельно принимать решения в отношении объемов продаж или установления цен. Следующая модель соответствует их стратегии с одновременным принятием решений.
Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равнове-сие Курно) отражает ситуацию, в которой каждая из двух фирм (если рассмат-ривать случай дуополии) строит предположения в отношении количества товара, выставляемого на продажу другой фирмой. Графическая интерпретация пред-ставлена на рис. 6.3.
Фирма 1, выпуская количество товара Q1, ожидает, что фирма 2 произведет продукцию в объеме Q°2, а та в свою очередь рассчитывает, что, если она произ-ведет товара в количестве Q2, то фирма 1 выпустит его в количестве Q°1. Таким образом, функции реакции обеих фирм можно представить как Q1 = f(Q°2), Q2 = f(Q°1).
Выбор оптимального объема производства должен удовлетворять системе указанных выше двух уравнений реакции фирм. На рис. 6.3 это равновесие (рав-новесие Курно) соответствует точке пересечения кривых функций реакции X, в которой объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж конкурирующей фирмы.
Если первоначальное состояние рынка находится в точке 1, то фирма 1 сочтет выгодным снижение объема продаж. В ответ фирма 2 увеличит объем продаж (движение из точки 2 в точку 3). В свой черед фирма 1 снова снизит продажи (из точки 3 в точку 4). Их активность будет продолжаться, пока равновесие не установится в точке X, после чего обе фирмы перестанут вмешиваться в ситуацию на рынке.
Модель Бертрана соответствует стратегии фирм, самостоятельных в выбо-ре цены своих товаров, но в вопросе объема продаж полагающихся на рынок. В данном случае фирмы стараются максимизировать прибыль, принимая цены конкурентов заданными.
Главной особенностью модели Бертрана является установление олигополи-стами цен на свою продукцию на низком уровне. Фирмы не знают наверняка, а лишь предполагают, какими будут действия конкурентов, и ради победы на рынке готовы снижать цену до предельно низкой величины, в крайнем случае — до уровня предельных издержек.
С этой точки зрения показательны аукционы, тендеры. Например, организа-ции-потребителю необходим какой-либо товар (услуга). Она объявляет тендер, и все заинтересованные организации — продавцы данного товара (услуги) выдви-гают свои продажные условия (цены). Потребитель выбирает поставщика с самым выгодным предложением (самыми низкими ценами при равном качестве). Логично предположить, что, если фирмы-поставщики не сговорятся между собой и если им не известно содержание предложений конкурентов, то в борьбе за потребителя они заложат в проекты минимально низкие продажные цены. Равновесие на рынке установится на уровне, близком к конкурентному.
Рыночные цены, близкие к издержкам, могут сложиться в условиях олигопо-лии не только при стратегии одновременного установления цен, но и при после-довательной игре.
Ценовая война — это цикл последовательных уменьшений цен конкури-рующими фирмами. Каждый продавец, снижая цену, рассчитывает увеличить свою долю на рынке или даже завоевать его полностью. Однако конкуренты за-частую поступают так же. Война цен продолжается до тех пор, пока цены не упадут до уровня средних или предельных издержек. Далее опускать их нецеле-сообразно — это приведет фирмы к разорению, а повысить цену — значит поте-рять рынок.
Из сравнительного анализа моделей поведения дуополии (лидерство по объ-ему выпуска, лидерство в ценообразовании, одновременное установление объемов выпуска, одновременное установление цен и решение в случае сговора) можно сделать следующий вывод: если результатами сговора являются наименьший отраслевой объем выпуска и наивысшая цена, то при равновесии по Бертрану достигаются наибольший выпуск и самая низкая цена. Показатели других моделей распределяются между этими крайними ситуациями.
33. рынок труда. Функционирование конкретного рынка труда
Рынок труда – выражает отношения между работниками, работодателями и государством по поводу обмена индивидуальной способности к труд на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а также по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.
Субъекты рынка труда: наемные работники и их объединения (профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.
Классификация рынков труда: пространственный критерий, временные параметры (текущий, прогнозируемый, потенциальный, перспективный), степень эластичности (жесткий, гибкий), степень регулирования, степени соотношения спроса и предложения на рынке труда (равновесный, дефицитный, избыточный), сегментация.
Рынок труда совершенной конкуренции характеризуется следующими признаками: многочисленностью фирм и конкуренций между ними по вопросам найма; большое число работников предлагают труд одинаково квалификации; нет механизма контроля над уровнем з/платы.
Кривая спроса на труд имеет отрицательный наклон: при прочих равных условиях, т.е. при одинаковом уровне квалификации наибольший спрос приходится на тех работников, к-ые претендуют на низкие ставки з/платы. Кривая предложения имеет восходящий характер: наибольшее число работников одинаковой квалификации настроены на получение высокой з/платы. равновесие определяется пересечением кривых спроса и предложения на труд. На таком рынке участвует множество фирм, причем каждая нанимает небольшое число работников, поэтому на уровень з/платы никто существенно не влияет.
Эффективность конкурентного рынка труда проявляется в том, что равновесная з/плата, отражая трудовой вклад работников, побуждает их к интенсивному использованию своего потенциала, а конкурентное взаимодействие продавцов и покупателей предопределяет перелив труда в наиболее эффективно использующие его отрасли и предприятия.
30. рыночная власть, ее источники. Монополизм, показатели монополистической власти, проблема монополизма в рб.
Модель ломаной кривой спроса исходит из предположения, что конкуренты поддержат любое снижение цены одной из фирм, но будут игнорировать ее повышение. Эта модель объясняет негибкость цен при олигополии. Если при равновесной цене прибыли фирм достаточны, то ни одному из участников нет резона изменять цену даже при определенном увеличении издержек. Иной раз спрогнозировать поведение конкурента невозможно. В таких условиях рациональной стратегией поведения будет ориентирование на уровень собственных издержек, подчинение ценообразования принципу «издержки плюс»: к средним общим издержкам, рассчитанным исходя из типичной загрузки производственных мощностей, добавляется определенная наценка, к-ая обеспечивает получение заданной прибыли (обычно в размере средней нормы прибыли), сложившейся в отрасли за длительный период времени.
Теория игр анализирует поведение лиц или организаций с противоположными интересами. У фирмы есть только два варианта поведения: установить высокие цены на свой товар либо снизить их. Матрица результатов и показывает исходы любой стратегии при любом возможном ответе конкурента. Исход будет равновесным, если обе фирм установят низкие цены. Если одна фирма устанавливает низкие цены, то она проводит доминирующую стратегию. Смешанные стратегии – игроки анализируют возможные варианты выбора противника, взвешивая вероятность каждого из них, и выбирают свою стратегию в соответствии с вероятным выбором конкурента. Чистая стратегия отражает поведение игрока, сделавшего выбор и придерживающегося его. «Дилемма заключенного» - равновесие достигнуто, хотя и «неэффективное», поскольку не нравится ни одному из игроков, однако что-либо изменить самостоятельно, не сговариваясь друг с другом, они не могут.
Монополизм негативно влияет на уровень общественного благосостояния. Фирмы-монополисты получают высокую прибыль, но для населения монополизм связан с высоким уровнем цен, низкими объемами производства продукции и зачастую плохим ее качеством.
Рыночная власть – способность эконом. субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия в собственных интересах. Признаки использования рыночной власти: рост цен и снижение объемов продаж.
Показатели монопольной власти:
1. коэффициент Лернера L = (P-MC)/P. Коэффициент Лернера может изменяется от 0 до 1. чем больше его значение, тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке.
2. коэффициент концентрации – представляет собой выраженное в % отношение объема продаж определенного кол-ва крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж.
Уровень монополизации белорусской экономики достаточно высок. Эконом. ситуация в РБ характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего крупной долей собственности в стране. Также государство инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам.
Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на ослабление и ограничения рыночной власти или предотвращение ее приобретения эконом. субъектами.
Меры антимонопольной политики: законодательные запреты на организацию картелей, ограничение возможностей слияния фирм, отслеживание фактов дискриминации, прямое и косвенное регулирование цен товаров, регулирование прибыльности фирм.
В РБ – Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и Закон «О естественных монополиях».
31.антимонопольные законодательства и антимонопольные регулирование, мировой опыт и особенности в рб.
Модель ломаной кривой спроса исходит из предположения, что конкуренты поддержат любое снижение цены одной из фирм, но будут игнорировать ее повышение. Эта модель объясняет негибкость цен при олигополии. Если при равновесной цене прибыли фирм достаточны, то ни одному из участников нет резона изменять цену даже при определенном увеличении издержек. Иной раз спрогнозировать поведение конкурента невозможно. В таких условиях рациональной стратегией поведения будет ориентирование на уровень собственных издержек, подчинение ценообразования принципу «издержки плюс»: к средним общим издержкам, рассчитанным исходя из типичной загрузки производственных мощностей, добавляется определенная наценка, к-ая обеспечивает получение заданной прибыли (обычно в размере средней нормы прибыли), сложившейся в отрасли за длительный период времени.
Теория игр анализирует поведение лиц или организаций с противоположными интересами. У фирмы есть только два варианта поведения: установить высокие цены на свой товар либо снизить их. Матрица результатов и показывает исходы любой стратегии при любом возможном ответе конкурента. Исход будет равновесным, если обе фирм установят низкие цены. Если одна фирма устанавливает низкие цены, то она проводит доминирующую стратегию. Смешанные стратегии – игроки анализируют возможные варианты выбора противника, взвешивая вероятность каждого из них, и выбирают свою стратегию в соответствии с вероятным выбором конкурента. Чистая стратегия отражает поведение игрока, сделавшего выбор и придерживающегося его. «Дилемма заключенного» - равновесие достигнуто, хотя и «неэффективное», поскольку не нравится ни одному из игроков, однако что-либо изменить самостоятельно, не сговариваясь друг с другом, они не могут.
Монополизм негативно влияет на уровень общественного благосостояния. Фирмы-монополисты получают высокую прибыль, но для населения монополизм связан с высоким уровнем цен, низкими объемами производства продукции и зачастую плохим ее качеством.
Рыночная власть – способность эконом. субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия в собственных интересах. Признаки использования рыночной власти: рост цен и снижение объемов продаж.
Показатели монопольной власти:
1. коэффициент Лернера L = (P-MC)/P. Коэффициент Лернера может изменяется от 0 до 1. чем больше его значение, тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке.
2. коэффициент концентрации – представляет собой выраженное в % отношение объема продаж определенного кол-ва крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж.
Уровень монополизации белорусской экономики достаточно высок. Эконом. ситуация в РБ характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего крупной долей собственности в стране. Также государство инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам.
Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на ослабление и ограничения рыночной власти или предотвращение ее приобретения эконом. субъектами.
Меры антимонопольной политики: законодательные запреты на организацию картелей, ограничение возможностей слияния фирм, отслеживание фактов дискриминации, прямое и косвенное регулирование цен товаров, регулирование прибыльности фирм.
В РБ – Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и Закон «О естественных монополиях».
32. особенности рынков ресурсов. Спрос на ресурсы общий подход.
В рыночной экономике ценообразованию подвержены не только готовые товары или услуги, но и
ресурсы (факторы производства): труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Любое производство для своего осуществления требует приобретения определенного вида, кол-ва и качества ресурсов. При этом формирование спроса на ресурсы и их предложение имеет свою специфику.
Спрос на ресурсы – понятие, производное от величины спроса на товары, изготовляемые с помощью данного ресурса. Если производимый продукт пользуется спросом, будет высоким и спрос на ресурсы, и наоборот. Ресурсы – это специфический товар, в отношении к-ого действуют факторы, свойственные спросу на любой другой товар. Ресурсы часто ограничены, и производству приходится действовать в условиях выбора с учетом их ограниченности.
Вовлечение в производство ресурсов зависит от их производительной отдачи, к-ая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства, вследствие чего ресурсы вовлекаются в процесс производства до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс обеспечивает увеличение дохода в большей степени, чем возрастают издержки.
Неценовые факторы, определяющие спрос на ресурсы: 1. производительность ресурса; 2. рыночная цена продукта, произведенного с помощью этого ресурса; 3. изменение цены на др. ресурсы.
Устойчивость спроса на ресурсы зависит от их производительной силы и величины спроса на товар, произведенный с помощью этих ресурсов. Этот показатель вводится на основе определения таких характеристик, как предельный продукт (прирост выпуска продукции в физических единицах, обеспеченный за счет увеличения использования переменного ресурса на одну единицу МР), предельный продукт в денежном выражении (прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного фактора производства MRP = MP*P) и предельные издержки (прирост издержек на ресурсы за счет его каждой дополнительной единицы). Для фирмы прибыльно применять дополнительные единицы ресурсов до тех пор, пока доход от предельного продукта не уравняется с предельными издержками (MRP = MRC).
Цены на продукт и предельный доход при совершенной конкуренции равны, потому равны и цены на ресурсы и предельные издержки на них. В условиях чистой конкуренции цена продукта постоянна, поэтому из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурсы плавно понижается.
При несовершенной конкуренции фирма в целях увеличения объема производства устанавливает более низкую цену. Кривая спроса на ресурсы падает, ибо предельный продукт уменьшается и его цена снижается по мере роста выпуска продукции.
Отраслевой спрос на ресурс – сумма объемов спроса на ресурс со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной его цене. Рыночной спрос на ресурс – сумма объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него.
Ценовая эластичность спроса - % изменение объема спроса на ресурс в ответ на % изменение его цены. Она зависит от эластичности спроса на продукт, произведенный посредством данного ресурса, доли издержек на ресурс в общих издержках, технических возможностей замены одного ресурса другими и эластичности их предложения, временного периода, а также коэффициента снижения предельного продукта ресурса.
Правило максимизации прибыли: фирма будет реализовать ресурсы в сочетании, пока цена каждого вводимого фактора производства будет равна его предельному продукту в денежном выражении P = MRP. Т.е. MRPL/PL = MRPK/PK = 1.
Структура рынков ресурсов: продавцы (домашние хозяйства), покупатели (фирмы).
34. рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии.
Рынок труда в условиях монопсонии характеризуется признаками: работники сосредоточены в основном на одной фирме; данный вид труда по определенным причинам не имеет альтернатив, т.е. без смены профессии он не сможет найти место работы; з/плату диктует фирм, но ее уровень зависит от числа нанимающихся работников. Когда рынок находится в состоянии монопсонического равновесия, ставки з/платы ниже, чем предельные издержки ресурса и его предельная доходность.
Профсоюзы представляют на рынке интересы работников и преследуют цели роста спроса на труд, повышения з/платы. Они также борются за профессиональную безопасность, улучшение условий труда, демократию на производстве. Профсоюзы имею возможности ограничивать предложение на рынке труда (ограничение детского возраста, обязательный выход на пенсию лиц пенсионного возраста, сокращения рабочей недели, удлинение оплачиваемого отпуска по уходу за малолетними детьми) и содействовать посту спроса на нем, а также добиваться повышения обусловленных договором ставок з/платы, содействуя установлению ее выше средней.
Двусторонняя монополия представляет собой рыночную структуру, при к-ой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу услуг труда. При этом они могут контролировать цены труда.
Монополия и монопсония приводят к сокращению занятости рынка труда по сравнению с уровнем, возможным в условиях совершенной конкуренции.
Заработная плата (ЗП) – это цена использования услуг труда.
Размер ЗП служит важным показателем уровня жизни населения, но на основании его еще нельзя судить об эконом. социальном благополучии народа. В связи с этим используются понятия номинальной и реальной ЗП. Номинальная ЗП – сумма денег, к-ую получает работник за свой труд. Реальная ЗП – покупательная способность номинальной ЗП (кол-во товаров и услуг, к-ые можно приобрести за номинальную ЗП после уплаты всех налогов и др. отчислений).
Формы ЗП – это тот или иной класс систем оплаты, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда при оценке выполненной работы с целью его оплаты. При повременной форме ЗП ее размер определяется в зав-ти от проработанного времени, для чего почасовая оплаты труду умножается на отработанное время. Почасовая ставка определяется путем деления дневной стоимости рабочей силы на число часов затраченного труда. Сдельная ЗП зависит от кол-ва изделий или выполненных операций в течение рабочего дня. Она определяется как результат умножения расценки за единицу изделия на кол-во единиц произведенной продукции.
Система оплаты труда – определенная взаимосвязь показателей, характеризующих меру труда и его оплаты в пределах и сверх норм труда, характеризующая получение работником з/платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда и согласованной между работником и работодателем ценой его рабочей силы. С позиции воздействия на материальную заинтересованность работника – простая (1 показатель) и сложная (несколько показателей). Может быть гарантированная, поощрительная, принудительная.
В современных условиях значительного уровня достигла дифференциация ЗП, к-ая стимулирует рост профессионально мастерства, поощряет более сложные виду трудовой деятельности, предполагает компенсацию затрат на подготовку работников более высокой квалификации. Важнейший фактор ДЗП - производительность труда, к-ая в значительной мере зависит от накопленного и используемого в производстве человеческого капитала. На ДЗП влияют безопасность, престиж и комфортность труда, возможность служебного роста и др.
Структура занятости в РБ хар-ся тенденциями ее роста в сфере услуг и сокращением доли занятых в промышленности, с/х. Растет доля занятых в негос-ом секторе экономики. Снижается уровень безработицы. Структура безработных: женщины, люди с низким уровнем образования, молодежь.
35. заработная плата. Номинальная и рентабельная заработная плата. Причины различий в заработной плате. Особенности функционирования рынка труда в рб.
Рынок труда в условиях монопсонии характеризуется признаками: работники сосредоточены в основном на одной фирме; данный вид труда по определенным причинам не имеет альтернатив, т.е. без смены профессии он не сможет найти место работы; з/плату диктует фирм, но ее уровень зависит от числа нанимающихся работников. Когда рынок находится в состоянии монопсонического равновесия, ставки з/платы ниже, чем предельные издержки ресурса и его предельная доходность.
Профсоюзы представляют на рынке интересы работников и преследуют цели роста спроса на труд, повышения з/платы. Они также борются за профессиональную безопасность, улучшение условий труда, демократию на производстве. Профсоюзы имею возможности ограничивать предложение на рынке труда (ограничение детского возраста, обязательный выход на пенсию лиц пенсионного возраста, сокращения рабочей недели, удлинение оплачиваемого отпуска по уходу за малолетними детьми) и содействовать посту спроса на нем, а также добиваться повышения обусловленных договором ставок з/платы, содействуя установлению ее выше средней.
Двусторонняя монополия представляет собой рыночную структуру, при к-ой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу услуг труда. При этом они могут контролировать цены труда.
Монополия и монопсония приводят к сокращению занятости рынка труда по сравнению с уровнем, возможным в условиях совершенной конкуренции.
Заработная плата (ЗП) – это цена использования услуг труда.
Размер ЗП служит важным показателем уровня жизни населения, но на основании его еще нельзя судить об эконом. социальном благополучии народа. В связи с этим используются понятия номинальной и реальной ЗП. Номинальная ЗП – сумма денег, к-ую получает работник за свой труд. Реальная ЗП – покупательная способность номинальной ЗП (кол-во товаров и услуг, к-ые можно приобрести за номинальную ЗП после уплаты всех налогов и др. отчислений).
Формы ЗП – это тот или иной класс систем оплаты, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда при оценке выполненной работы с целью его оплаты. При повременной форме ЗП ее размер определяется в зав-ти от проработанного времени, для чего почасовая оплаты труду умножается на отработанное время. Почасовая ставка определяется путем деления дневной стоимости рабочей силы на число часов затраченного труда. Сдельная ЗП зависит от кол-ва изделий или выполненных операций в течение рабочего дня. Она определяется как результат умножения расценки за единицу изделия на кол-во единиц произведенной продукции.
Система оплаты труда – определенная взаимосвязь показателей, характеризующих меру труда и его оплаты в пределах и сверх норм труда, характеризующая получение работником з/платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда и согласованной между работником и работодателем ценой его рабочей силы. С позиции воздействия на материальную заинтересованность работника – простая (1 показатель) и сложная (несколько показателей). Может быть гарантированная, поощрительная, принудительная.
В современных условиях значительного уровня достигла дифференциация ЗП, к-ая стимулирует рост профессионально мастерства, поощряет более сложные виду трудовой деятельности, предполагает компенсацию затрат на подготовку работников более высокой квалификации. Важнейший фактор ДЗП - производительность труда, к-ая в значительной мере зависит от накопленного и используемого в производстве человеческого капитала. На ДЗП влияют безопасность, престиж и комфортность труда, возможность служебного роста и др.
Структура занятости в РБ хар-ся тенденциями ее роста в сфере услуг и сокращением доли занятых в промышленности, с/х. Растет доля занятых в негос-ом секторе экономики. Снижается уровень безработицы. Структура безработных: женщины, люди с низким уровнем образования, молодежь.
36. рынок капитала и его структура. Дисконтированная стоимость и ставки процента . особенности функционирования рынка капитала в рб.
Капитал – ресурсы длительного пользования, созданные людьми для производства новых благ и услуг и приносящие доход. Виды капитала: физический, денежный и человеческий. Физический капитал имеет определенную натурально-вещественную форму и выступает в виде машин, оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств, земли и т.д. Денежный капитал часто называется идеальным капиталом и может быть представлен денежными средствами, хранящимися индивидуально или в банках; изделиями из драгоценных камней. Сберегательный денежный капитал может быть представлен в ссуду и тогда он выступает в виде ссудного капитала.
Каждая фирма в данный момент времени располагает определенным запасом капитала. Основной капитал – к/б, используемые в процессе производства в течение ряда лет (здания, машины, оборудование). Оборотный капитал – часть к/б, потребляемая в течение одного цикла производства (сырье, то