Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде.
Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде.
Целью каждого предпринимателя является получение прибыли. Объёмы прибыли зависят от рыночной ситуации, от типа конкуренции. В зависимости от типа конкуренции выделяют четыре группы рынков: совершенной (чистой) конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Условия совершенной (чистой) конкуренции
1. Большое количество продавцов, на равных условиях конкурируют между собой. Доля каждого из них на рынке должна быть настолько мала (<1%), что любые его действия (увеличение или уменьшение объёма продаж, изменение цены) никак не повлияют на рыночную ситуацию. Такие условия достаточно редки. Условным примером рынка совершенной конкуренции можно назвать рынок сельскохозяйственной продукции, биржевые торги, продажа иностранной валюты в обменных пунктах.
2. Стандартная продукция.
3. Невозможность влияния отдельного продавца на рыночную цену. Продавец может продать товар дешевле рыночной цены, но это никак не повлияет на общую рыночную цену за мизерную долю продавца на рынке. Кроме того, это противоречит предположению о максимизации выгоды каждым экономическим субъектом. Продавец может также продавать товар дороже его рыночной цены, но в этом случае резко уменьшится спрос на соответствующий товар, ведь продукция конкурентов окажется дешевле.
4. Отсутствие неценовой конкуренции. Поскольку на рынке совершенной конкуренции товары стандартные, то оснований для неценовой конкуренции нет, поскольку она, как правило, основывается на дифференциации товаров.
5. Информация о ценах, технологии и прибыли легко доступна, что обеспечивает гибкое реагирование на изменение рыночных условий.
6. Свободный вход и выход из отрасли. Не должно существовать никаких законодательных, технологических, финансовых и других препятствий, которые могут помешать появлению или исчезновению предприятий.
В отличие от рыночного спроса, кривая спроса абсолютно эластичная, ведь сколько бы продукции он не предложил к продаже, это никак не повлияет на рыночную цену
Анализируя эффективность конкурентного рынка, выделяют:
· эффективность производства (производство продукта при наименьших затратах)
· эффективность распределения ресурсов (между отраслями и отдельными производителями, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей).
Но рынок совершенной конкуренции имеет и недостатки:
· конкурентная фирма производит только то, что у неё покупают. Фирма не станет производить общественные товары, за которые не имеет возможности получить возмещение от потребителя.
· орцентация конкурентной фирмы на максимизацию прибыли часто приводит к конфликту между текущими и перспективными целями (эффект Робин Гуда).
Однако даже с перечисленными недостатками рынок совершенной конкуренции является эффективной моделью рынка.
Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде.
Целью каждого предпринимателя является получение прибыли. Объёмы прибыли зависят от рыночной ситуации, от типа конкуренции. В зависимости от типа конкуренции выделяют четыре группы рынков: совершенной (чистой) конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Условия совершенной (чистой) конкуренции
1. Большое количество продавцов, на равных условиях конкурируют между собой. Доля каждого из них на рынке должна быть настолько мала (<1%), что любые его действия (увеличение или уменьшение объёма продаж, изменение цены) никак не повлияют на рыночную ситуацию. Такие условия достаточно редки. Условным примером рынка совершенной конкуренции можно назвать рынок сельскохозяйственной продукции, биржевые торги, продажа иностранной валюты в обменных пунктах.
2. Стандартная продукция.
3. Невозможность влияния отдельного продавца на рыночную цену. Продавец может продать товар дешевле рыночной цены, но это никак не повлияет на общую рыночную цену за мизерную долю продавца на рынке. Кроме того, это противоречит предположению о максимизации выгоды каждым экономическим субъектом. Продавец может также продавать товар дороже его рыночной цены, но в этом случае резко уменьшится спрос на соответствующий товар, ведь продукция конкурентов окажется дешевле.
4. Отсутствие неценовой конкуренции. Поскольку на рынке совершенной конкуренции товары стандартные, то оснований для неценовой конкуренции нет, поскольку она, как правило, основывается на дифференциации товаров.
5. Информация о ценах, технологии и прибыли легко доступна, что обеспечивает гибкое реагирование на изменение рыночных условий.
6. Свободный вход и выход из отрасли. Не должно существовать никаких законодательных, технологических, финансовых и других препятствий, которые могут помешать появлению или исчезновению предприятий.
В отличие от рыночного спроса, кривая спроса абсолютно эластичная, ведь сколько бы продукции он не предложил к продаже, это никак не повлияет на рыночную цену
Анализируя эффективность конкурентного рынка, выделяют:
· эффективность производства (производство продукта при наименьших затратах)
· эффективность распределения ресурсов (между отраслями и отдельными производителями, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей).
Но рынок совершенной конкуренции имеет и недостатки:
· конкурентная фирма производит только то, что у неё покупают. Фирма не станет производить общественные товары, за которые не имеет возможности получить возмещение от потребителя.
· орцентация конкурентной фирмы на максимизацию прибыли часто приводит к конфликту между текущими и перспективными целями (эффект Робин Гуда).
Однако даже с перечисленными недостатками рынок совершенной конкуренции является эффективной моделью рынка.