Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

В данной ситуации на передний план выступает такая особенность совершенной конкуренции, как свобода входа в отрасль и выхода из нее, т. е. мобильность ресурсов.

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде - student2.ru

Рис. 6. Оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:
a) предприятие, б) отрасль

Если, к примеру, p1>p*, то фирма получает прибыль. Тогда в эту отрасль устремляются дополнительные капиталы. Линия предложения в отрасли сдвигается из s1 в s2. Но при p1 величина спроса в отрасли составляет Qd1, а величина предложения – Qs1. Возникает избыток предложения и pe падает. Прибыли уменьшаются, что вызывает отток капитала из отрасли.

Если p2>p*, то в отрасли величина спроса возрастает до Qd2, а предложения – падает до Qs2. Возникает дефицит и цена растет.

В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в точке e, где MR=MC=AC, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).

Выводы

1. Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность. Фирма выступает в качестве ценополучателя.

2. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручки равны и совпадают с ценой.

3. Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используется два подхода:

1.Сравнение общей выручки совокупных (валовых) издержек.

2.Сравнение предельной выручки и предельных издержек.

4. Первое правило максимизации прибыли – равенство общей выручки и общих издержек, второе – равенство предельной выручки и предельных издержек. Для минимизации убытков фирма должна руководствоваться следующими правилами: равенство общей выручки и общих переменных издержек и равенство цены и средних переменных издержек.

5. В долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы предполагает равенство предельной выручки, предельных и средних издержек, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).

Вопросы для самопроверки

1. Какие рыночные ситуации рассматривает экономическая теория?

2. Каковы отличительные особенности совершенной конкуренции?

3. Как выглядит кривая спроса конкурентной фирмы и почему?

4. Почему конкурентная фирма не может сама устанавливать цену?

5. Почему средняя и предельная выручки конкурентной фирмы равны между собой и совпадают с ценой?

6. Какими правилами должна руководствоваться фирма в условиях совершенной конкуренции для максимизации прибыли?

7. Что должна делать конкурентная фирма для минимизации убытков?

8. Чем определяется оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде?

9. Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма не получает экономической прибыли?

10. Если фирма не получает экономической прибыли, имеется ли у нее бухгалтерская прибыль?

Литература

Основная

· Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 217-231.

· Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. пособие. Т. 2 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 1996. – С. 12-29.

· Павлова И. П. Микроэкономика: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

· Павлова И. П. Микроэкономика. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

Дополнительная

· Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2005. – С. 80-95.

· Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. М. Микроэкономика: Учебник: в 2 т. Т.1 / Под ред. В. М. Гальперина. – 1998. – С. 39-65.


Наши рекомендации