Рынок совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Фирма совершенный конкурент не ведет ценовой политики, соглашается с ценой, принимает цены какие есть.

Спрос на продукцию фирмы совершенной конк.абсолютно эластичен, ценовую политику вести нельзя. Она ведет политику объемов (наилучший тот объем, который приносит макс.прибыль и мин.убытки). МС=МR.

Поведение фирмы в краткосрочном периоде:

1. получает эк.прибыль ф.с.к График Р=МС=МR АС<P(клюшка+горизонтальD+ ниже сначала горизонталь, а потом синхронно клюшке) (фирма не явл.эффективной с точки зр.общества, т.к не работает на мин.средних С).

2. самоокупаема График Р=МС=МR АС=Ре (клюшка + горизонтальD + их пересечение=> начало параболы АС) (с точки зр.общ-ва эффективное)

3. работает с убытками График P>AVC, P<AC График общей модели С (МС, АС, AVC)+ горизонтальD, где сверху «не уходит», снизу «если бы ушла».

4. Особый случай, когда фирма может уйти или остаться График AVC=P График общей модели С (МС, АС, AVC)+ горизонтальD, где сверху «не уходит», снизу ничего.

Поведение фирмы в долгосрочном периоде:

1. фирма, действующая в данной отросли, может менять производственные мощности

2. другие фирмы могут уйти с данной отросли

Равновесие фирмы и отросли в долгосрочном периодах.

P=MR=MC=AC=LAC

График фирмы Р и Q (МС, АС, Dгоризонталь) Ре пересекается в точке равновесия

График отросли Р и Q (S, D) обычный

Не может получить эк.прибыль и с убытками тоже не работает.

С точки зр.общества ф.с.к. в долгосрочном периоде является эффективной, т.к работает на мин. Издержек (AC, LAC)

Монополия: понятия, виды. Максимизация прибыли и экономическая эффективность фирмы с точки зр.общества.

Чистая монополия – это рынок, на котором ……

Виды:

1. закрытая – это ситуация когда фирма имеет потент или лицензию, и др.фирмы в отросль не допускаются.

2. естественная – когда фирма производит Т и У с издержками меньшими, чем, если бы фирм было 2 и более. И при этом фирма удовлетворяет рыночный спрос (работает на «+» эффекте масштаба).

3. открытая – одна фирма производит новую продукцию. Она долго не существует, она превращается или в закрытую или в другой тип рыночной структуры.

В краткосрочном периоде с точки зрения общества неэффективна, она не работает на мин. АС (средних издержек).

В долгосрочном тоже.

В долгосрочном периоде фирма-монополия может получать эк.прибыль, т.к она никого не пускает на рынок.

Фирма-монополия в долгосрочном периоде может быть самоокупаемой, т.е с убытками она работать не будет.

Сложная монополия – монополия, которая проводит сложную ценовую политику (ценовая дискриминация)

Ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров при разных ценах. (пример с знаменитым адвокатом)

Олигополия. Варианты олигополистического поведения фирмы

Олигополия – рынок немногих конкурентов.

Особенность заключается в том, что они взаимозависимы, т.е в своем поведении они вынуждены учитывать поведение др.фирм.

Варианты олигополистического поведения фирмы6

1. сговор

a. явный

b. тайный

В результате сговора формируются картели. Например страны Опек.

Ценовой сговор запрещен => они регулируют квоты => изменяют цены.

2. лидерство в ценах – когда 1 из фирм определяет цены и формирует объемы продаж.

Признаки: существует 60-80 лет; фирма крупная или очень + увеличивается объем продукции; издержки могут быть ниже чем у всех др.фирм в отросли (инновация).

Издержки у фирм, которые «едут зайцами» ниже чем у лидера и они не теряют имежда, когда повышаются цены.

3. нескоординированное поведение олигополий, ломаная кривая спроса. График фирмы Р и Q (выглядит как раскладушка=)

(DD – кривая спроса на товар, который производит фирма «а» в том случае, если фирма «б» за ней не следует. dd если фирма «б» следует. Если «а» повысит цену, то фирма «б» оставит такие же цены какие были => она типично не следует, если понизит, то последует). Dd показывает жесткость цен в отросли, т.к фирмам не выгодно ни повышать ни понижать.

4. W цен. Попеременное снижение цены фирмами-олигополистами, с целью вытеснения 1 или нескольких фирм с рынка => средство, которое вынуждает садиться за стол переговоров. Выигрывает потребитель.

№16 Фирма на рынке монополистической конкуренции (кратко- и долгосрочные периоды)

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. (крупный торг.комплекс и павильон).

Дифференциация Т и У идет по 3м критериям (может быть как реальной, так и мнимой):

1. потребительские св-ва Т и У.

2. сервисное обслуживание

3. Реклама

Краткосрочный период!

Как и все другие типы рыночных структур могут получать эк.прибыль, могут быть самоокупаемые, а иногда могут уйти с рынка.

Долгосрочный период!

Могут быть только самоакупаемыми (с убытками они не работают, т.к ресурсы мобильные => они сразу уходят, а получить эк.прибыль они не могут, т.к вход в отрасль свободный).

Фирма мини монополист облодает рыночной властью, поэтому она продает товар по цене выше чем у совершенного конкурента, а объемы ниже. Потребитель любит эти фирмы, т.к они создают богатство выбора.

Они не склонны вступать в сговор, держатся на дистанции, т.к их много, т.к фирма выпускает дифференцированную продукцию.

Эта фирма не явл.эффективной с точки зрения общества, т.е на мин. АС она не работает.

Наши рекомендации