Тема 4. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Раздел II
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 4. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Спрос как экономическая категория.
Спрос – D (от англ. demand) - это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющихся на рынке товаров.
В современной экономической теории различают такие виды спроса как:
- действительный спрос – реально предъявляемый спрос на товары и услуги;
- реализованный спрос – часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах;
- неудовлетворенный спрос – нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей.
Зависимость между ценой и спросом на товар изображается с помощью кривой спроса (D).Обычно она является убывающей.
Рис. 2. Кривая спроса.
Уравнение кривой спроса представлено в следующем виде:
Qd=a- b*P,
где: Qd – величина спроса при заданном уровне дохода;
a – параметр, показывающий минимальный объем спроса, независящий от уровня цены;
b – параметр, показывающий реакцию величины спроса на изменение цены;
P – цена.
Неценовые факторы спроса
К основным неценовым факторам спроса относятся:
1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами. На товары низшей категории спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары уменьшается.
2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным товарам относятся взаимозаменяемые товары (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары. Товары называются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой (говядина – свинина, медь – алюминий и т.д.). Товары называются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой (автомобиль – бензин, кофе в зернах – кофемолка и т.д.).
3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей формируются под влиянием предпочтений, принятых в обществе, обычаев, образования, моды, рекламы и т.д.
4. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Например, спрос на автомобили в данном месяце может быть выше при любых ценах, если ожидается рост цен в будущем месяце.
5. Численность потребителей на рынке.
Аномальные случаи формирования и спроса
В экономической теории существуют исключения при формировании спроса на товары.
Таблица 1.
Аномальные случаи формирования спроса
Эффект “Герффена” | Спрос на товары, потребление которых составляет основу жизни малоимущих слоев населения, проявляет нетипичную функциональную зависимость от цены данных товаров. Повышение общего уровня цен приводит к увеличению спроса на них. Объясняется это тем, что удорожание жизни побуждает определенную часть населения изменять структур своего потребления. Сокращается потребление более дорогих товаров в пользу более дешевых, низкокачественных благ. |
Эффект присоединения к большинству | Проявляется в желании каждого быть не хуже других, не отстать от моды. Эффект обусловлен увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, с ростом цены индивидуальный спрос также повышается. |
Эффект сноба | Наблюдается уменьшение спроса индивидуума на товар вследствие того, что его покупают другие. |
Эффект Веблена | Речь идет о феномене демонстративного потребления. В определенных условиях цена становится показателем его престижности. Отсюда возникло противоречащее закону спроса явление: снижение цены на определенные товары побуждает некоторых потребителей отказываться от покупок данных товаров. |
Эластичность спроса
Эластичность спроса –это процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов. Эластичность определяется с помощью коэффициента эластичности. Эластичность спроса может быть определена по цене и по доходу.
Эластичность спроса по цене
Q2 - Q1 P2 - P1
:
Q1 P1
Закон спроса
Кривая спроса иллюстрирует закон спроса: если цена какого-либо товара повышается (при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.
Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 45 до 15 руб.) потребитель на свой постоянный доход в 4500 руб. сможет купить уже не 100 кг яблок, а 300. Если же потребитель желает сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т.е. 100 кг, то на “высвобожденные” деньги можно приобрести дополнительное количество других товаров.
Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок.
Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуации с покупкой нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют и низкокачественные товары. В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.
Рыночное равновесие
Сбалансированность рынка, т.е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием. Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают. Рыночное равновесие возникает в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике.
Данный график выражает одновременное поведение спроса и предложение отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем QE. Равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Точка Е характеризует равенство QE=QS=QD, где QS – объем предложения; QD - объем спроса. Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение уравновешиваются.
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.
Разность между спросом и предложением называется избыточным спросом. Если избыточный спрос положителен, т.е. спрос больше предложения, то имеет место дефицит товара. Рыночная цена на него растет. Если избыточный спрос отрицателен, т.е. спрос меньше предложения, то имеет место перепроизводство товаров на рынке. Цена на товар снижается.
Раздел II
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 4. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.