Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского выбора.

Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке

Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского выбора. - student2.ru

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение: как правило, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный то­вар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и, наобо­рот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество при­обретаемого товара.

Абсцисса-количество товара Q, покупаемого на рынке, ордината- движение цены Р.

Кривую D в экономической литера­туре называют кривой спроса.Проеци­руя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при измене­нии цены. Если при цене Р1 величина спроса составляет Q1 то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2, и т. д.

Уравнение кривой спроса: QD = a- b .Р

Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос ((QD), существует обратная зависимость. Параметры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов спроса. При изменении величины а про­исходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется на­клон кривой.

Закон спроса: если цена какого-либо товара повышает­ся (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.

Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Кон­фигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической тео­рии эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребите­ля и его спрос при изменении цен на товары.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя.

В экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - по­вышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена.

Закон предложения- закон, в соответствии с которым с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях. Абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает движе­ние цены Р). Кривую S называют кривой предложения.Уравнение кривой: Q s= a+b*P. Параметры а и b отражают измене­ние экзогенных (неценовых) фак­торов предложения. При изменении величины а происходит сдвиг кри­вой предложения, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.

Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского выбора. - student2.ru

Если наложить друг на друга два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересу­ющего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся. В точке встречи Е спрос количественно равен предложению Q1 и цена Р1, выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом(равный отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей Р3, спрос превышает предложение (отрезок CF) и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться в краткосрочном периоде, пока не изменятся параметры определяющие спрос и предложение.

Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского выбора. - student2.ru

При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потреби­тели намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому ко­личеству продукции, которое производители намерены продолжать постав­лять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к по­вышению или понижению цены.

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения приве­ли к установлению равновесия на рынке.

Наши рекомендации