Какие теории поведения производителя (предприятия, фирмы) наиболее известны?
Традиционная теория объясняет поведение производителя (предприятия) стремлением максимизировать прибыль.
Существуют различные теории поведения производителя (предприятия, фирмы),
Реальная экономическая действительность сложна и требует многопланового подхода к анализу поведения современной фирмы. Существуют также альтернативные концепции.
Так, существует теория максимизации роста, согласно которой собственники капитала и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизацию роста фирмы как средства достижения личного обогащения и повышения статуса. Рост фирмы при этом рассматривается как способ её выживания.
Первым путем роста фирмы является концентрация производства и капитала. Источником её служат собственные ресурсы фирмы, заемные средства, а также средства от дополнительной эмиссии ценных бумаг.
Второй путь роста можно охарактеризовать как централизацию производства и капитала в результате слияний и поглощений через горизонтальную и вертикальную интеграцию, а также конгломерацию. Компании чаще идут по второму пути.
Важнейшим мотивом слияния, направленным на уменьшение издержек, является экономия от масштаба производства. Данная экономия достигается тогда, когда издержки в расчете на единицу выпускаемой продукции снижаются по мере увеличения объема выпуска. Данное снижение вызвано, в частности, распределением постоянных, т.е.независимых от масштаба выпуска издержек на большее число единиц выпускаемой продукции. Иными словами, рост объема производства позволяет более эффективно использовать ресурсы, которыми располагает фирма.
Часто мотивом слияний и поглощений является экономия на дорогостоящих работах по разработке и созданию новых видов продукции, капиталовложениях в новую технологию, а также экономия от сокращения административных расходов на содержание управленческого аппарата. Размеры корпорации сами по себе являются гарантией е надежности (так называемый эффект "too big to fail" - слишком велик, чтобы обанкротиться). Широкие возможности в повышении конкурентоспособности и экономической устойчивости компании дает диверсификация производства.
Рассмотрим формы централизации производства и капитала подробнее.
Горизонтальная интеграция происходит при объединении производителей, выпускающих однотипную продукцию и предоставляющих сходные услуги, либо производящих одинаковую стадию производственного процесса. Данный вид интеграции представляет собой внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Он дает экономию от масштаба производства и является наиболее распространенным видом интеграции. Например, американская сеть фастфуда Burger King заключила договор с "Шоколадницей" о развитии сети ресторанов в Москве. По мнению аналитиков данная сеть может составить серьезную конкуренцию McDonald's.
Вертикальная интеграция имеет место в случае объединения производителей, которые осуществляют разные стадии единого технологического процесса. В этом случае наблюдается межотраслевая концентрация и централизация производства. Данный вид интеграции позволяет снизить издержки, поскольку переход продукта из одной фазы производственного процесса в другую происходит, минуя рынок. Фирма расширяет также сферу своего влияния и контроля над рынком.
В качестве примера можно привести "Русское море". Это - одна из ведущих компаний на российском рынке продуктов питания, специализирующаяся на производстве и поставке готовой рыбной продукции, охлажденной и свежемороженой рыбы и морепродуктов.
"Русское море" представляет собой вертикально интегрированную компанию, работающая по трем основным направлениям: аквакультура ("Русское море - Аквакультура"), поставка охлажденной и свежемороженой рыбы и морепродуктов ("Русская рыбная компания"), производство готовой рыбной продукции (компания "Русское море"). "Русское море" является крупнейшим в России игроком как на рынке производства и продажи готовой рыбной продукции, так и на рынке дистрибьюции охлажденной и свежемороженой рыбы и морепродуктов. Торговая марка "Русское море" является ведущим брендом на российском рынке.
При конгломерации осуществляется объединение фирм, не связанных технологически. В результате происходит диверсификация производства, представляющая собой распределение вкладываемых в экономику денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход.
Диверсификация производства позволяет реализовать следующие цели:
· снизить риски, рассредоточив капитал по различным отраслям;
· внедриться на новые рынки;
· занять мелкие ниши уже существующих рынков;
· использовать достижения НТП параллельно в разных областях;
· воспользоваться благоприятной конъюнктурой на фондовом рынке (спекулятивная цель).
В результате формируется единая система предприятий. Она не столь устойчива, как при вертикальной и горизонтальной интеграции, но вполне эффективна при экономически грамотном, последовательном управлении. Диверсификация производства как в отношении производимых товаров и предоставляемых услуг, так и географическая, является важным источником положительной синергии. Поэтому диверсификация является стимулом для слияния компаний, специализирующихся в разных сферах. В конечном счете она позволяет стабилизировать поток получаемых доходов, что выгодно самой компании и её поставщикам. Потребители тоже оказываются в выигрыше благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.
В качестве примера можно привести концерн Unilever, который является крупнейшим мировым производителем такой продукции, как маргарин, мыло, чай, соусы, мороженое, сухие супы, растительное масло, приправы, зубная паста, шампуни, туалетная вода чистящие средства и т.д. В ее портфеле такие известные марки, Brooke Bond, Calve, Knorr, Lipton, Rama, Dove, Domestos, Omo, Rexona, Sunsilk. На российский рынок она вышла в 1992 году, начав с поставок мыла Lux, стирального порошка Omo, чая Lipton. Компания построила в Санкт-Петербурге чаеразвесочную фабрику, а в Туле - завод по производству майонеза, бульонных кубиков, супов быстрого приготовления, приправ и картофельного пюре. Ей принадлежит фабрика по производству косметической продукции и гигиенических товаров "Северное сияние" в Санкт-Петербурге и Московский маргариновый завод.
Всё началось с того, что в 1930 году голландский производитель маргарина Margarine Uni объединился с британской мыловаренной компанией Lever Brothers. Так возник новый игрок - Unilever, которому суждено было значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции и стать в дальнейшем одним из лидеров мирового рынка.
Основным игроками слияний и поглощений являются крупные ТНК. Объединяясь и поглощая другие компании, ТНК концентрируют в своих руках большую экономическую власть, позволяющую влиять не только на отдельные рынки, но на деятельность целых государств. Многие ТНК зарождаются путем слияний крупных компаний. Из 50 крупнейщих компаний мира штаб-квартиры более 30 находятся в США. В числе объединившихся за последние годы - две первые в мире нефтяные компании "Мобил" и "Эксон".
Правда, нельзя не отметить, что в последние годы прослеживается тенденция к деконцентрации и децентрализации производства. Практика доказывает, что 2/3 слияний и поглощений оказываются в конечном итоге убыточными. Они приводят к продаже ранее приобретенных компаний, либо к закрытию бизнеса. Как показывает опыт развитых стран, мегаслияния (1% наиболее крупных сделок, на которые приходится 43% совокупной стоимости всех сделок) приводят к падению цен акций компании-покупателя в краткосрочной перспективе в среднем на 3,2%. Дело в том, что конкуренция обостряется, рыночная конъюнктура становится всё более динамичной. В этих условиях жизнеспособность фирмы, её адаптивность зависит от гибкости и маневренности, что легче осуществить при децентрализации производства и управления.
Теория максимизации прибыли и теория максимизации роста предполагают, что у фирмы существует одна цель. Поведенческие теории выдвигают идею множественности целей фирмы.
Данный подход основывается на рассмотрении корпорации как сложной системы с определенной иерархией субъектов и объектов управления и соответствующей иерархией интересов и целей.
Жизнеспособность фирмы зависит от умения высших менеджеров согласовывать частные интересы субъектов фирмы с её стратегическими интересами.
В качестве способа гармонизации частных и общих интересов предлагается искусство компромисса. Основная идея состоит в следующем. Невозможно максимизировать все цели (прибыль, рост и т.д.), поэтому следует выбирать такую комбинацию целевых установок, которая отвечала бы интересам субъектов фирмы.
В поведенческих теориях фирмы учитывается влияние внешней среды, в которой функционирует фирма. К ней, как было ранее отмечено, относятся экономические, политические, социальные, экологические условия и т.д. Необходимо обеспечивать адекватность внутренней среды фирмы её внешней среде посредством гибкой реакции на изменения последней.
Каково экономическое содержание производственной функции?
Технологическую зависимость между затратами факторов производства и выпуском продукции отражает производственная функция, которая представляет собой отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из данного набора.
Итак, фирмы производят блага и услуги. Для этого они должны использовать в оптимальном сочетании факторы производства (труд, землю и капитал). Производственная функция строится для конкретной технологии. Совершенствование последней вызывает необходимость изменения производственной функции. Она может характеризовать как микроэкономические, так и макроэкономические взаимосвязи.
Производственная функция имеет следующий вид:
Q = f (a, b, c, d,...z), где
Q (quantity) - количество произведенных товаров и услуг;
a, b, c, d, ...z - факторы производства.
Часто используется двухфакторная модель, в который учитывается только влияние труда и капитала, поскольку для современного промышленного производства роль земли как фактора производства не столь важна. В общем виде двухфакторная производственная функция выглядит следующим образом: Q = f (K. L). Конкретный же вид производственной функции обусловлен технологией производства и зависит от краткосрочности или долгосрочности рассматриваемого периода.
В краткосрочном периоде по крайней мере один фактор производства остается постоянным, фирма не может ни покинут отрасль, ни в неё войти. В долгосрочном периоде все факторы производства переменны, фирмы могут как покинуть отрасль, так и войти в неё. Различие между указанными периодами характеризует два типа управленческих решений: тактические и стратегические.
В краткосрочном периоде в двухфакторной модели производства объем выпускаемой продукции является функцией переменного фактора. Таковым выступает труд. Короткий период достаточен для того, чтобы менять численность работников на действующих заводах, но недостаточен для строительства новых цехов и их оборудования. Производственная функция в коротком периоде имеет вид: Q = f(L).
В долгосрочном периоде предприниматель имеет возможность построить новый завод, оснастить его оборудованием и т.д. Поэтому в долгом периоде все факторы -переменные. Как правило, они являются не только дополнителями друг другу, но и, в определенных рамках, взаимозаменяемыми. В этом случае используется функция Кобба-Дугласа, являющаяся частным случаем производственной функции. Она имеет вид:
Y = A Ka Lb,
где Y (yield) - результат, выход продукции;
А - линейный коэффициент.
Степенные коэффициенты а и б служат показателями эластичности объема производства по капиталу и труду. Они показывают, на сколько процентов изменится выпуск продукции, если затраты капитала (труда) изменятся на 1%. Рассматриваемая функция не только показывает вклад каждого фактора, но позволяет определить суммарную отдачу использования факторов производства. Суммарное значение степенных коэффициентов позволяет оценить эффект масштаба производства.
Если a + b = 1, то имеет место нейтральный эффект масштаба.
При a + b > 1 эффект масштаба положительный, поскольку отдача факторов производства увеличивается. В результате роста масштабов производства возникает экономия благодаря специализации труда, повышению эффективности управления и т.д.
Если же a + b < 1, то отдача ресурсов снижается, поэтому эффект масштаба - отрицательный. Чрезмерное укрупнение предприятия приводит, в частности, к снижению эффективности управления и чрезмерным расходам не него.