Основные теории поведения фирмы как производителя. Однофакторные и двухфакторные функции продукта. Оптимум производителя

Фирма, или предприятие, - экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Из этого определения видно, что фирма как институт гораздо моложе домохозяйства. Этот институт появился как раз за счет отпочкования от домохозяйства процессов производства благ. Часть этих благ представляет собой предметы потребления, покупаемые домохозяйствам.

Теории поведения фирмы

В них утверждается, что при несовершенных рынках капитала и неконкурентных рынках управляющие могут стремиться к достижению целей, отличных от максимизации прибыли.

По мнению некоторых исследователей (Г. Саймон, Р. М. Сайерт, Дж. Г. Марч, С. Винтер), целью фирмы является максимизация не прибыли, а объема продаж.

Американский экономист Г. Саймон, получивший в 1978 г. Нобелевскую премию за исследование поведения фирмы, выдвинул теорию удовлетворения, согласно которой фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать.

Существует также эволюционная теория, в соответствии с которой фирмы могут только стремиться, но никогда не получают максимальной прибыли, так как они функционируют в мире неполной, порой искаженной информации, в постоянно меняющихся условиях, на которые им очень трудно адекватно реагировать. И все же в неоклассическом экономическом анализе и в учебниках экономики теория фирмы построена на предположении о стремлении фирмы максимизировать общую сумму своей прибыли. Основываясь на этой предпосылке (а она подтверждается практикой), можно описать поведение фирмы и научно обосновать принимаемые ею решения. Функция максимизации прибыли выполняется за счет получения как можно большей разницы между доходами и издержками фирмы.

Производственной функцией называется экономико-математическая модель, с помощью которой можно охарактеризовать зависимость результатов производственной деятельности предприятия, отрасли или национальной экономики в целом от повлиявших на эти результаты факторов.

Однофакторные производственные функции (т. е. функции с одной факторной переменной) относятся к наиболее простым производственным функциям. В данном случае результативной переменной является объём производства у, который зависит от единственной факторной переменной х. В качестве факторной переменной может выступать любая из вышеназванных переменных.

Двухфакторные производственные функции (функции с двумя факторными переменными) характеризуют зависимость объёма производства от каких-либо двух факторов, чаще от факторов объёма основного капитала и трудовых ресурсов. Чаще всего используются такие двухфакторные производственные функции как функции Кобба-Дугласа и Солоу.

Предельная норма замещения характеризует норму, по которой фирма может замещать один ресурс другим в производстве, то есть речь идет о технологической взаимозаменяемости ресурсов. Соотношение цен ресурсов характеризует норму, по которой фирма может заменить один ресурс другим, покупая их на рынке, то есть, речь идет об экономической взаимозаменяемости ресурсов. Так как предельная норма технологической замены капитала трудом равна соотношению предельных продуктов, можно утверждать, что оптимум производителя будет достигаться при равенстве соотношения предельных продуктов и соотношения цен, причем

1) если соотношение предельных продуктов будет превышать соотношение цен, то это значит, что выпуск может быть увеличен при тех же затратах путем замещения капитала – трудом.

2) если соотношение предельных продуктов будет меньше соотношения цен, это значит, что выпуск может быть увеличен при тех же затратах, путем замещения капиталом – труда.

3) если соотношение предельных продуктов равно соотношению цен, то любое изменение сочетаний ресурсов не улучшит положение фирмы.

2. Согласно второго подхода, оптимум производителя достигается при равенстве относительных предельных производительностей (-это предельный продукт в расчете на затраченный рубль).

Оптимум производителя достигается в случае, когда последняя денежная единица, израсходованная на труд, дает тот же прирост выпуска, что и последняя денежная единица, истраченная на капитал.

87. Рынки факторов производства. Специфические особенности факторных рынков

Рынки факторов производства — это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Важную роль играет использование первичных ресурсов — труда, капитала и земли. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Все факторы производства, используемые в хозяйственной деятельности, можно разделить на две группы:

1) материальные, к которым относятся капитал и земля;

2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант.

В современной экономике рынки факторов производства выполняют разнообразные функции, благодаря которым обеспечивается ресурсное обеспечение всех субъектов хозяйственной деятельности, решаются задачи рационального использования ограниченных ресурсов, формируются хозяйственные связи, решается проблема: что, как и для кого производить.

Наиболее просто спрос на факторы производства — ресурсы определяется в предположении, что фирма приобретает какой-то ресурс на конкурентном рынке и продает свою продукцию тоже на конкурентном рынке.

На рынке ресурсов спрос фирм на тот или иной ресурс вполне поддается объективной оценке и поэтому, если учесть все закономерности, возникающие на данном рынке, то механизм формирования спроса представляется более простым для понимания.

Важным обстоятельством является то, что рынки товаров и ресурсов тесно связаны между собой. Так, предложение товаров зависит от предложения ресурсов, используемых для производства данных товаров. В свою очередь, спрос на ресурсы зависит от спроса на товары, в производстве которых используются эти ресурсы.

Во-первых, изменение спроса на товарном рынке приводит к изменению цен на товар, что в свою очередь влияет на прибыльность данного производства. Изменение размера прибыли приведет к росту или снижению заинтересованности производить данный товар. Это напрямую влияет на спрос на необходимые для производства факторы.

Во-вторых, спрос на ресурс зависит от изменения технологий при производстве товаров. Изменения в производительности ставятся в зависимость от степени заинтересованности товаропроизводителя. На нее, в свою очередь, влияют ожидаемые изменения на товарном рынке, которые стимулируют инновационную активность.

В-третьих, существует в определенной степени взаимозаменяемость между видами производственных ресурсов. Цена, устанавливаемая на рынке на данный ресурс, может зависеть от величины альтернативных издержек замещения, а фактически от цен на другие ресурсы.

Таким образом, спецификой спроса на факторы производства является зависимость от спроса на товары.

Наши рекомендации