Фирма. Классификация фирм. Основные теории поведения производителя.

Фирма (firm) – это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).

Фирма – это субъект хозяйственной деятельности, основное звено рыночной экономики.

Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Классифицируя фирмы, с точки зрения собственности, следует иметь в виду, что в западных странах принято все, не относящееся к государственной собственности, именовать частной сферой. Но она далеко не однородна. В ее рамках различаются индивидуальная и групповая формы собственности, соответственно и три основных типа фирм: а) фирмы единоличного владения; б) партнерства, предприятия, которыми на паях владеют два лица и более; в) корпорации или акционерные общества.

Основными формами деловых предприятий являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах, управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т.е. является субъектом неограниченной ответственности).

Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

1) простота организации (учреждения, управления и т.д.);

2) свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т.д.);

3) сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).

Среди очевидных недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:

1) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);

2) отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности);

3) существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).

Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.

Основные права здесь принадлежат всем партнерам.

Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринимательской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.

Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обладают рядом недостатков (скудность финансовых средств, неограниченная ответственность и др.).

К ним, однако, добавляются новые. Главными из них являются разделение функций (в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов) и угроза потенциального распада партнерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).

Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб будущему (инвестициям в производство). Проедание средств создает инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы научно-технического прогресса и развития производства.

Корпорация. Третьим, основным видом делового предприятия является современная (открытая) корпорация.

Корпорация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.

Корпорация – общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации.

Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности).

Наряду с несомненными достоинствами корпорации обладают и вполне ощутимыми недостатками.

Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления.

Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, поскольку возможности контроля за деятельностью команды ослабляются.

Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляющими.

Другим крупным недостатком деятельности современной корпорации является двойное налогообложение. Дело в том, что часть дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом как часть дохода держателя акций. В результате большая часть прибыли превращается в налоги, уплачиваемые государству.

Регулируемая и государственная фирмы. Деятельность ряда фирм регулируется государством. В этом случае государство вводит ограничения на размеры прибыли, т.е. регулирует остаточный доход.

Такая политика государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного премирования и т.д.), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.

Государство не только регулирует деятельность частных фирм. Ряд фирм находится в собственности государства. Государственная собственность означает отсутствие права на свободную продажу имеющихся правомочий.

Таким образом, деятельность менеджеров не получает прямой рыночной оценки. Менеджеры государственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний.

Ослабление контроля открывает широкие возможности для оппортунистического поведения и различных злоупотреблений. Срок службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков.

Кооперативы образуются путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми.

В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по оптовым ценам, во втором – контролировать продажу произведенной ими продукции. Прибыль обычно не является самоцелью деятельности таких организаций, хотя появление ее не исключено.

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различают фирмы: промышленные, торговые, транспорта и связи, банковские и кредитно-финансовые, научно-исследовательские, инновационные, оказывающие различного вида услуги и др.

Одна из самых многочисленных и самая крупная по объему продаж группа – промышленные фирмы. Очень многочисленны фирмы, занятые торговлей (внутренней и внешней). Важная роль в странах с развитой рыночной экономикой принадлежит фирмам, связанным с проведением банковских, страховых, финансово-инвестиционных и других операций.

По количественному критерию фирмы принято подразделять на крупные (свыше 500 человек), мелкие (до 50 человек) и средние (от 50 до 500 чел.).

Размеры фирмы тесно связаны с отраслевой принадлежностью. Как правило, фирмы черной металлургии и машиностроения – это крупные предприятия; в легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей – в основном средние (у нас есть и крупные); в деревообрабатывающей, швейной, полиграфической – средние и близкие к мелким.

Устойчивость рыночной системы предполагает возможность ее равновесия, т.е. состояния, при котором фирма достигает максимальной эффективности производства и, следовательно, стабилизирует масштабы своей деятельности и объемы продаж.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может менять число своих фирм. Поскольку фирма может изменить все свои параметры, то она стремится расширить производство, снижая средние издержки.

24. Экономическое содержание производственной функции. Влияние фактора времени.

В реальной жизни в пределах используемой технологии предприниматель стремится найти наилучшее сочетание факторов производства (труд, земля, капитал) с тем, чтобы добиться наибольшего выхода продукции. Отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из этого набора факторов, характеризует производственную функцию. Производственная функцияописывает технологическую зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции. Она всегда строится для определенной технологической структуры. Улучшение технологии, увеличивающее максимально достигаемый объем выпускаемой продукции при любой комбинации факторов, всегда находит отражение в новой производственной функции. Производственную функцию можно использовать, чтобы определить минимальное количество затрат, необходимых для производства любого данного объема товаров.

Если весь набор факторов производства и ресурсов представить как затраты труда, материалов и капитала, производственная функция может быть описана следующим образом:

Q = f ( L, K, M ),

где Q - максимальный объем продукции, производимой при данной технологии и данном соотношении труда (L), капитала (К), материалов (М).

Производственная функция характеризует зависимость физического объема производства от количества используемых факторов производства. Хотя производственные функции различны для разных видов производств, все они обладают общими свойствами.

Существует предел для увеличения объема производства, которое может быть достигнуто увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях.Предполагается, например, что на фабрике при данном количестве станков и производственных помещений существует предел увеличения производства посредством привлечения большого количества рабочих. Прирост производства, который может быть достигнут от прироста рабочих, очевидно, будет приближаться к нулю. Действительно, можно достигнуть такой точки, когда каждый новый рабочий на фабрике будет способствовать скорее сокращению, а не увеличению выпуска продукции! Это может произойти, если рабочий не будет обеспечен оборудованием для работы, и его присутствие будет мешать работе других рабочих и снижать их эффективность.

Существует определенная взаимная дополняемость (комплементарность) факторов производства, но без сокращения объема производства возможна и определенная взаимозаменяемость этих факторов. Работники выполняют свою работу более эффективно, если они снабжены всеми необходимыми инструментами. Точно так же инструменты могут оказаться бесполезными в том случае, если работники не будут обладать необходимой для их применения квалификацией. Тем не менее в производстве возможно заменить один ресурс на другой. Для получения данного урожая определенный размер посевной площади может быть обработан множеством рабочих вручную без применения химических удобрений и пестицидов. Этот же участок для производства такого же урожая может быть обработан лишь несколькими рабочими, использующими сложные машины, различные удобрения и пестициды.

Для анализа используется производственная функция, называемая функцией Кобба - Дугласа:

Q = k · Ka · Lb,

где Q - максимальный объем продукта при заданных факторах производства;

K, L – соответственно, затраты капитала, труда;

k - коэффициент пропорциональности или масштабности;

a, b - коэффициенты эластичности объема производства, соответственно, по капиталу, труду или коэффициенты прироста Q, приходящиеся на 1 % прироста соответствующего фактора:

a +b = 1.

Изменение капитала и труда может происходить в обратном направлении. Если количество капитала (применяемого оборудования) увеличивается, то, следовательно, применение живого труда уменьшается. При этом возрастание одного фактора и уменьшение другого происходит таким образом, что общий объем производства остается на прежнем уровне.

Эту зависимость можно представить графически с использованием изокванты. Изокванта - это кривая, отражающая все различные варианты комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы для производства данного объема продукции (см. рис. 3).

Фирма. Классификация фирм. Основные теории поведения производителя. - student2.ru Р и с. 3. Производственная функция Кобба - Дугласа

С увеличением объемов используемых факторов возникает возможность выпуска большего объема продукции. Изокванта, отражающая производство большего объема продукта (Q2=300), будет расположена правее и выше предыдущей изокванты (Q1=200).

Количество использованных факторов К и L может одновременно меняться, соответственно, будет уменьшаться или увеличиваться объем продукта. Следовательно, может возникнуть множество изоквант, соответствующих разным объемам продукции, которые образуют карту изоквант.

Крутизна наклона изокванты характеризуется предельной нормой технологического замещения (MRTS). Предельная норма технологического замещения измеряется отношением изменения фактора K к изменению фактора L. Поскольку замена факторов проис-ходит в обратном отношении, то математическое выражение MRTS берется со знаком минус.

Фирма. Классификация фирм. Основные теории поведения производителя. - student2.ru

Если мы возьмем какую-либо точку на изокванте, например A, и проведем к ней касательную NM, то тангенс угла ее наклона даст нам значение MRTS (рис. 4).

Фирма. Классификация фирм. Основные теории поведения производителя. - student2.ru MRTS = tg a .

Наши рекомендации