ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ. Рассмотрим определение излишка производителя на основе графика построения кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы

Рассмотрим определение излишка производителя на основе графика построения кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ. Рассмотрим определение излишка производителя на основе графика построения кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы - student2.ru

При P1 = min AVC излишек производителя PS = 0, т.к. при Q1 убытки = FC;

при P2 = min ATC PS = P1P2 BA, хотя при Q2 Пэк = 0;

при P3 = MC(Q3) PS = P1P3FA.

• Излишек производителя тесно связан с прибылью фирмы:

Пэк = TR – (VC + FC)

PS = TR – VC = Пэк + FC.

Графически излишек производителя =

= площадь прямоугольника дохода P*CQ*0 – площадь прямоугольника FEQ*0
переменные издержки

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ. Рассмотрим определение излишка производителя на основе графика построения кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы - student2.ru

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ. Рассмотрим определение излишка производителя на основе графика построения кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы - student2.ru

• Излишек производителя можно представить на основе использования самой

кривой MC:как разность между общей выручкой и суммой предельных затрат, т.е

PS = TR – ∑MC (заштрихованная площадь).

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ. Рассмотрим определение излишка производителя на основе графика построения кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы - student2.ru Изменение цены товара и оптимального объема
выпуска приводит к изменению излишка
производителя.

При росте цены с Р1 до Р2 и увеличении объемов
выпуска с Q1 до Q2 излишек увеличивается на
величину площади трапеции Р1АВР2.

Поскольку постоянные издержки фиксированы, изменение излишка производителя
происходит исключительно за счет изменения размеров прибыли фиомы.

РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ И ОТРАСЛИ В ДОЛГОМ ПЕРИОДЕ
условия
  1. P = SMC = SATCmin   достижение оптимального объема выпуска для максимизации прибыли (P = SMC), который производится при оптимальном сочетании ресурсов в коротком периоде (P= SATCmin)  
  2. SATCmin = LATCmin   отсутствие стимулов к изменению размеров предприятия при данном объеме выпуска  
  3. SATCmin = LATCmin = P   отсутствие долгосрочных мотивов к входу − выходу из отрасли, так как экономическая прибыль равна 0 при данном объеме выпуска  
НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОЛГОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
вызывает
изменение планов фирм
1. P ≠ SMC   изменение объема выпуска при неизменных размерах фирмы  
P ≠ SATCmin изменение технологии для производства данного объема выпуска
2. SATCmin ≠ LATCmin изменение размеров предприятия
3. SATCmin ≠ LATCmin ≠ P :  
а) P < SATCmin выход из отрасли ( Пэк < 0 )
б) P > SATCmin вход в отрасль новых фирм ( Пэк > 0 )
  В долгом периоде действует тенденция к выравниванию затрат всех фирм отрасли, т.е. выполняется условие безубыточности: Пэк = 0, P = LATCmin  
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА НА ОТРАСЛЕВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ДОЛГОМ ПЕРИОДЕ
ПОВЫШЕНИЕ СПРОСА (S –const) СОКРАЩЕНИЕ СПРОСА (S –const)
получение экономической прибыли ( P > SATCmin, П экон > 0 ) появление убытков ( SAVCmin < P < SATCmin, Пэкон < 0)  
приток фирм отток фирм
  снижение цены и ликвидация экономической прибыли ( P = LATC min)     повышение цены и ликвидация убытков ( P = LATCmin )
восстановление долгосрочного равновесия P = LMC = LATCmin  
Характер кривой долгосрочного предложения отрасли зависит от влияния изменения числа фирм в отрасли на величину их издержек и показывает соотношение между ценой и объемом предложения в состоянии долгосрочного равновесия  
ФОРМЫ КРИВОЙ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТРАСЛИ ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ. Рассмотрим определение излишка производителя на основе графика построения кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы - student2.ru
Кривая предложения отрасли с постоянными издержками ( горизонтальная линия) ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ. Рассмотрим определение излишка производителя на основе графика построения кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы - student2.ru Увеличение числа фирм не влияет на цены ресурсов, издержки постоянны при любом объеме выпуска  
Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками (положительный наклон) ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ. Рассмотрим определение излишка производителя на основе графика построения кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы - student2.ru   Увеличение числа фирм повышает спрос на ресурсы относительно их предложения, в результате цены на ресурсы (и издержки) растут. Равновесие достигается при более высокой цене  
Кривая предложения отрасли с убывающими издержками (отрицательный наклон) ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ. Рассмотрим определение излишка производителя на основе графика построения кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы - student2.ru Увеличение числи фирм снижает цены на ресурсы (и издержки). Равновесие достигается при более низкой цене.  
Кривая предложения отрасли с различной комбинацией процессов (U-образная форма) ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ. Рассмотрим определение излишка производителя на основе графика построения кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы - student2.ru На долгосрочное предложение сначала может влиять снижение цены какого-либо ресурса, затем может появиться новый ограничивающий предложение фактор, и кривая долгосрочного предложения пойдет вверх.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------предполагает -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- оценка эффективности использования ограниченных ресурсов  
  ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ   использование минимума ресурсов для производства максимального объема выпуска (технически эффективное производство)   P = ATCmin   ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ   распределение ресурсов в соответствии с потребительскими вкусами (выпуск продукции определенного ассортимента)   P = MC
P = ATCmin = MC  

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Рыночная структура; совершенная и несовершенная конкуренция; конкурентная фирма; общий и предельный подход; правило закрытия и безубыточности; краткосрочное предложение конкурентной фирмы и отрасли; предельная, внутрипредельная, запредельная фирма в коротком периоде; долгосрочное равновесие конкурентной фирмы и отрасли; долгосрочная кривая предложения конкурентной отрасли: с постоянными, возрастающими, уменьшающимися издержками; общественная эффективность рыночной структуры

Наши рекомендации