Западноевропейские общества: краткая характеристика

Характеристика любого общества в любом случае должна охва­тывать экономические, социально-политические и социально-ментальные факторы. Для наглядности мы распределим эти фак­торы по шести рубрикам. Предварительно нужно отметить следу­ющее: характеристика аграрного общества отражает положение вещей, существовавшее в анализируемых странах в позднее сред­невековье.

1.5.1. Шесть характерных черт аграрного общества

а) В аграрном обществе подавляющая часть (самодеятельного) населения была занята в сельском хозяйстве, его доходы и бо­гатство в значительной мере основывались на сельском хозяй­стве и на владении землей. Только незначительная часть (самоде­ятельного) населения была занята в промышленности, торговле и в сфере услуг. Промышленные товары были немногочисленны и изготавливались в значительной мере на сельскохозяйствен­ных предприятиях. Специализация производства находилась в зачаточном состоянии. То обстоятельство, что вне сельского хо­зяйства было занято лишь незначительное число лиц, связано со следующими факторами.

б) Эффективность сельского хозяйства была невелика; излиш­ки — то есть то, что оставалось от сельскохозяйственной продук­ции после того, как был накормлен непосредственный произво­дитель — составляли лишь незначительную часть в пересчете на каждого производителя — крестьянина. Спрос на промышлен­ные изделия был незначительным и сравнительно устойчивым, предложение новых продуктов, так же как и спрос на них, по­чти полностью отсутствовали. Технический уровень производства определял ограниченный ассортимент промышленных изделий.

в) В аграрном обществе люди часто жили мелкими община­ми, в которых определяющим было натуральное хозяйства; ры­нок играл незначительную роль. Натуральный характер носили прежде всего отдельные хозяйства, хотя о самообеспечении можно говорить и на обще-деревенском уровне.

В аграрном обществе были и города, но городское население составляло только незначительную часть от общей численности населения. Это означает, что городскую жизнь следует скорее считать исключением, чем правилом. Города в Западной Европе, и отличие от городов в других регионах, обладали большей авто­номией, однако они зависели от государя, князя или другого суверена — он даровал им городские привилегии, —но внутри своей территории города были самостоятельными в юридичес­ком, социальном и экономическом смысле.

г) Социально-политическое устройство общества еще можно к общем считать феодальным. Это означает, что политическая власть осуществлялась главным образом на личной основе, при­чем в первую очередь местные феодалы обладали на своей тер­ритории многими «общественными» правами, которые они счи­тали своей «частной собственностью». Мы видим это, в частно­сти, на примере дворянства во Франции («сеньория») или в Англии («манор»). Такое феодальное политическое устройство покоилось на экономической основе (например, на феодальных повинностях), но имело своим следствием и характерную соци­альную иерархию (сословия); владение землей и политическая

власть — это два понятия, которые в аграрном обществе образу­ют единое целое. Аристократия, бюргерство и крестьянство иг­рали в четырех странах различную роль в возникавших коалици­ях и исход подобных коалиций тоже не всегда был одним и тем же; однако западноевропейское аграрное общество в общем можно назвать обществом сословий.

д) Что касается властных структур, то и в этом отношении афарное общество тоже имело свои отличительные особенности. Для их рассмотрения важна типология немецкого социолога и историка Макса Вебера (Max Weber) (1864-1920). Он различал в обществе три типа правления: традиционный, харизматический и рациональный. Здесь речь идет о том, каким образом осуществ­ляется правление, то есть каким образом происходит легитима­ция власти, появляются юридические основания для осуществ­ления властных функций. В аграрном обществе существовал так называемый традиционный образ правления. Традиционный об­раз правления осуществляется, согласно Веберу, на основании повседневной практики или рутины, которая считается непри­косновенной и освященной. Примерами его являются роль и по­ложение «отца семейства» (pater familias) или выводимые из этого понятия роль и статус государя — верховного сеньора.

Харизматическое правление мы встречаем прежде всего во времена катастроф и бедствий любого толка. Появляются при­рожденные вожди и в силу особой ситуации и особых качеств, с основанием или без оснований приписываемых такому лицу, его правление принимается. По прошествии некоторого времени ха­ризматическое правление может превратиться в традиционное, если повседневная практика сделает его обыденным явлением.

При рациональном правлении исходным моментом служит то обстоятельство, что само общество и властные взаимоотно­шения в нем основываются на договоре (договоренностях). Если одна из сторон не придерживается договоренностей, эти власт­ные отношения могут быть пересмотрены. Такие договоренности в ходе европейской истории обычно запечатлевались в конститу­циях. Из данной типологии явствует, что эта форма правления более уместна в индустриальном обществе и государстве всеоб­щего благосостояния, нежели в аграрном обществе. Итак, раци­ональное правление покоится на законе. Исходя из идеи обще­ственного договора, юристы полагают, что государственная власть должна быть отделена от личности властителя. На практике эта форма правления осуществляется чиновниками; они выступают от имени закона. Таким образом, в ситуации с так называемой легально-рациональной властью образ правления является след­ствием безличного закона, а не качеством харизматического руко­водителя или освященной традиции.

е) В качестве последней характерной черты аграрного общества назовем здесь тот факт, что только совсем незначительное число

И

людей умело читать и писать: большая часть населения была не­грамотна. Это явление связано с мелкомасштабностью многих про­явлений повседневной жизни, в результате чего достаточно было устной передачи знания, а также с принятием традиционного прав­ления, о котором речь шла выше. Традиционные отношения, ко­торые уже в силу своего длительного существования приобрета­ют некую обоснованность и законность, находят свое подтверж­дение в устных контактах. Все, что изложено на бумаге, может быть прочитано и многими другими людьми. Таким образом, уве­личивается вероятность того, что прочитанное будет подвергну­то критическому, рациональному анализу.

1.5.2. Шесть характерных черт индустриального общества

а) В индустриальном обществе в начале двадцатого века значи­тельная часть самодеятельного населения была, естественно, за­нята в промышленности. Акцент во все возрастающей степени перемещался в третичный сектор, сферу экономических и обще­ственных услуг.

б) Производительность сельского хозяйства в индустриальном обществе намного выше, чем в аграрном, а объем неаграрной продукции превосходит объем аграрного производства. Совер­шенно новым является то, что на рынок почти нескончаемым потоком поступают все новые товары. Индустриальная техноло­гия создает все новые продукты, тогда как аграрном обществе ассортимент товаров был довольно ограниченным.

в) В индустриальной стадии мелкомасштабность коммуналь­ного общежития почти полностью исчезает. Человеческие взаи­моотношения принимают деловой характер и основываются на договоренностях. Господствует крупномасштабное производство и большинство населения концентрируется в городах: происхо­дит урбанизации. Натуральное хозяйство или обеспечение через местный рынок уступает место снабжению через национальный или международный рынок.

г) Социально-политическое устройство основывается на ра­венстве всех граждан перед законом, на суверенитете народа в целом. Последнее означает, что государственная власть принад­лежит всему народу, а не одному лицу, как это было во времена абсолютизма при королевском режиме (ancien regime) во Фран­ции. Кроме того, государственная власть имеет прямую связь с правом, поэтому для характеристики государств этого типа упот­ребляется также термин «правовое государство».

д) Форма власти (правление) имеет рациональную основу и только в исключительных случаях покоится на харизматических или традиционных началах. В индустриальных обществах бюрок­ратия играет важную роль в обеспечении повседневного практи-

Западноевропейские общества: краткая характеристика - student2.ru

Каждая фигурка представляет 1 миллион человек (католиков, православ­ных или мусульман)

ческого функционирования власти. Являясь сама по себе рацио­нальным инструментом для управления государством, бюрокра­тия легко может выродиться в косную машину. Возможно также использование бюрократии в иррациональных политических це­лях. Можно вспомнить бюрократический аппарат таких обществ с тоталитарным образом правления, как нацистская Германия или коммунистическая Россия.

е) Последняя отличительная черта индустриальных обществ заключается в том, что почти каждый умеет читать и писать. Слож­ность общества этого типа делает необходимым знание вещей, находящихся вне прямой среды обитания каждого отдельного человека. Это подразумевает существование соответствующей системы коммуникаций. Наилучшим средством для распростра­нения знаний явилась письменность.

Огромная роль письменности, всеобщее образование и нали­чие прессы, радио и кино являются важными чертами индустри­альных обществ. Правда, существует опасность того, что эти сред­ства массовой коммуникации могут быть использованы в целях

пропаганды и, таким образом, будут служить инструментом ин-доктринации.

7.5.3. Шесть характерных черт

государства всеобщего благосостояния

а) В обществах, которые мы можем охарактеризовать как «госу­дарство всеобщего благосостояния», более половины всего са­модеятельного населения занято в сфере экономических и обще­ственных услуг. В этом секторе в качестве работодателя выступает прежде всего государство. Промышленность ориентируется в пер­вую очередь на прогрессивную технику, для которой требуется высококвалифицированный персонал.

б) Сельскохозяйственное производство, в котором участвует только незначительная часть самодеятельного населения, в вы­сокой степени механизировано и «индустриализировано». Био­индустрия, и овощеводство и садоводство играют важную роль. Производительность в промышленности продолжает расти, а сфера услуг становится главнейшим работодателем. В этой сфере особенно значительно возрастает производительность в банковс­ком деле, страховании и на транспорте.

в) Продолжается урбанизация и «настоящая» деревня теряет значительную часть своего прежнего населения. В результате со­кращения рабочего времени заметно увеличивается роль досуга и часть свободного времени люди проводят в сельской местнос­ти. Многие люди больше не рассматривают природу в качестве жизненно важного источника пропитания, а считают ее местом для проведения свободного времени.

г) В государстве всеобщего благосостояния, в системе суще­ствующего правового государства введены различные дополни­тельные права для граждан, страдающих от потери доходов из-за болезни, смерти партнера или старости.

д) Появление функций государства по социальной защите граждан ведет к тому, что государству ввиду его новых задач при­ходится расширять бюрократический аппарат. Гамма нововведе­ний дает властям больше возможности контролировать граждан и предотвращать злоупотребления этими нововведениями.

е) Государство всеобщего благосостояния считает одной из своих задач воспитание «совершеннолетних» граждан и это ведет к более критическому отношению к той же власти. Хотя инфор­мация, которая обрушивается на граждан через различные кана­лы, настолько обильна, что часто ведет к путанице и вытекаю­щей из нее апатии.

Три фазы капитализма

Ранее мы уже несколько раз употребляли термин капитализм, в частности при характеристике развития торговли, начиная со времен средневековья (торговый капитализм). Во многом благо­даря Луи Бланку (Lois Blank), утописту-социалисту, принимав­шему активное участие в революции 1848 года во Франции, и Карлу Марксу термин «капитализм» приобрел негативное звуча­ние. Мы употребляем термин «капитализм» для обозначения эко­номической системы, в которой производственный процесс орга­низован на принципах предпринимательства, а предпринимате­ли под свою ответственность и на свой риск действуют на сво­бодном рынке с целью получения максимальной прибыли. Это стремление к прибыли следует понимать не как необузданную алчность, а как стремление к просчитанной и постоянной при­быльности и рентабельности предприятий. Поскольку в чистом капитализме цены, заработная плата и производственные отно­шения регулируются только рынком, необходимо существова­ние свободного выбора профессии и свободы контракта.

Средневековые купцы, которые в своей деятельности ориен­тировались на отдаленные рынки, могут рассматриваться нами в качестве первых капиталистов. Поскольку они получали прибы­ли не столько путем непосредственного руководства производ­ством, а извлекали эти прибыли прежде всего из торговли, мы называем эту форму капитализма «торговым капитализмом». Иду­щее из средних веков деление на гильдии, а также экономико-политическое вмешательство, например, меркантилистов в сем­надцатом веке, ограничивали свободный рынок. Настроения в пользу свободного рынка стали господствующими в девятнадца­том веке, в первую очередь среди английских предпринимателей. Им удалось добиться высокой степени свободы в экономических действиях. Поэтому индустриальный капитализм девятнадцатого века больше всего соответствует описанной выше модели капи­тализма. Растущее вмешательство властей во всех четырех странах все больше ограничивало воздействие свободного рынка: эта фаза называется позднекапиталистической или фазой государства все­общего благосостояния.

Наши рекомендации