Западноевропейские общества: краткая характеристика
Характеристика любого общества в любом случае должна охватывать экономические, социально-политические и социально-ментальные факторы. Для наглядности мы распределим эти факторы по шести рубрикам. Предварительно нужно отметить следующее: характеристика аграрного общества отражает положение вещей, существовавшее в анализируемых странах в позднее средневековье.
1.5.1. Шесть характерных черт аграрного общества
а) В аграрном обществе подавляющая часть (самодеятельного) населения была занята в сельском хозяйстве, его доходы и богатство в значительной мере основывались на сельском хозяйстве и на владении землей. Только незначительная часть (самодеятельного) населения была занята в промышленности, торговле и в сфере услуг. Промышленные товары были немногочисленны и изготавливались в значительной мере на сельскохозяйственных предприятиях. Специализация производства находилась в зачаточном состоянии. То обстоятельство, что вне сельского хозяйства было занято лишь незначительное число лиц, связано со следующими факторами.
б) Эффективность сельского хозяйства была невелика; излишки — то есть то, что оставалось от сельскохозяйственной продукции после того, как был накормлен непосредственный производитель — составляли лишь незначительную часть в пересчете на каждого производителя — крестьянина. Спрос на промышленные изделия был незначительным и сравнительно устойчивым, предложение новых продуктов, так же как и спрос на них, почти полностью отсутствовали. Технический уровень производства определял ограниченный ассортимент промышленных изделий.
в) В аграрном обществе люди часто жили мелкими общинами, в которых определяющим было натуральное хозяйства; рынок играл незначительную роль. Натуральный характер носили прежде всего отдельные хозяйства, хотя о самообеспечении можно говорить и на обще-деревенском уровне.
В аграрном обществе были и города, но городское население составляло только незначительную часть от общей численности населения. Это означает, что городскую жизнь следует скорее считать исключением, чем правилом. Города в Западной Европе, и отличие от городов в других регионах, обладали большей автономией, однако они зависели от государя, князя или другого суверена — он даровал им городские привилегии, —но внутри своей территории города были самостоятельными в юридическом, социальном и экономическом смысле.
г) Социально-политическое устройство общества еще можно к общем считать феодальным. Это означает, что политическая власть осуществлялась главным образом на личной основе, причем в первую очередь местные феодалы обладали на своей территории многими «общественными» правами, которые они считали своей «частной собственностью». Мы видим это, в частности, на примере дворянства во Франции («сеньория») или в Англии («манор»). Такое феодальное политическое устройство покоилось на экономической основе (например, на феодальных повинностях), но имело своим следствием и характерную социальную иерархию (сословия); владение землей и политическая
власть — это два понятия, которые в аграрном обществе образуют единое целое. Аристократия, бюргерство и крестьянство играли в четырех странах различную роль в возникавших коалициях и исход подобных коалиций тоже не всегда был одним и тем же; однако западноевропейское аграрное общество в общем можно назвать обществом сословий.
д) Что касается властных структур, то и в этом отношении афарное общество тоже имело свои отличительные особенности. Для их рассмотрения важна типология немецкого социолога и историка Макса Вебера (Max Weber) (1864-1920). Он различал в обществе три типа правления: традиционный, харизматический и рациональный. Здесь речь идет о том, каким образом осуществляется правление, то есть каким образом происходит легитимация власти, появляются юридические основания для осуществления властных функций. В аграрном обществе существовал так называемый традиционный образ правления. Традиционный образ правления осуществляется, согласно Веберу, на основании повседневной практики или рутины, которая считается неприкосновенной и освященной. Примерами его являются роль и положение «отца семейства» (pater familias) или выводимые из этого понятия роль и статус государя — верховного сеньора.
Харизматическое правление мы встречаем прежде всего во времена катастроф и бедствий любого толка. Появляются прирожденные вожди и в силу особой ситуации и особых качеств, с основанием или без оснований приписываемых такому лицу, его правление принимается. По прошествии некоторого времени харизматическое правление может превратиться в традиционное, если повседневная практика сделает его обыденным явлением.
При рациональном правлении исходным моментом служит то обстоятельство, что само общество и властные взаимоотношения в нем основываются на договоре (договоренностях). Если одна из сторон не придерживается договоренностей, эти властные отношения могут быть пересмотрены. Такие договоренности в ходе европейской истории обычно запечатлевались в конституциях. Из данной типологии явствует, что эта форма правления более уместна в индустриальном обществе и государстве всеобщего благосостояния, нежели в аграрном обществе. Итак, рациональное правление покоится на законе. Исходя из идеи общественного договора, юристы полагают, что государственная власть должна быть отделена от личности властителя. На практике эта форма правления осуществляется чиновниками; они выступают от имени закона. Таким образом, в ситуации с так называемой легально-рациональной властью образ правления является следствием безличного закона, а не качеством харизматического руководителя или освященной традиции.
е) В качестве последней характерной черты аграрного общества назовем здесь тот факт, что только совсем незначительное число
И
людей умело читать и писать: большая часть населения была неграмотна. Это явление связано с мелкомасштабностью многих проявлений повседневной жизни, в результате чего достаточно было устной передачи знания, а также с принятием традиционного правления, о котором речь шла выше. Традиционные отношения, которые уже в силу своего длительного существования приобретают некую обоснованность и законность, находят свое подтверждение в устных контактах. Все, что изложено на бумаге, может быть прочитано и многими другими людьми. Таким образом, увеличивается вероятность того, что прочитанное будет подвергнуто критическому, рациональному анализу.
1.5.2. Шесть характерных черт индустриального общества
а) В индустриальном обществе в начале двадцатого века значительная часть самодеятельного населения была, естественно, занята в промышленности. Акцент во все возрастающей степени перемещался в третичный сектор, сферу экономических и общественных услуг.
б) Производительность сельского хозяйства в индустриальном обществе намного выше, чем в аграрном, а объем неаграрной продукции превосходит объем аграрного производства. Совершенно новым является то, что на рынок почти нескончаемым потоком поступают все новые товары. Индустриальная технология создает все новые продукты, тогда как аграрном обществе ассортимент товаров был довольно ограниченным.
в) В индустриальной стадии мелкомасштабность коммунального общежития почти полностью исчезает. Человеческие взаимоотношения принимают деловой характер и основываются на договоренностях. Господствует крупномасштабное производство и большинство населения концентрируется в городах: происходит урбанизации. Натуральное хозяйство или обеспечение через местный рынок уступает место снабжению через национальный или международный рынок.
г) Социально-политическое устройство основывается на равенстве всех граждан перед законом, на суверенитете народа в целом. Последнее означает, что государственная власть принадлежит всему народу, а не одному лицу, как это было во времена абсолютизма при королевском режиме (ancien regime) во Франции. Кроме того, государственная власть имеет прямую связь с правом, поэтому для характеристики государств этого типа употребляется также термин «правовое государство».
д) Форма власти (правление) имеет рациональную основу и только в исключительных случаях покоится на харизматических или традиционных началах. В индустриальных обществах бюрократия играет важную роль в обеспечении повседневного практи-
Каждая фигурка представляет 1 миллион человек (католиков, православных или мусульман)
ческого функционирования власти. Являясь сама по себе рациональным инструментом для управления государством, бюрократия легко может выродиться в косную машину. Возможно также использование бюрократии в иррациональных политических целях. Можно вспомнить бюрократический аппарат таких обществ с тоталитарным образом правления, как нацистская Германия или коммунистическая Россия.
е) Последняя отличительная черта индустриальных обществ заключается в том, что почти каждый умеет читать и писать. Сложность общества этого типа делает необходимым знание вещей, находящихся вне прямой среды обитания каждого отдельного человека. Это подразумевает существование соответствующей системы коммуникаций. Наилучшим средством для распространения знаний явилась письменность.
Огромная роль письменности, всеобщее образование и наличие прессы, радио и кино являются важными чертами индустриальных обществ. Правда, существует опасность того, что эти средства массовой коммуникации могут быть использованы в целях
пропаганды и, таким образом, будут служить инструментом ин-доктринации.
7.5.3. Шесть характерных черт
государства всеобщего благосостояния
а) В обществах, которые мы можем охарактеризовать как «государство всеобщего благосостояния», более половины всего самодеятельного населения занято в сфере экономических и общественных услуг. В этом секторе в качестве работодателя выступает прежде всего государство. Промышленность ориентируется в первую очередь на прогрессивную технику, для которой требуется высококвалифицированный персонал.
б) Сельскохозяйственное производство, в котором участвует только незначительная часть самодеятельного населения, в высокой степени механизировано и «индустриализировано». Биоиндустрия, и овощеводство и садоводство играют важную роль. Производительность в промышленности продолжает расти, а сфера услуг становится главнейшим работодателем. В этой сфере особенно значительно возрастает производительность в банковском деле, страховании и на транспорте.
в) Продолжается урбанизация и «настоящая» деревня теряет значительную часть своего прежнего населения. В результате сокращения рабочего времени заметно увеличивается роль досуга и часть свободного времени люди проводят в сельской местности. Многие люди больше не рассматривают природу в качестве жизненно важного источника пропитания, а считают ее местом для проведения свободного времени.
г) В государстве всеобщего благосостояния, в системе существующего правового государства введены различные дополнительные права для граждан, страдающих от потери доходов из-за болезни, смерти партнера или старости.
д) Появление функций государства по социальной защите граждан ведет к тому, что государству ввиду его новых задач приходится расширять бюрократический аппарат. Гамма нововведений дает властям больше возможности контролировать граждан и предотвращать злоупотребления этими нововведениями.
е) Государство всеобщего благосостояния считает одной из своих задач воспитание «совершеннолетних» граждан и это ведет к более критическому отношению к той же власти. Хотя информация, которая обрушивается на граждан через различные каналы, настолько обильна, что часто ведет к путанице и вытекающей из нее апатии.
Три фазы капитализма
Ранее мы уже несколько раз употребляли термин капитализм, в частности при характеристике развития торговли, начиная со времен средневековья (торговый капитализм). Во многом благодаря Луи Бланку (Lois Blank), утописту-социалисту, принимавшему активное участие в революции 1848 года во Франции, и Карлу Марксу термин «капитализм» приобрел негативное звучание. Мы употребляем термин «капитализм» для обозначения экономической системы, в которой производственный процесс организован на принципах предпринимательства, а предприниматели под свою ответственность и на свой риск действуют на свободном рынке с целью получения максимальной прибыли. Это стремление к прибыли следует понимать не как необузданную алчность, а как стремление к просчитанной и постоянной прибыльности и рентабельности предприятий. Поскольку в чистом капитализме цены, заработная плата и производственные отношения регулируются только рынком, необходимо существование свободного выбора профессии и свободы контракта.
Средневековые купцы, которые в своей деятельности ориентировались на отдаленные рынки, могут рассматриваться нами в качестве первых капиталистов. Поскольку они получали прибыли не столько путем непосредственного руководства производством, а извлекали эти прибыли прежде всего из торговли, мы называем эту форму капитализма «торговым капитализмом». Идущее из средних веков деление на гильдии, а также экономико-политическое вмешательство, например, меркантилистов в семнадцатом веке, ограничивали свободный рынок. Настроения в пользу свободного рынка стали господствующими в девятнадцатом веке, в первую очередь среди английских предпринимателей. Им удалось добиться высокой степени свободы в экономических действиях. Поэтому индустриальный капитализм девятнадцатого века больше всего соответствует описанной выше модели капитализма. Растущее вмешательство властей во всех четырех странах все больше ограничивало воздействие свободного рынка: эта фаза называется позднекапиталистической или фазой государства всеобщего благосостояния.