Экономическая теория бюрократии.

Одно из направлений теории общ-ого выбора, изучающее функционирование орг-ий, которые не производят имеющих ценностную оценку благ и чьи доходы не связаны с продажей результатов их деятельности.

Появление института бюрократии обусловлено (с точки зрения неоинст. Теории) более низкими издержками по обслуживанию процесса разработки и осуществления отдельных мероприятий по управлению обществом, а также издержками контроля по сравнению с конкурирующими структурами.Такая позиция обосновывается в работах М.Вебера. Веберовская концепция рациональной бюрократии предполагает следующее:

1.иерархическая структура полномочий чиновников

2.должность – основной вид деят-сти, дающий жалованье и перспективу повышения по службе

3.обезличенность

4.специальные знания, их наличие

Все эти черты образуют критерии, по которым можно определить бюрократическую систему:

1.бюрократическая юрисдикция чётко зафиксирована нормативным образом

2.орг-иябюр. Структуры опирается на строгие принципы должностной субординации

3.вся внутриорганизационная деят-стьосущ-ся в форме письменных док-тов

4. все должностные лица – хорошие специалисты в области администрирования, компетентными не только в сфере своих обязанностей, но и в области норм, правил и процедур бюр. –ой организации в целом.

Т.О, бюр. Орг-ия становится более рациональным институциональным устройством для решения сложных задач управления в современном обществе, и основа её – в обезличенности её функционирования, дающеё гарантии от произвола конкретных исполнителей.

2. см. вопрос 2, билет 6.

3.Индекс восприятия коррупции рассчитывается ежегодно с 1993 года на основе данных 17 опросов, проведенных независимыми исследовательскими центрами, и учитывает мнение предпринимателей, аналитиков специалистов по оценке рисков. На результаты опросов влияют факторы: прозрачность юридических канонов, зрелость ведомственных структур, степень либерализации, трудность получения лицензий и регистрации, эффективность судопроизводства, уровень компетентности бюрократии, эффективность и прозрачность фискальной системы. 10 баллов коррупции нет, 0-1 очень высокий уровень.

4. Предложение (Qs) - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени. Временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке)

Предложение на рынке товаров и услуг определяет количество продукта, которое продавцы предлагают по различным альтернативным ценам. Масштабы производства, характеризующие предложение, напрямую зависят от желаний покупателей включить данный товар в потребительскую корзину. Категория предложения определяет закон предложения: между количеством произведенной продукции и ее ценой существует прямая зависимость. Это означает, что при повышении общего уровня цен производители будут стремиться реализовать как можно больше товаров, поскольку заинтересованы в максимизации прибыли. В основе такой зависимости лежит закон убывающей отдачи или предельной производительности: увеличение расхода факторов производства рано или поздно приводит к такой ситуации, при которой отдача от каждой дополнительной единицы произведенной продукции уменьшается.

На предложение влияет 2 вида факторов.

1. Ценовые факторы связаны непосредственно с динамикой цен на товары и услуги.

2. Неценовые факторы:

1) изменение цен на ресурсы. Для производства фирма закупает сырье и оборудование. При повышении их стоимости издержки предприятия становятся слишком высокими, и фирма вынуждена сокращать масштабы производства, что вызывает снижение величины предложения на рынке;

2) разработка новых технологий позволяет фирме повысить эффективность производства и количество произведенного продукта;

3) динамика величины налогообложения. Налоги представляют собой регулярные отчисления из бюджета фирмы в казну государства. Их увеличение вызывает сжатие объемов производства и, как следствие, снижение предложения;

4) изменение цен на другие товары. Повышение уровня цен на один товар вызывает сокращение предложения товаров-заменителей (масло и маргарин) и рост поставки товаров-дополнителей (бензин и автомобили);

5) численность продавцов на рынке. При совершенной конкуренции множество фирм производят однородный товар. Это может привести к нарушению динамики предложения, поскольку поставка продукции увеличивается, что не соответствует величине спроса;

6) монополизм подразумевает сосредоточение функции контроля цен в руках одной организации. Фирмы-монополисты устанавливают завышенные цены на свой продукт, несоразмерные с его ценностью и издержками производства.

5.Административное планирование – это привлечение нужных людей, поиск нужной информации и подготовка благоприятной для переговоров обстановки. Это включает в себя организацию переговорной команды, т.е. распределение определенных функций между членами команды, решение того, как будет распространяться информация, определение моментов, в которые команда будет удаляться на закрытое совещание и брать перерывы во время переговоров, и т.д. Сюда также входит планирование того, как получить информацию о целях, потребностях и истории переговоров другой стороны.

Билет 8.

Наши рекомендации