Основные положения теории поиска бюрократической ренты.

Все участники политического рынка и рынка общественных благ, обслуживаемого гос-ыми чиновниками, изображаются в теории как искатели ренты(политической или бюрократической), т.е. как лица, стремящиеся к получению личных выгод за счёт политического или общественного процесса. Под рентой понимается превышение оплат услуг фактора над его конкурентным уровнем, то есть тем уровнем оплаты, который складывался бы в условиях совершенной конкуренции. Бюрократическая рента – доход незаконно полученный, гос-ым чиновником, который использует своё должностное положение для получения данного дохода(взятки, подарки).

Таким образом, бюрократполучает доход, который можно трактовать как захват искусственно созданного трансферта (админ. барьера).

2.Теория государства по Дж. Бьюкенену. Теория «контрактного государства».

1. Государство –особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданам в части прав по контролю за своей деятельностью в таких сферах как:

1. спецификация и

2. защита прав собственности

3.разработка стандартов мер и весов

4.правоохранительная деятельность

5.производство общественных благ

Теория государства Дж. Бьюкенена – теория контрактного государства.

Сущностные характеристики контрактного государства:

- контрактное государство – государство защищающее: государство выполняет функцию защиты и спецификации прав собственности.

- цель контрактного государства - достижение распределения прав собственности, которое максимизирует совокупный доход общества на основе формирования класса эффективных собственников;

- государство использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами правомочий и в их интересах;

- граждане рассматривают уплату налогов как добровольно принятую на себя обязанность (а не как повинность);

- предпосылка существования контрактного государства: наличие четких конституционных рамок деятельности государства.

- существование механизмов участия граждан в деятельности государства (демократические процедуры) ;

- наличие альтернативных механизмов спецификации и защиты прав собственности. (В качестве таковых могут выступать: другие государства; оппозиция; мафия; третейский судья, например, Европейский суд).

3.QWERTY-эффект

Как отмечает Д. Норт, "приращение изменений в технологической сфере, однажды принявшее определенное направление, может привести к победе одного технологического решения над другими даже тогда, когда первое технологическое направление, в конце концов, оказывается менее эффективным по сравнению с отвергнутой альтернативой".

Хрестоматийном примером такого неэффективного технологического развития стала проблема QWERTY-эффекта, изложенная в работе П.Дэвида и получившая дальнейшее развитие в работах В.М.Полтеровича применительно к институтам и определенная как институциональная ловушка.

Основные положения теории поиска бюрократической ренты. - student2.ru В 1985 г. П. Дэвид показал, что общепринятая раскладка клавиатур печатающих устройств «QWERTY» стала результатом победы менее эффективного стандарта над более эффективными, причем выбор определялся в первую очередь конкретными, достаточно случайными, обстоятельствами момента выбора, а впоследствии изменение стандарта стало невозможным из-за очень больших затрат. Дальнейшее изучение QWERTY-эффектов показало их широкое распространение во всех отраслях техники (стандарт видеозаписи, выбор колеи железной дороги, и т. д.). Многие экономисты восприняли наличие QWERTY-эффектов как опровержение «аксиомы» либеральной экономики об обязательном отборе самого эффективного варианта в ходе конкуренции и даже как аргумент в пользу централизованной государственной экономики.

4.Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);Незаметное для покупателя изменение уровня цен;Консерватизм покупателей во вкусах;Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность). Точечная эластичность - эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения.

Основные положения теории поиска бюрократической ренты. - student2.ru Точечная эластичность представляет собой точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменениям цен, доходов и т. д. Точечная эластичность отражает реакцию спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение цены, доходов и других факторов. Нередко возникает ситуация, когда необходимо знать эластичность на определенном участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому. В данном варианте обычно функция спроса или предложения не задана.

Чтобы определить эластичность при цене Р, следует установить наклон кривой спроса в точке А, т. е. наклон касательной (LL) к кривой спроса в этой точке. Если прирост цены (ДР) незначителен, прирост объема (AQ), определяемый касательной LL, приближается к действительному. Из этого вытекает, что формула точечной эластичности представляется таким образом:Если абсолютное значение Е больше единицы, спрос будет эластичным. Если абсолютное значение Е меньше единицы, но больше нуля - спрос неэластичен.Дуговая эластичность - примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменения цены, дохода и других факторов.Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения. Эластичность спроса по цене - это отношение относительного изменения спроса (Q) к относительному изменению цены (Р), которое на рис. 4 изображено точкой М.Дуговая эластичность математически может быть выражена таким образом:Р0 - начальная цена;Q0 - начальный объем спроса;P1 - новая цена; Q1 - новый объем спроса.Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов.Коэффициент дуговой эластичности, по утверждению Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда, всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цены.Итак, при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула точечной эластичности, а при больших (например, свыше 5% от начальных величин) используется формула дуговой эластичности.

5.Издержки производства — затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.

Билет 9.

1.Бюрократический механизм принятия решений: объективные и субъективные факторы.

Объективные: временные лаги, внешний лаг, лаг воздействия.

Внутренний лаг - промежуток времени между моментом принятия решения и его результатами. Делится на:

лаг признания – промежуток времени для осознания самой проблемы;

лаг решения – время между осознанием проблемы и принятием конкретного решения.

Внешние лаг – промежуток времени между принятием решения и конкретными результатами. Делится на лаг воздействия – период, в течение которого изменяется инстит. среда и эффект, возникающий из-за отрицательных экстерналий отдельных статей бюджета.

Субъективные факторы:

«Парадокс Кондорсе» - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. В результате данного парадокса принятие решений при определенных условиях зависит от процедуры голосования вопросов.

Лоббизм - система контр и агентств крупных монополий при законодательных органах, оказывающих в интересах этих монополий воздействие на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных законов и т.п.

Логроллинг — практику взаимной поддержки путем "торговли голосами". Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат "покупает", отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.

2.Государство по Норту. Теория «эксплуататорского государства».

Государство –особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданам в части прав по контролю за своей деятельностью в таких сферах как:

1. спецификация и

2. защита прав собственности

3.разработка стандартных мер и весов

4.правоохранительная деятельность

5.производство общественных благ

Теория государства Д. Норта – теория эксплуататорского государства.

Сущностные характеристики «эксплуататорского» государства:

- главная цель эксплуататорского государства - достижение посредством спецификации и защиты прав собственности такой «структуры собственности, которая максимизирует ренту правителя», даже если это достигается в ущерб благосостоянию общества в целом. (Например, короли передавали средневековым корпорациям множество исключительных прав, тормозивших развитие ремесел и технический прогресс, получая взамен поддержку и источник устойчивых поступлений).

- государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений), а точнее, - дохода группы, контролирующей государственный аппарат;

- оппортунистическое поведение граждан;

- оппортунистическое поведение государства в лице чиновников: поведение чиновников не ограничивается рамками социального контракта (Конституцией) - чиновники осуществляют постоянную экспансию в новые сферы взаимодействия экономических агентов с целью получения личной выгоды (увеличения личных доходов и объема ресурсов, проходящих через государственный бюджет).

Наиболее очевидные признаки государства «эксплуататорского»:

- огромная доля расходов на содержание силовых структур в государственном бюджете;

- соотношение различных видов налоговых поступлений: а) при преобладании специальных налогов и рентных платежей налоговая политика носит конфискационный характер; б) при преобладании "рыночных" налогов - налог на прибыль, НДС, акцизы, подоходный и имущественный налоги – налоговая политика подчинена стимулированию общественного производства, увеличению производства общественного продукта.

- соотношение между фактическими налоговыми поступлениями и начисленными налогами (рассчитываются исходя из реальных размеров базы налогообложения): чем выше собираемость налогов, тем ближе государство к модели контрактного др.

3.Бюрократическая рента –доход незаконно полученный, государственным чиновником, который использует свое должностное положение для получения данного дохода (например, взятки, подарки).

4.Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов: Значимость товара для бюджета семьи. Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости. Консерватизм во вкусах. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).

Закон Энгеля, его графическая интерпретация (кривые Энгеля). Закон Эйнгеля — экономический закон, согласно которому, поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.Кривая Эйнгеля — график, иллюстрирующий зависимость между объёмом потребления товаров или услуг и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.

5.Экономическая эффективность-— это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса.[1]

Экономическая эффективность — результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы и является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики.

На микроэкономическом уровне — это отношение произведённого продукта (объём продаж компании) к затратам (труд, сырьё, капитал) минус единица.На макроэкономическом уровне, экономическая эффективность равна отношению произведённого продукта (ВВП) к затратам (труд, капитал, земля) минус единица. Можно отдельно оценивать эффективность капитала, эффективность труда и эффективность земли (недр).

Билет 10.

1.Прямая и представительная демократия как виды политической системы: сравнительный анализ (суть; плюсы и минусы в свете трансакционных издержек)

При прямой демократии каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по конкретному вопросу.

При представительной демократии граждане делегируют свои права избираемым в законодательные органы представителям, которые и принимают решения, в том числе связанные с производством и распределением общественных благ.

И прямая и представительная демократия имеют свои «плюсы» и «минусы». Прямая демократия позволяет принимать решение, отвечающее интересам большинства членов общества. В тоже время издержки принятия решений при представительной демократии значительно ниже, поскольку нет необходимости собирать референдум по каждому случаю, связанного с изменением законодательства. Однако при представительной демократии значительно взрастает риск того, что решение будет принято в интересах отдельных лиц или групп, а не общества в целом.

2.Государство –особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданам в части прав по контролю за своей деятельностью в таких сферах как:

1. спецификация и

2. защита прав собственности

3.разработка стандартных мер и весов

4.правоохранительная деятельность

5.производство общественных благ

Государство в рамках неоинституциональной теории: Государство - особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданами части прав по контролю за своей деятельностью в сферах: спецификации и защиты прав собственности; создания каналов обмена информацией; разработки стандартов мер и весов; создания каналов физического обмена товарами и услугами; правоохранительной деятельности и производства общественных благ. В этих сферах государство получает право легитимного, то есть основанного на социальном контракте, принуждения и насилия».

Теория государства Олсона – теория эксплуататорского государства, которое Олсон сравнивает с «оседлым бандитом».

В соответствии с данной теорией авторитарное государство ассоциируется с «оседлым бандитом», так как насильственным образом отбирает у жителей на определенной территории часть доходов в виде налогов.

Однако, - рассуждает М. Олсон, - «оседлый бандит» намного лучше «бандита-гастролера», поскольку последний стремится отобрать все. Если же «оседлому бандиту» удастся монополизировать грабежи и воровство на своей территории, тогда его жертвам не придется беспокоиться о том, что их ограбит кто-то другой.

Поскольку все жертвы «оседлого бандита» представляют для него источник налоговых поступлений, у него есть побудительный мотив защищать этих людей.

Когда грабежи и кражи монополизированы, жертвы этих преступлений могут рассчитывать на то, что им удастся что-то накопить из средств, оставшихся после выплаты налогов. И, следовательно, у них имеется побудительный мотив к накоплению и инвестированию, что, в свою очередь, увеличит их капитал и налоговые поступления в адрес «оседлого бандита» в будущем.

Гигантское увеличение масштабов производства, обыкновенно сопровождающее установление мирового порядка и появление прочих общественных благ, приносит «оседлому бандиту» большую добычу, чем он мог бы получить, если бы не ввел для населения властный порядок и управление.

3.Политическая рента — это получение прибыли путем политического процесса. Группы давления получают политическую ренту, когда законодатели принимают правительственные решения о введении импортных пошлин, выделении многомиллиардных средств для закупки продукции, выдачи субсидий, кредитов и т.п.

4.При́быль —превышениевденежномвыражении доходов (выручки от реализации товаров и услуг) над затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка – Затраты

Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.ПРИБЫЛЬ БУХГАЛТЕРСКАЯ — прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды.

Формула расчёта бухгалтерской прибыли:
Основные положения теории поиска бюрократической ренты. - student2.ru

Экономическая прибыль — это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.

Формула расчёта экономической прибыли:
1)
Основные положения теории поиска бюрократической ренты. - student2.ru
2)
Основные положения теории поиска бюрократической ренты. - student2.ru 5.БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
— издержки, осуществляемые фирмой единожды, не требующие повторных затрат, не зависящие от объема производства, которые в то же время не могут быть возвращены фирмой. К таким издержкам относится, например, стоимость вывески фирмы.

Билет 11.

1.Дж. Бьюкенен приходит к выводу: для того, чтобы вернуть государство к первоначальным целям, и прежде, чем критиковать результаты деятельности политиков, необходимо разработать «конституцию экономической политики» и выявить те правила и ограничения, в рамках которых принимаются политические решения. В частности, по его мнению, политические принципы и системы обеспечения и соблюдения закона должны быть выработаны до возникновения явных нарушений, а правила должны носить всеобщий характер. Способом разрешения противоречия между рациональностью и эффективностью становится конституционный выбор – выбор самых общих правил политической жизни.

Ф.Хайек обращает внимание на принципы, положенные в Конституции и указывает на то, что орг-ия влиятельных групп особых интересов невозожна без помощи правительства. Жертвами же становятся потребители, налогоплательщики, старики и др.Ограничена должна быть любая власть, особенно демократическая, писал он. Главное назначение конституц. правил – строжайшее ограничение прав центр.власти, какой бы демокр. курс она бы не проводила.

2.В основе нелегальных экономических отношений в России лежит возможность приватизировать любое общественное благо и пустить его в теневой оборот. Теневая экономика в России выступает как приватизированное государство или теневое «парагосударство». В январе 1992 года появились новые стимулы для развития теневой экономики: неспособность государства вполнять свои функции, нарушение «statusquo» в обществе, ослабление системы наказания, развал системы правовых институтов. Рост коррупции.

3.«Парадокс Кондорсе» - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. В результате данного парадокса принятие решений при определенных условиях зависит от процедуры голосования вопросов.

4.Факторы производства-необходимые для производства ресурсы, классифицируемые по крупным группам. Фактор труд. Представляет собойцелесообразнуюхоз-уюдеят-сть людей, направленную на удовлетворение потребностей и получение дохода. Фактор земля(источник плодородия, ископаемых, место, где находится человек и территория расположения заводов, предприятий и т.д.).

Фактор Капитал - все созданные человеком средства производства длительного или краткого пользования. Фактор предпринимательская способность. Без предпринимателя невозможно эффективное соединение факторов производства.

5.ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ [marginalcost] — показатель предельного анализа производственной деятельности, дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции.

Билет 12.

1.Проблема коррупции: суть проблемы, методы противодействия

С институциональной точки зрения, институт коррупции следует рассматривать как процесс формирования постоянно воспроизводящихся устойчивых неформальных отношений в обществе, которые влияют на рост трансакционных издержек и снижение эффективности экономической системы в целом. Эти отношения возникают как на микроуровне – взятка мелкому чиновнику, так и на макроуовне – взятка высокопоставленному государственному чиновнику.

Процесс институционализации коррупции означает синтез административной и политической коррупции, когда решения принимаются коррумпированными политиками не в интересах частных компаний, но в интересах коррумпированных бюрократических структур.

Методы борьбы: принятие эффективных норм и ограничений, усиление конкуренции в сфере госслужащих, учёт мнений граждан, установление зависимости между заработной платой, карьерным ростом и эффективностью их работы, создание внутренних встроенных стабилизаторов роста бюджета.

2.Институциональная ловушка —неэффективность сложившихся институтов, устойчивых правил, т.е. повторяющееся следование поведенческим установкам, приводящим к неблагоприятным экономическим последствиям; другими словами, устойчивый неэффективный институт.

Два выхода из ловушки:

Эволюционный(условия выхода формируются самой эк-ой системой – ускорение эк-ого роста, системный кризис)

Революционный(ликвидация и замена неэффективной нормы происходит насильственным путём)

Издержки выхода:.установления новой нормы,преодоления культурной инерции, связанные с разрушением мехагизма лоббирования старой нормы, адаптации новой нормы к сущ-ей институц. Среде, создания сопутствующих норм.

3.Теорема о невозможности : когда предметом общественного выбора становится решение, предполагающее ухудшение положения отдельных членов общества(даже если общество в целом от него выигрывает), то не всегда сущ-ет возможность сделать выбор одновременно рациональным и недиктаторским(учитывающим все мнения).

4.Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде яв­ляется тот факт, что все они носят переменный характер — фир­ма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени, чтобы принять решение покинуть данный ры­нок или вступить на него, прейдя из другой отрасли. Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и сред­них переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу продукции (LATC), которые по сути своей являются од­новременно и средними переменными издержками. Основные положения теории поиска бюрократической ренты. - student2.ru Основные положения теории поиска бюрократической ренты. - student2.ru

То есть мы получим фактически множество парабол, боль­шая совокупность которых приведет к выравниванию внешней линии графика средних издержек, и она превратится в плавную кривую — LATC. Таким образом, кривая долгосрочных средних издержек (LATC) представляет собой кривую, огибаю­щую бесконечное число кривых краткосрочных средних издер­жек производства, которые соприкасаются с ней в точках их ми­нимума. Кривая долгосрочных средних издержек показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с ко­торыми может быть обеспечен любой объем выпуска при усло­вии, что фирма имеет время для изменения всех факторов про­изводства. В долгосрочном периоде также существуют и предельные из­держки. Долгосрочные предельные издержки (LMC) показывают изменение общей суммы издержек предприятия в связи с изме­нением объема выпуска готовой продукции на одну единицу в том случае, когда фирма свободна изменять все виды затрат. На кривой LATC можно выделить три отрезка. На первом из них долгосрочные средние издержки сокращаются, на третьем, наоборот, возрастают. Возможна также ситуация, когда на графике LATC будет существовать промежуточный отрезок с примерно одинаковым уровнем издержек на единицу продукции при различных значениях объема выпуска — Qx. Дугообразный характер кривой долгосрочных средних издержек (наличие убы­вающего и возрастающего участков) можно объяснить при по­мощи закономерностей, называемых положительным и отрица­тельным эффектами роста масштаба производства или просто эффектами масштаба.

5.Предельный доход, также маржинальный доход, предельная выручка — дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход также характеризуется как доход, полученный от реализации после возмещения переменных издержек. Предельный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных издержек. Предельный доход является промежуточным показателем изменения прибыли и формально высчитывается как производная функции прибыли.

Билет 13.

1.основные направления:

1)совершенствование зак-ой и нормативной базы(а это – переход к упрощения доступа на рынок всех хоз-их субъектов при одновременной ответсвенности за свою деят-сть, перемещения акцентов с контроля наличия и правильности оформления дк-ов на контроль самой деят-сти, создание механизмов ответсвенности нарушителей закона не только перед судом, но и перед др. эк-ими агентами.

2) совершенствование судебной системы(совершенствование механизмов законного принуждения,создание принципиально новых механизмов)

3)изменение системы гос-ого надзора и контроля(установление исчерпывающего перечня гос-ых и контролирующих органов и чёткого определения их функция в целях недопущения дублирования, регламентация проверочной деят-сти, обязательное осущ-ие контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе, процедуры обжалования проверок, минимизация проверок)

2.Административные барьеры в экономике: понятие, виды

Административные барьеры - это установленные решениями законодательных и исполнительных органов власти правила, соблюдение которых является обязательным условием ведения хозяйственной деятельности.

Виды административных барьеров:

- при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них

- при получении права на осуществление хозяйственной деятельности

- при текущем осуществлении хозяйственной деятельности

3.Лоббизм - система контр и агентств крупных монополий при законодательных органах, оказывающих в интересах этих монополий воздействие на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных законов и т.п.

4. Амортизация – это и сам износ и накопление средств с целью возмещения износа в амортизационном фонде.

Износ – постепенная утрата капитальными благами своей ценности.

1) физический(потеря средствами труда своих технико-производственных качеств) физ. Износ первого рода – снашивание капитальных благ в рез-те их непосредственной эксплуатации. Оценивается как переменные издержки. Износ второго рода – разрушение бездействующего оборудования под влиянием сил природы или неправильной эксплуатации.

2) моральный износ(не связанный с потерей функц. характеристик)

Износ первого рода – рост эффективности производства капитальных благ,второго рода – появление новых капитальных благ, выполняющих сложные функции, но более совершенных и производительных.

5.Производственная функция – инструмент анализа зависимости между изменением количества используемых ресурсов и объемов производства.

Билет 14.

1.теневая экономика, виды по Файгу.

Теневая экономика –это экономическая деятельность, противоречащая действующему законодательству, то есть совокупность нелегальных хозяйственных действий,экономическое явление, поскольку поведение участников данного сектора объясняется мотивом рациональности и экономической выгодой.

Нелегальная экономика: нелегальные предприниматели участвуют в производстве и распределении запрещенных товаров и услуг. Такие действия являются прибыльным источником дохода в обход закона, способствуют подрыву стабильности институтов.

Неучтенная экономика: включает ту экономическую деятельность, которая обходит институционально установленные фискальные правила, зафиксированные в налоговом кодексе, либо уклоняется от них. Возникает «налоговый зазор»- различие между суммой налоговых поступлений и реально собранным доходом.

Незарегистрированная экономика: обходит институциональные правила, установленные требованиями правительственных статистических органов. Одним из ванных компонентов в развивающихся странах является домашнее хозяйство.

Неформальная экономика: экономит частные издержки, нарушая общественные выгоды и права, предписанные законами и административными правилами, регулирующими отношения собственности, коммерческое лицензирование, трудовые контракты.

2.Административные барьеры - это установленные решениями законодательных и исполнительных органов власти правила, соблюдение которых является обязательным условием ведения хозяйственной деятельности.

По своей экономической природе потери по преодолению адм. Барьеров складываются из 2 компонентов: 1)непроизводительных трансакционных издержек, 2)снижения эффективности использования имеющихся ресурсов. Трансакционные издержки в данном случае, это затраты ресурсов на фиксацию, изменение и защиту прав собственности на разл. факторы эк-ойдеят-сти.

3.Логроллинг — практику взаимной поддержки путем "торговли голосами". Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат "покупает", отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.

4.Краткосрочный период – период, в течение которого изменение объема производства обеспечивается за счет варьирования объема переменных ресурсов. Границы объема производства задают постоянные ресурсы, так как оборудование и производственные площади имеют предельную производительность. Например, на одной швейной машине может работать одна портниха в смену. При изменении количества переменных ресурсов изменяются пропорции соотношения переменных ресурсов и постоянных ресурсов.Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения интенсивности использования этих мощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочном периоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях. Издержки производства, какого либо продукта зависит не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Издержки производства какого-либо продукта данной фирмой зависят не только от цен необходимых ресурсов, но и от технологии — от количества ресу-рсов, которое необходимо для производства. Именно это, то есть технологический аспект формирования издержек, и интересует нас в данный момент. В течение краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем соединения из-меняющегося количества ресурсов с фиксированными мощностями.

5. Износ – постепенная утрата капитальными благами своей ценности. 1) физический(потеря средствами труда своих технико-производственных качеств) физ. Износ первого рода – снашивание капитальных благ в рез-те их непосредственной эксплуатации. Оценивается как переменные издержки. Износ второго рода – разрушение бездействующего оборудования под влиянием сил природы или неправильной эксплуатации.

Билет 15.

1.Теневая экономика –это экономическая деятельность, противоречащая действующему законодательству, то есть совокупность нелегальных хозяйственных действий,экономическое явление, поскольку поведение участников данного сектора объясняется мотивом рациональности и экономической выгодой.

В основе нелегальных экономических отношений в России лежит возможность приватизировать любое общественное благо и пустить его в теневой оборот. Теневая экономика в России выступает как приватизированное государство или теневое «парагосударство». В январе 1992 года появились новые стимулы для развития теневой экономики: неспособность государства вполнять свои функции, нарушение «statusquo» в обществе, ослабление системы наказания, развал системы правовых институтов. Рост коррупции.

2.Спецификация прав собственности – чёткое определение прав каждого собственника, разграничение элементов пучка прав и их законодательное закрепление и защита.

1.Спецификация прав собственности создаёт условия для формирования класса эффективных собственников.

2.Неполнота спецификации трактуется как «размывание» прав собственности. Это размывание может происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены, либо потому, что они попадают подразного рода ограничения, главным образом со стороны государства. Помимо ограничений существует расщепление прав собственности. В отличие от ограничений расщепление правомочий усматривается в том, что экономические агенты получают возможность специализироваться в реализации того или иного частичного правомочия, что повышает эффективность их использования (в праве управления или праве рапоряжения капитальной стоимостью ресурса)

3.1) «импорт институтов» - перенос в одну институциональную среду формальных правил и норм из другой, где они уже доказали свою эффективность в обеспечении взаимодействия властей и преодолении конфликтов при минимальных трансакционных издержках.

«трансплантация» институтов – процесс заимствования институтов,

Наши рекомендации