Оперативный менеджмент: цель, задачи, методы реализации
Сущность основных понятий теории менеджмента: «менеджмент», «управление», «система», «подсистема» (управления, управляемая), «организация», «объект», «субъект» управления, «внешняя» и «внутренняя» среда организации .
Менеджмент – наука и искусство управлять; это функция, вид деятельности по управлению людьми в самых разнообразных организациях. Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей фирмы.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов менеджмента. Менеджмент - это комплексная система знаний по современному управлению деятельностью организации, направленная на достижение максимальной прибыли с минимальными затратами.
Менеджмент – управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме прибыль; постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка и т.д.
Постоянные изменения и улучшения — это жизненная позиция любой организации сегодня, если она хочет выжить и функционировать эффективно. Поэтому важнейшая проблема менеджмента — это создание новых систем, процессов и инструментов управления, а для этого нужно хорошо знать существующие. Иерархия средств обеспечения деятельности и модель системы функционального управления в виде необходимых знаний и навыков включает длинную цепь взаимозависимых уровней знаний и навыков, необходимых современному управляющему, руководителю или менеджеру. Первый уровень - это основа эффективной деятельности управляющего (вопросы культуры, нравственности и этики; организации и техники личной работы, стиля, имиджа управляющего; искусства взаимоотношения с людьми; умения управлять собой; правила поведения и образ жизни). Второй уровень - это количественные и качественные элементы управления — методики, рекомендации, модели, методы, логические формулы и т.д. Третий уровень - основные функциональные процессы управления. Четвертый уровень - основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Пятый уровень - основные технологии управления (управление человеческими ресурсами, производством и операциями, качеством, финансами, инновациями, маркетингом, информационными системами, запасами, рисками). Шестой уровень — это внешний уровень знаний и навыков менеджмента, представленный в виде практического опыта, полученного в результате деятельности управляющего на конкретных участках работы. Отметим, что содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений. Заметим, что управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу.
Организация – это объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определённых общих целей. Чтобы считаться организацией, группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям: наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы; принятие общей цели (или желаемого результата) всеми членами группы; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. Под организацией следует понимать предприятие, фирму, учебное заведение и прочие трудовые формирования, которые характеризуется своей территорией, населением, экономикой, целями, социальными условиями, руководством. Основными признаками организации являются распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и его специализация; построение по вертикальному иерархическому принципу с назначением руководителей и подчиненных; наличие управляющих принципов и норм; целостность системы.
Система управления состоит из двух подсистем : управляющей ( субъект управления ); управляемой ( объект управления ). При изучении фирм как объектов управления главное значение имеют взаимные связи между мелкими объектами (подразделениями), из которых они состоят. Совокупность объектов, рассматриваемых как единое целое, называют системой.
Система управления производством состоит из подсистем (производственной, юридической, кадровой и др.). В процессе жизнедеятельности системы управления производством происходит взаимодействие всех этих подсистем. Качество функционирования предприятия - системы гармонично зависит от того на сколько эти подсистемы гармонично взаимосвязаны между собой, а элементы системы соответствуют друг другу. Субъект – это тот, кто воздействует на объект управления (представляет собой управляющую часть или подсистему организационной структуры предприятия). Объект – это то, на кого воздействуют (предприятия, производственные процессы и т.д.).
Внутренняя среда организации представляет собой совокупность ситуационных факторов внутри организации.Организации представляют собой созданные людьми системы, поэтому их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений. К основнымфакторам внутренней среды организации относятся: задачи - предписанная работа, то есть операции, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки; технология - сочетание квалификационных навыков, оборудования, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для работы с ними; структура организации - логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации; люди (трудовые ресурсы, штатные сотрудники); цели - один из главных элементов структуры, на осуществление которого направлены все предыдущие элементы. Цели - конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достигнуть члены организации, работая вместе. Все эти элементы взаимосвязаны между собой, поэтому изменение одного из них влияет на все остальные.
Ни одна организация не может функционировать изолировано, вне зависимо от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Внешняя среда – это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее. Выделяют следующие внешние факторы: клиенты/ потребители продукции услуг (рынок сбыта) - ключевая для организации группа, за счет которой организация существует и развивается. Цели организации, структура должны отражать проблемы клиентов, их потребности и обеспечивать удовлетворение этих потребностей; поставщики (рынки ресурсов, рынок труда) предоставляют организации ресурсы, необходимые для достижения ее целей. Наличие и цена ресурсов оказывают влияние на деятельность организации, учитываются при разработке задач и планов; конкуренты - ограничивая свободу организации, конкуренция влияет на ее цели, структуру, методы управления; техника и технология; государство - устанавливает “правила игры”, влияет на деятельность организации с помощью законов; общественные организации и группы; нормы общественной жизни; политика. Все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой.
2.Эволюция теории и практики менеджмента: исторические периоды развития основных школ («научного управления», «классической», «человеческих отношений», «поведенческих наук», «количественного» подхода)
Представления о роли и месте управления организацией неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства и т.д. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления. Первая управленческая революция была в 23 в до н.э. (коммерческо-религиозная). Вторая упр. революция – 1760 г. до н.э (Вавилонский царь Хамурапи). Третья упр. рев-ция – 682-605 г. до н.э. (Навуходоносора II). Четвертая упр. рев-ция – 17-18 век н.э. Начало индустриального прогресса дало толчок к развитию мануфактур (произошло отделение капитала от собственника). Пятая упр. рев-ция – 19-20 в. (бюрократическая): а) бюрократия позволила сформировать крупные иерархические структуры менеджмента; б) она позволила осуществить разделение труда; в) ввести нормы и стандарты; г) установить должностные обязанности. Учения об управлении условно можно разбить на две группы: «одномерные» и «синтетические». «Одномерные» учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее известными «одномерными» концепциями являются «научное управление», разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А. Файоль и М. Вебер. «Синтетические» учения об управлении рассматривают управление организацией во всем его многообразии. К таким учениям можно отнести теоретические разработки П. Дракера, концепцию ситуационного управления, концепцию «7-S» и теорию «Z».
Школа науки управления или школа научного управления стала одним из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки. Первых менеджеров в основном волновал вопрос эффективности производства. Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли. Тейлор доказал, что управляющий в своей работе должен осуществлять функции планирования и организации работы, подготовку кадров, уметь формулировать задания, и обеспечивать контроль за выполнением работы. Заслуга Тейлора в том, что он добился признания управления в качестве самостоятельного вида деятельности. Наряду с Тейлором основателями школы научного управления являются Френк и Лилия Гилберт, Генри Гантт и другие. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:
1. Рациональная организация труда.
2. Разработка формальной структуры организации.
3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т.е. разграничение исполнительных и управленческих функций.
Рациональная организация труда предполагала замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы. Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство. Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом в неменеджерском уровне. Концепция научного управления явилась переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности начали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах. В нашей стране идеи научного управления развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гастев, О. А. Ерманский, Е. Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики.
Теория человеческих отношений в менеджменте – одна их основных теорий «школы человеческих отношений», разработанная основателем данной школы Элтоном Мэйо. Отметим, чтошкола человеческих отношений стала развиваться в качестве реакции на ограниченность управленческого направления — рационализма. Поведенческое направление этой школы основано на учете особенностей человеческих отношений. В ней учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда.
В теории человеческих отношений Элтон Мэйо доказал, что производительность труда напрямую зависит от учета требований рабочих, что гуманное и уважительное обращение с рабочими повышает производительность труда. Приняв на вооружение теорию человеческих отношений, промышленность добавила к своим орудиям производства то, что никогда не признавалось раньше, — чувство собственного достоинства человека. Исследования Мэйо показали, что социальные и психологические потребности человека эффективны в качестве стимулов, как и деньги; социально-психологические воздействия на человека так же важны, как и организация выполняемой работы; необходимо учитывать человеческий фактор при любых видах планирования и управления. Так, Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Маслоу из всего разнообразия потребностей выделил пять основных:
1) Физиологические потребности, состоящие из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных.
2) Потребность в безопасности и уверенности в будущем. Эти потребности отражают желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений.
3) Социальные потребности или потребности принадлежности и причастности. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединений людей, участвовать в общественных мероприятиях и т.п.
4) Потребности в уважении или потребности признания и самоутверждения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это.
5) Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков.
На основе разработанной теории человеческих потребностей Мэйо, а также А. Маслоу (иерархическая теория потребностей) и Д. Макгрегор (Теория Х и У) появились рекомендации по совершенствованию человеческих отношений, мобилизации человеческого фактора на повышение производительности, участию работающих в управлении, повышении эффективности производства.
Современные теории управления разработаны в основном представителями управленческой школы. Появление данной школы - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений. В современных условиях математические методы используются практически на всех направлениях управленческой науки.
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы.
На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может стать сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).
Позднее появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
3. Виды функционального менеджмента (менеджмент персонала, производства, финансов, информации, инноваций, инвестиций, реализации и сбыта (маркетинга)).
Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование следует включить 5 функций: а) маркетинг; б) финансы (бух. учет); в) операции (производство); человеческий ресурс; г) культура и образ корпорации.
Маркетинг.
1) Доля рынка и конкурентоспособность. Желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости является существенной целью, которая устанавливается и контролируется высшим руководством. Вопреки общераспространенному мнению, чтобы обеспечивать прибыльность не необходимости контролировать рынок или даже занимать там преобладающее положение.
2) Разнообразие и качество ассортимента изделий. Многие фирмы довольствуются единовременным или ограниченным ассортиментом товаров или услуг, в то время как другие активно внедряют на рынок десятки и сотни изделий.
3) Рыночная демографическая статистика. Трудную проблему для высшего руководства представляет контроль изменений на рынках и в интересах потребителей.
4) Рыночные исследования и разработки. Еще одной проблемой для руководства являются исследования и разработки новых товаров и рынков. В конкурентной среде бизнеса существенно необходимыми представляются исследования и разработки новых и лучших товаров и услуг.
5) Предпродажное и после продажное обслуживание клиентов. Одним из наиболее слабых мест в современном производстве является функция обслуживания. Эффективное и добротное обслуживание помогает продать больше товаров, оно создает и сохраняет лояльность клиентов.
6) Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара. Агрессивная компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным достоянием фирмы. Творчески направленная реклама и продвижение товара служит хорошим дополнением к ассортименту изделий.
7) Прибыли. Лучшие товары или стимулирующие усилия окажутся фактически ничего не стоящими, если в результате отсутствует прибыль. Постоянный контроль за прибылью от различных товаров и услуг является важным рычагом управления про анализе функции маркетинга.
Финансы (Бух. учет).
Анализ финансового состояния может принести пользу организации и содействовать повышению эффективности процесса стратегического планирования. Имеются многочисленные «за» и «против» проведения финансовой ревизии фирмы. Но в целом, преимущества постоянного контроля фин. положения, сил и возможностей организации значительно превышают недостатки и затруднения. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, а также относительное положение организации в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.
Операции (производство).
Весьма важным для длительного выживания фирмы является непрерывный анализ управления организациями (производством). В последние годы новый подход к оценке производительности был сконструирован на оперативной функции организации.
Человеческие ресурсы.
Истоки большинства проблем в организациях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Ниже приведен ряд вопросов, которые должны быть учтены при обследовании сильных и слабых сторон функции человеческих ресурсов любой организации:
1) Как бы вы охарактеризовали тип сотрудников, работающих в настоящее время в области бизнеса и что от них потребуется в будущем? 2) Каковы компетентность и подготовка высшего руководства? 3) Имеем ли мы эффективную и конкурентоспособную систему вознаграждения? 4) Спланировали ли мы порядок преемственности руководящих должностей? 5) Эффективно ли мы используем подготовку и повышение квалификации руководящих работников? 6) Имелись ли у нас потери ведущих специалистов в последнее время? 7) Когда мы в последний раз проводили тщательный анализ нашей системы оценки деятельности персонала? 8) Можем ли мы улучшить качество изделия и работу сотрудников путем использования кружков качества или участия работников в управлении?
Если организация обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует добиваться улучшения работы, потому что данная слабость с наибольшей вероятностью будет подвергать опасности будущую деятельность организации.
Культура и образ корпорации.
Атмосфера и климат в организации называется культурой корпорации. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов поведения. Образ (имидж) корпорации, как внутри, так и вне организации, относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом. Это впечатление стимулирует клиентов к покупке товаров у определенных фирм, а не у других.
4. Стратегический менеджмент: цель, задачи, методы реализации
Стратегический менеджмент осуществляется на основе определенных принципов, общих правил управленческой деятельности. В современных условиях наибольшее распространение получили следующие: контроль — используется, когда прогнозируется стабильное развитие хозяйственной системы; экстраполяция - применяется, когда на перспективу прогнозируется проявление таких же тенденций, как и в предыдущем периоде; разработка принципиально новых стратегий - применяется, когда становятся очевидными новые тенденции развития, при этом разработка стратегических планов осуществляется по периодам; принятие оперативных решений - используется при возникновении неожиданных ситуаций, резко меняющих тенденции развития хозяйственных систем в целом или их важных подсистем, при этом заново ранжируются стратегические задачи.
В стратегическом менеджменте 90-х годов центр тяжести переносится в сферу реализации стратегии. Основное внимание уделяется не столько контролю над текущей деятельностью, сколько наблюдению за общим ходом развития организации. При таком подходе можно достаточно оперативно вносить коррективы не только в методы, но и в саму стратегию. Для этого необходимо всемерное развитие предпринимательской инициативы, особенно у специалистов операционных структурных единиц. Стратегический менеджмент как раз и становится прерогативой исполнителей, то есть тех, кто проявляет инициативу на этапе не только планирования, но и воплощения стратегии.
Современный этап предполагает отход от технократического рационализма, изначального убеждения о том, что успех фирмы определяется рациональной организацией производства и совершенствованием организационных структур, снижением издержек за счет эффективного использования всех видов ресурсов. При традиционном подходе хозяйственная организация рассматривается как «закрытая» система, ее цели и задачи считаются заданными и остаются, как и другие условия деятельности, достаточно стабильными в течение длительного времени, а в механизмах управления решающее значение имеют исполнительность и эффективный контроль над всеми видами деятельности.
Философия современного стратегического менеджмента (в отличие от технократического рационализма) основана на системном и ситуационном подходах. Деловая организация рассматривается как «открытая» система. Главные предпосылки успеха изыскиваются не внутри, а вне ее, то есть успех деятельности связывается не с тем, насколько быстро и удачно фирма приспосабливается к экономическому, социально-политическому, социально-культурному окружению.
Западные эксперты считают, что стратегический менеджмент 90-х годов - это менеджмент в быстро изменяющихся условиях. Выдвигаются новые цели и задачи, и, естественно, требуются адекватные ответные изменения внутри самой компании. В числе таких главных обстоятельств, на которые необходимо реагировать организации, следует выделить, прежде всего, усиливающуюся глобализацию, более интенсивную конкуренцию, высокие цены на сырье и материалы, сокращение жизненного цикла изделий, трудности в получении средств на исследования и разработки, необходимость постоянно увеличивать внутрифирменную гибкость м адаптивность организации, внедрять новые формы кооперации, в том числе международной.
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Стратегическое управления можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, что в совокупности позволяет организации выжить. Стратегия – это моделирование будущего. Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений по его использованию, которые указывают на то, что и тот тип управления, равно как и все другие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях для решения любых задач: 1) стратегическое управление не дает точной и детальной картины будущего; 2) стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем (Стр-е упр-е – это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. У него нет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в конкретных ситуациях); 3) требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления; 4) резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения (Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования); 5) важнейшая составляющая стратегического управления – реализация стратегического плана (это предполагает создание орг. культуры, позволяющей реализовать стратегию, создание систем мотивирования и организации труда, создание определенной гибкости в организации и т.п.)
5. Тактический менеджмент: цель, задачи, методы реализации
Тактический или средний уровень управления охватывает широчайший круг вопросов менеджмента. Менеджеры на этом уровне сталкиваются со сложностью и неопределенностью, требующих собственного анализа, для решения данных задач интуиция, а также персональные навыки будут наиболее приемлемы. Необходима как формализованная так и неформализованная информация, что достаточно слабо согласуется с применением компьютерных систем, хотя компьютерная система поддержки принятии решений может оказать в этом вопросе неоценимую пользу.
Внешнее окружение очень многообразно, имеется множество переменных, присутствуют плохо предсказуемые поведенческие и личностные факторы, которые делают типовые решения малоприменимыми.
Тактический менеджмент направлен на определение стратегических целей и отслеживание соответствующих им операций. Система контроля совместно с системой обратной связи необходимы для мониторинга и на этом уровне администраторы являются частью установленной системы контроля. Это включает: бюджетный контроль, производственный контроль, контроль запасов и пр.
Большинство информации, используемой менеджментом среднего уровня, поступает из неформальных источников, она собирается, оценивается и анализируется менеджером самостоятельно. Также он пользуется сведениями формализованной управленческой информационной системой, поддерживаемой на компьютерном уровне. Можно выделить следующие четыре типа формализованных управленческих информационных систем:
1.Контрольная система, которая позволяет проводить мониторинг организации, а также создавать отчетность по итогам ее деятельности. В основном, данная информация поступает из внутренних источников, однако, некоторые ключевые сведения могут поступать и из внешней среды, например действия конкурентов, цены на сырье и материалы, новое законодательство, новые тенденции в отрасли.
2. Разработка базы данных как внутренней, так и внешней информации позволяет создать т.н. "память" организации.
3.Используемые системы должны включать как запланированные так и интегрированные части "латания дыр", совмещенных в одной базе данных. Это могут быть внутренняя для организации база данных или коммерческая, внешняя, которая может быть полезна, например, в качестве основы для прогнозирования.
4. Система поддержки принятия решения представляет собой компьютерную поддержку для нечетко структурированного решения. Данные методы включают: моделирование и симуляция, статистический анализ, прогнозирование, создание моделей инвестиционных оценок и пр.
Средний уровень менеджмента в основном связан со специфическими функциями организации, например с персоналом, маркетингом и пр., которые существуют именно в этой организации, и управленческой информационной системой будут поддерживать те или иные функциональные области. Эти примеры описывают задачу, типичные отчеты, используемые источники данных, наиболее значимые связи, границы между системами. Выбранные примеры описывают типичные производственные компании, в общем подходящие для фирмы.
Сущность основных понятий теории менеджмента: «менеджмент», «управление», «система», «подсистема» (управления, управляемая), «организация», «объект», «субъект» управления, «внешняя» и «внутренняя» среда организации .
Менеджмент – наука и искусство управлять; это функция, вид деятельности по управлению людьми в самых разнообразных организациях. Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей фирмы.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов менеджмента. Менеджмент - это комплексная система знаний по современному управлению деятельностью организации, направленная на достижение максимальной прибыли с минимальными затратами.
Менеджмент – управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме прибыль; постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка и т.д.
Постоянные изменения и улучшения — это жизненная позиция любой организации сегодня, если она хочет выжить и функционировать эффективно. Поэтому важнейшая проблема менеджмента — это создание новых систем, процессов и инструментов управления, а для этого нужно хорошо знать существующие. Иерархия средств обеспечения деятельности и модель системы функционального управления в виде необходимых знаний и навыков включает длинную цепь взаимозависимых уровней знаний и навыков, необходимых современному управляющему, руководителю или менеджеру. Первый уровень - это основа эффективной деятельности управляющего (вопросы культуры, нравственности и этики; организации и техники личной работы, стиля, имиджа управляющего; искусства взаимоотношения с людьми; умения управлять собой; правила поведения и образ жизни). Второй уровень - это количественные и качественные элементы управления — методики, рекомендации, модели, методы, логические формулы и т.д. Третий уровень - основные функциональные процессы управления. Четвертый уровень - основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Пятый уровень - основные технологии управления (управление человеческими ресурсами, производством и операциями, качеством, финансами, инновациями, маркетингом, информационными системами, запасами, рисками). Шестой уровень — это внешний уровень знаний и навыков менеджмента, представленный в виде практического опыта, полученного в результате деятельности управляющего на конкретных участках работы. Отметим, что содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений. Заметим, что управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу.
Организация – это объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определённых общих целей. Чтобы считаться организацией, группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям: наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы; принятие общей цели (или желаемого результата) всеми членами группы; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. Под организацией следует понимать предприятие, фирму, учебное заведение и прочие трудовые формирования, которые характеризуется своей территорией, населением, экономикой, целями, социальными условиями, руководством. Основными признаками организации являются распределение членов организации по ролям и статусам;