Цель, задачи и принципы реализации содержания программы кружка.

Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей за период обучения в школе.

Задачи:

- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Принципы программы:

- Актуальность

Необходимость сохранения здоровья и формирования потребности в здоровом образе жизни.

- Научность

Основа работы кружка – статистика медицинских исследований среди школьников.

- Доступность

Каждый желающий может в работе кружка получить советы по ведению здорового образа жизни и получить квалифицированную медицинскую помощь медсестры по интересующим вопросам.

- Системность

Занятия строятся от выявления негативных факторов, влияющих на здоровье детей, до оказания посильной помощи в преодолении вредных привычек или болезни.

- Практическая направленность

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

- Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

- Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 72 часа.

- Вариативность

Программа применима для учащихся младших и средних классов.

- Предполагаемые результаты

Предполагаемые занятия кружка должны помочь учащимся усвоить основные принципы здорового образа жизни.

Занятия кружка носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

- навыки дискуссионного общения;

- психогимнастика;

- игра.

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 3 года.

Количество учащихся составляет 15 человек.

Режим проведения занятий:

1-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц).

2-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц).

3-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц).

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

- чтение стихов, сказок, рассказов;

- постановка драматических сценок, спектаклей;

- прослушивание песен и стихов;

- разучивание и исполнение песен;

- организация подвижных игр;

- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

- осуществление точечного профилактического массажа.

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие по валеологии для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие по валеологии должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.

Учащиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Учебно-тематическое планирование работы кружка

1 год обучения

Наименование разделов   Всего часов В том числе Вид деятельности Форма контроля
Т/з п/з с/р    
1. Вводное занятие по валеологии «Здравствуйте!»     Тренинг общения  
2. «Человек – часть Вселенной».   Проектная деятельность «Мой мир» Защита проекта
3. «Страна чувств и эмоций».   Игра-путешествие. Конкурс на лучшую памятку «А ты пробовал не злиться?»
4. «Я и моя семья». Круглый стол  
5. «Я и мои друзья» Тренинг общения  
6. «Я и мой организм» Встреча с врачом Составление паспорта здоровья.
7. «Я изучаю себя» Инсценирование сказки  
8. « Мои физические возможности»   Защита мини-проекта «А вам слабо?!»
9. «Дышите на здоровье» 1) Правила дыхания               Тренинг дыхания    
2) Секреты здоровья в скороговорках     Практикум Конкурс скороговорочников
10. «Хилый в шубу – здоровый на мороз» Секреты закаливания Встреча с педиатром  
11. Профилактика травматизма 1) Причины травматизма младших школьников в школе                   Исследовательская работа «Поведение ученика во время урока и на перемене»     Отчёт по исследовательской работе
2) Оказание первой доврачебной помощи при травмах     Практикум под руководством медицинского работника школы  
12.Нарушение осанки Разучивание кинезиологических упражнений  
13. Массаж 1) Роль массажа в здоровье человека           Подготовка презентаций  
2) Приёмы массажа для укрепления мышц и нервов Тренинг  
14. «Помоги себе сам» Психофизическая тренировка   Психогимнастика  
15. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» Физические упражнения в жизни младшего школьника Комплекс физических упражнений  
16. «Кто сколько жует – тот столько живет» Правильное и рациональное питание 1) Правила питания   Составление памятки «Правила питания»  
2) «Страна Витаминия» Роль витаминов в питании младшего школьника     Практикум «Витамины нашего сада и огорода»  
3) Разнообразие пищевых продуктов       Составление меню «Меню младшего школьника» Составление меню
4) Правильное питание – это рациональное питание?       Встреча с врачом  
17. «Азбука здоровья»     Игра-путешествие.  

Всего: 72 24 30 18

Учебно-тематическое планирование работы кружка

Год обучения

Наименование разделов   Всего часов В том числе Вид деятельности Форма контроля
т/з п/з с/р    
1. Вводное занятие «Поход по стране Здоровья»     Игра  
2. «Я – уникальный человек!» Диагностика  
3. «Учусь находить друзей и интересные занятия» Тренинг Составление «Дерева Дружбы»
4. Психогигиена общения Игра  
5. Режим дня   Проектная деятельность «Мой режим дня» Защита проекта
6. «Водичка, водичка – умой мое личико» Личная гигиена 1) Алгоритм умывания         Составление алгоритма умывания Конкурс на лучшую памятку «А ты не забыл умыться?»
2) Уход за волосами       Работа с презентацией «Причёски девочек, причёски мальчиков…» Мини-сочинение на тему: «Нужна ли человеку причёска каждый день?»
3) Уход за кожей       Беседа с медицинским работником школы  
4) Гигиена полости рта       Встреча со стоматологом  
5) Правила ухода за одеждой и обувью       Инсценирование сказки К.Чуковского «Федорино горе» Защита буклета «Как правильно ухаживать за школьной формой»
6) Гигиена помещения       Генеральная уборка помещения Защита мини-проекта «Осторожно: генеральная уборка!»
7. «К здоровью без лекарств» 1) Фито-аптека           Беседа, викторина      
2) «Пчела – природный фармацевт»     Просмотр презентации Составление паспорта здоровья
8. «Я познаю мир» Ощущения, воображение, представление Психоразвивающие упражнения  
9. «Я познаю себя» 1) Что изменилось за год? 2) Паспорт здоровья         Рисование, диагностика, игра  
10. «Мое психическое состояние» - Внимание - Память - Эмоции       Практическая работа: «Приемы проверки внимания и памяти»  
11. «Учусь принимать решения в опасных ситуациях» Тренинг  
12. Мои привычки Беседа Памятка «Полезные и вредные привычки»
13. Летние игры на природе   Разучивание новых летних игр  
14. Зимние игры на природе   Разучивание новых зимних игр  
15. «Злые колдуны Алкоголь и Никотин» Сказкотерапия Конкурс рисунков «Мы побеждаем колдунов»
16. «Я умею дружить!» Игра «Теремок»  
17. «Остров Здоровья»     Игра – поиск клада  

Всего: 72 21 26 25

Учебно-тематическое планирование работы кружка

Год обучения

Наименование разделов   Всего часов В том числе Вид деятельности Форма контроля
т/з п/з с/р    
1. Вводное занятие «Здоровому всё здорово!»     Игра  
2. «Народные рецепты здоровья Народные обряды Народные приметы» Беседа, викторина Составление сборника «Рецепты здоровья моей семьи»
3. «Здоровый отдых» Тренинг  
4. Психогигиена общения Игра  
5. Физкультминутка — не шутка! Разучивание речевок, игр Защита проекта
6. «Почему люди болеют»   Встреча с врачом Заполнение паспорта здоровья
7. Биоритмы — основа жизнедеятельности человека Мини сочинения Практическая работа «Мой режим дня»
8. Что нужно знать о лекарствах Беседа  
9. Ознакомление с элементами точечного массажа Практические навыки массажа  
10. Волшебный солнца свет      
11. Экстренная помощь Знакомство со службами 01, 02,03  
12. Человек и его младшие друзья   Рассказы о домашних животных Фотоколлаж
13. «Чай не пьешь— откуда силы берешь?»   Семейное чаепитие  
14. Целительная сила воды   Беседа, навыки закаливания  
15. «Как понять друг друга без слов» Развитие навыков невербального общения «Культура жестов»
16. Секреты сотрудничества   Тренинг  
17. Путешествие в страну Здорового Образа Жизни     Игра-путешествие  

Всего: 72 26 31 15

Согласовано заместитель директора по УВР Чайковская Н. В. «___» ____________ 2011 г. Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от «29» августа 2011 г. Утверждаю Директор МАОУ СОШ №41 города Тюмени ______________О. В. Живодёрова  

РАБОЧАЯ Программа

Курса

«Детская риторика»

Наши рекомендации