Основные причины повышения конкурентоспособности.

Ученый-исследователь из японской программы Массачусетсского технологического института (MIT Japan Program) Джеймс С. Уомэк (James S. Womack) предложил вниманию читателей ряд весьма любопытных наблюдений относительно конкретных причин, лежащих в основе недавнего резкого всплеска роста уровня конкурентоспособности американских компаний5. Его предположение заключается в том, что основным моментом является отнюдь не то, что фирмы США — более решительные и успешные новаторы по сравнению со своими зарубежными конкурентами. Это качество было присуще им еще задолго до того, как страна столкнулась с проблемами в конкурентной борьбе. Наоборот, главная причина состоит в том, что, "как оказалось, мы чрезвычайно эффективно копируем других. Мы затратили десятилетие на исследование достижений наших соперников в разработке новых видов продукции, производственных операций, управления цепью поставок и корпоративного руководства на самом высоком уровне (во многих случаях подстегиваемые наглядными результатами прямых японских инвестиций), а затем определили "функциональные эквиваленты", с помощью которых теперь "постепенно совершенствуем" их лучшие достижения". В своей работе г-н Уомэк приводит четыре примера данного подхода.

1. Новые приемы структурной организации групп по разработке новой продукции и менеджмента, которые позволяют значительно быстрее выводить новую продукцию на рынки сбыта, а также повышают качество конструкторских разработок и возможности производства. ("Бесспорным лидером в этой области стала компания Chrysler. Ее система разработки новой продукции была первоначально скопирована у японской компании Honda, а затем "усовершенствована", в результате был получен практически другой метод, значительно превосходящий по эффективности исходный. Другими примерами такой творческой адаптации могут служить компании Xerox и Boeing'.)

2. Повышение отдачи производственных мощностей путем резкого сокращения стоимости обработки, затрат рабочего времени, расхода инструментов и уменьшения объема работ, с одновременным повышением качества и гибкости производственного процесса. (Г-н Уомэк назвал такой подход "сосредоточенностью на стоимостном потоке" (Focusing On The Value Stream), что доказывает тесную связь его философии с японскими концепциями JIT.)

3. Адаптация новых методов взаимосвязи "потребитель-поставщик". Данный подход частично был заимствован из практики японских кейрецу (keiretsu) (крупные холдинговые компании) и обеспечивает тесную связь двух указанных групп, сохраняя при этом независимость организаций, столь желанную для американских компаний.

4. Усовершенствование методов руководства с помощью создания сильных и независимых советов директоров, которые имеют право увольнять менеджеров, неэффективно выполняющих свои обязанности. (Благодаря такому подходу американцы достигли результатов, сравнимых, а порой и превосходящих те, которых удалось достичь японскими кейрецу и немецкими банками своих специальных систем управления служащими.) Можно привести много конкретных примеров значительных достижений американских фирм в конкурентной борьбе. Так, например, компания Monroe Auto Equipment настолько преуспела в производстве высококачественных автомобильных амортизаторов, что один из ее заказчиков, японская фирма Toyota, недавно дала высочайшую оценку системе "нуль-дефектов" по партии, состоящей из 60 тысяч единиц продукции.

77.Измерение.производительности.
Производительность (Productivity) — это наиболее общий критерий эффективности использования страной, отраслью промышленности или предприятием своих ресурсов (или факторов производства).
В наиболее широком смысле она определяется следующим соотношением :
Суммарный выход
Производительность =
Суммарный вход
Чтобы повысить производительность компании, необходимо стремиться к наибольшему увеличению этого соотношения. Производительность представляет собой относительный показатель. Иными словами, для того чтобы он имел какой-то смысл, данный показатель необходимо сравнить с каким-либо другим.
Сравнить показатели производительности можно двумя способами:
- во-первых, компания может сравнивать себя с подобными ей фирмами, работающими в той же отрасти промышленности или услуг
- во-вторых, можно определять показатели своей производительности на протяжении длительного времени. В данном случае сравниваются данные по одной и той же компании за разные периоды.
Производительность можно выразить в виде частных, многофакторных
показателей и общего показателя.

Если определяется коэффициент соотношения "выхода" и какого-либо отдельного ресурса на "входе", мы получаем частный показатель производительности.
Если мы хотим узнать, как соотносятся "выход" и определенная группа ресурсов на "входе" (но не всех), то получим многофакторный показатель производительности.
При определении коэффициента соотношения суммарного "выхода" к сумме "входов" получается общий показатель производительности, который можно использовать для описания производительности организации в целом или даже всего государства.

78. Понятие и содержание термина производственная мощность. Потенциальная ПМ, пропускная способность...

Производственная мощность предприятия – максимально возможный годовой (суточный, сменный) выпуск продукции (или объем переработки сырья) в номенклатуре и ассортименте при условии наиболее полного использования оборудования и производственных площадей, применения прогрессивной технологии и организации производства. - это его потенциальная способность выпускать максимальное количество продукции в единицу времени работы на установленную дату с помощью организованной совокупности наличных у него средств труда, способных согласованно функционировать во времени и пространстве, при достигнутом уровне их технологического освоения рабочими.

Если ограничивающим элементом является оборудование, то мощность ведущего производства рассчитывают по формуле М = N·ТЭФ·Н,где N -среднегодовое количество однотипного оборудования; Т-годовой фонд рабочего времени единицы оборудования, Н - прогрессивная норма производительности оборудования в единицу времени в натуральных единицах.

Если ограничивающим элементом является площадь, то мощность рассчитывают по формуле: М = S* TЭФ / g*t,где t - время изготовления единицы продукции;g - норма площади на единицу продукции; S –производственная площадь предприятия.

Пропускная способность характеризует наиболее вероятный выпуск продукции при среднем выполнении норм выработки.

Максимальная мощность – теоретически возможный выпуск продукции при обычном составе освоенной продукции, без ограничений использования факторов производства, в том числе времени работы.

Производственный потенциал — реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов

Производительность основных фондов - показатель эффективности производства, характеризующий выпуск продукции в расчете на единицу используемых ресурсов, факторов производства; частное от деления объема производства на величину затрат ресурсов на данный объем производства.

Наши рекомендации