ПРОГРАММа производственной ПРАКТИКИ

ПРОГРАММа производственной ПРАКТИКИ

Профессионального модуля ПМ.06 «Выполнение работ по должности социальный работник»

основной профессиональной образовательной программы
специальности (ей) 040401«Социальная работа»

(углубленной подготовки)

Пермь 2013

Примерная программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)

по специальности 040401 «Социальная работа» и Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (от 15 января 2010 г. N 15975)

Организация-разработчик:

ГБОУ СПО Пермский педагогический колледж №1.

Разработчики:

Цветкова Е.Н., преподаватель

Лебедева Л.С., преподаватель

Телегина Г.А. , преподаватель

Останина Е.С., преподаватель

ОДОБРЕНО   СОГЛАСОВАНО
кафедрой (наименование)   Зам. директора по УВР
Зав. кафедрой Телегина Г.А.
_________________ 20___   _________________ 20___

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: ФИО, должность, категория

Содержательная экспертиза: ФИО, должность, категория

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ   стр.  
2. результаты освоения ПРиозводственной ПРАКТИКИ
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ПРиозводственной ПРАКТИКИ
4 условия реализации программы ПРиозводственной ПРАКТИКИ
5. Контроль и оценка результатов ПРиозводственной ПРАКТИКИ
6. оценочный лист

Паспорт ПРОГРАММЫ

ПРоизводственной ПРАКТИКИ

Область применения программы

Программа производственной практики является составной частью примерной основной профессиональной образовательной программы СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО по специальности СПО 040401 «Социальная работа» (углубленной подготовки).

Программа производственной практики может быть использованав подготовке и при переподготовке специалиста, и предназначена для студентов специальности СПО 040401 «Социальная работа» (углубленной подготовки).

Цели и задачи производственной практики

Производственная практика по профессиональному модулю «Выполнение работ по должности социальный работник» является промежуточным этапом практической подготовки студента, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность будущего специалиста по социальной работе.

Практика имеет целью комплексного освоения студентами всех видов профессиональной деятельности по профессиональному модулю ПМ. 06 «Выполнение работ по должности социальный работник».

Производственная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, по социальной работе с лицами разных возрастов и инвалидами, а также на подготовку к выполнению курсовой и выпускной квалификационной работы.

Задачи производственной практики:

· Выявлять важнейшие взаимосвязи деятельности социального работника с клиентом, обществом и государством;

· Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

· Осуществление профилактики возникновения новых ТЖС;

· Диагностирование трудной жизненной ситуации различных категорий населения и пути её решения.

· Собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы граждан;

· Оказывать социальную помощь различным категориям населения, путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;

· Осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;

· Профессионально строить взаимоотношения с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

· Планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования и преодоления ТЖС.

1.3. Рекомендуемое количество часов на производственную практику:

всего - 144 часа, 4 недели.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Тематический план

Коды проф. компетенций Наименования разделов Всего часов (макс.учебная нагрузка и практика)  
 
 
1 2  
ПК 2.1– Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.  
ПК 1.2   Координация работы по социально-бытовому обслуживанию клиента  
ПК 2.3 –   Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).  
ПК 2.4 -   Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.  
  ПК 2.5 - Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.  
  Всего:  

Содержание производственной практики



Наименование разделов, видов деятельности Содержание Объем часов
Диагностировать ТЖС граждан, семьи и детей с определением видов необходимой помощи. Выявление граждан, семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах граждан, семьи и детей, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки
Выявление недостающей информации и (или) информации, требующей дополнительной проверки
Осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, семьи и детей, обратившихся за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки
Проведение диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, семьи и детей, установление ее причин и характера
Выявление и оценка индивидуальной потребности гражданина, семьи и детей в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки
Ведение учета граждан, семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки
Обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Выявление потенциала гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией Выявление потенциала семьи и детей их ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией
Координация работы по социально-бытовому обслуживанию клиента Выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели
Осуществлять социальное консультирование
Устанавливать контакты с социальным окружением гражданина
Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления
Разработка и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки
Планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину
Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг
Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). Согласование с семьей цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки
Выявлять проблему семей и детей, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений)
Консультировать по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки
Выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели
Согласование с семьей и детьми цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки
Учитывать индивидуальные особенности семей и детей, обратившихся за получением социальных услуг
Обеспечивать эффективное взаимодействие с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях
Использовать оптимальное сочетаниеразличныхформ и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.
Планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. Проводить индивидуальный опрос членов семей и детей с целью выявления их трудной жизненной ситуации
Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления
Обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Обеспечение комплексного взаимодействия с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения
Всего 144 ч.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы предполагает наличие разных учреждений социальной направленности:

1. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

2. центр медико-психолого-педагогического сопровождения

3. геронтопсихиатрический центр

4. центр комплексной реабилитации инвалидов

Реализация программы практики предполагает наличие: разновозрастных групп клиентов, семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; кабинетов различного профиля: педагогического, медицинского, ЛФК, психолога, социального работника, социального педагога, методического, музыкального, обучения навыкам самообслуживания. Кабинеты располагают необходимым оборудованием и материалами по профилю своей деятельности, включая учебную, методическую, справочную литературу, наглядные пособия, технические средства обучения: компьютер с доступом к сети Интернет; мультимедийный проектор; DVD-проигрыватель.

Интернет ресурсы

1.Электронный ресурс. Всем, кто учиться http://www.alleng.ru/d/jur/jur021.htm

2. Электронный ресурс. Электронная библиотека. http://book.ru/

3.Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru

4.Российский портал открытого образования www.openet.ru

5.Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки» www.auditorium.ru

6.Сайт межвузовской научной программы «Университеты России» www.uniros.ru

7.Российский образовательный портал www.school.ru

8.Централизованная библиотечная система «Киевская»www.cl.ru

9.Бесплатная система дистанционного обучения и тестирования www.webtutor.ru

10.Журнал «Курьер образования» www.courier.ru

11. Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru

12. Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru

4.3. Общие требования к организации производственной практики

Производственная практика проводится непрерывно после освоения профессионального модуля ПМ. 06 «Выполнение работ по должности социальный работник».

Студенты, осваивающие ОПОП СПО, в период прохождения практики в организациях: полностью выполняют задания, предусмотренные программой практики; соблюдают действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка; строго соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.

Учреждения социальной направленности:

· планируют и утверждают в плане работы все этапы практики в соответствии с ПОПОП СПО с учетом договоров с организациями;

· заключают договоры на организацию и проведение производственной практики;

· разрабатывают и согласовывают с организациями программу, содержание и планируемые результаты практики;

· осуществляют руководство производственной практикой;

· контролируют реализацию программы и условия проведения практики, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;

· организовывают процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студента, освоенных им в ходе прохождения практики;

· корректируют и согласовывают формы отчетности и оценочный материал прохождения практики.

· согласовывают программу практики, планируемые результаты практики, задание на практику;

· предоставляют рабочие места практикантам, назначают руководителей практики от организации, определяют наставников;

· участвуют в организации и оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики;

· участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных студентами в период прохождения практики;

· обеспечивают безопасные условия прохождения практики студентами, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

· проводят инструктаж студентов по ознакомлению с требованиями охраны труда и техники безопасности в организации.

Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и базовыми организациями.

В период прохождения практики с момента зачисления студентов, на них распространяются требования охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе в части государственного социального страхования.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации специалистов, осуществляющих руководство производственной практикой в учреждении: среднее (высшее) специальное образование с квалификацией «Специалист по социальной работе», опыт работы по специальности не менее 5 лет.

Оценочный лист

профессиональной компетентности студента,

Специальности

(Фамилия, имя, отчество студента, место прохождения практики),  
 
Уровень развития профессионально-значимых и личностных качеств   Баллы
  1. Интерес и положительное отношений к профессиональной деятельности
     
  1. Умение общаться, понимать людей, успешно функционировать в системе межличностных отношений.
     
  1. Знание и владение этическим кодексом социального работника
     
  1. Наличие таких качеств, как чувства такта, исполнительность, дисциплинированность
     
  1. Опора в деятельности на знания теории и методики социальной работы
     
  1. Степень осознанности социальной деятельности, проявления ответственности
     
  1. Степень эмоциональной стабильности, преобладание положительных эмоций в общении с клиентами и коллегами
     
8 Регулярное ведение дневника      
9. Навыки работы с документами, качество их оформления      
10. Составление документов по обследованию условий жизни клиента (семьи)      
11. Умение создавать и поддерживать профессиональные взаимоотношения в работе с клиентом (членами семьи)      
  1. Умение взаимодействовать со специалистами учреждения
     
  1. Знание нормативно-правовых документов социальной работы
     
  1. Использование нормативно-правовых документов в работе с клиентами (семьей)
     
15. Выполнение правил охраны труда и противопожарной безопасности      
16. Выполнение заданий по практике      
17. Недостаточно владеет знаниями, умениями -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------      
18.Хочется отметить_____________________________________________________ _______________________________________________________________________      
19. Студенту можно пожелать_____________________________________________ _______________________________________________________________________      
20. 0ценка за практику      

С 1 по 16 пункт оценивать в баллах 1 (низкий), 2 (достаточный), 3 (высокий). Итоговая оценка: 48-36 баллов – высокий (оценка «отлично» ); 35- 23 баллов – достаточный ( оценка «хорошо»); 23 - 16 баллов - низкий ( оценка «удовлетворительно»), ниже 16 – «неудовлетворительно»

Руководитель учреждения ___________________

М.П. Дата ________________________20___г.

ПРОГРАММа производственной ПРАКТИКИ

Наши рекомендации