Себестоимость продукции: группировка затрат по статьям калькуляции
Большинство предприятий ведет учет затрат на производство и реализацию продукции по следующим статьям калькуляции:
1. Сырье и материалы за вычетом возвратных отходов
2. Вспомогательные материалы
3. Топливо и энергия на технологические нужды.
4. Затраты на оплату труда производственных рабочих
5. Отчисления на социальные нужды.
6. Расходы на подготовку и освоение производства.
7. Потери от брака
8. Общепроизводственные расходы
9. Общехозяйственные расходы
10. Прочие производственные расходы
11. Коммерческие расходы
Первые пять статей калькуляции представляют собой прямые затрата, т.к. они непосредственно связаны с изготовлением данной продукции и могут быть прямо отнесены к косвенным затратам, по тому что они связаны с производственной деятельностью цеха или предприятия в целом, а не с производством каждого вида продукта в отдельности. Вследствие этого косвенные расходы не могут быть отнесены прямо на себестоимость того или иного вида продукции, а относятся на себестоимость всей продукта вырабатываемой цехом или предприятием и распределяются по видам продукции условно-пропорционально.
Расходы на подготовку и освоение производства при изготовлении нескольких видов продукции распределяют между ними пропорционально сумме основной зарплаты производственных рабочих и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.
Общепроизводственные расходы распределяют по отдельным видам продукции пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих, за исключением расходов по операциям с тарой, которые определяются в среднем на единицу выпускаемой продукции в целом по предприятию и равными долями относятся на отдельные виды продукции, и платежей по обязательному страхованию имущества, которые распределяютсяпо отдельным видам продукции пропорционально стоимости сырья и материалов,
Общехозяйственные расходы распределяются между отдельными: видами продукции пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих (без доплат по премиальной системе).
Коммерческие расходы относят на себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем. Если это невозможно, то их распределяют между отдельными видами продукции пропорционально объему готовой и отгруженной продукции. В группе затрат по статьям прямые расходы, как правило, подразделяют по элементам, а косвенные образуют комплексные статьи.
В целях планирования и учета затрат по отдельным производственным звеньям предприятия, в зависимости от назначения вырабатываемой продукции. все производства подразделяют на основные и вспомогательные. К основным относят производства, изготовляющие продукцию, для выпуска которой создано предприятие, а также полуфабрикатов, предназначенных для реализации и внутризаводского потребления. К вспомогательным относят производства, которые обслуживают основные производства различными видами энергии, водой, транспортными услугами, тарой, запасными частями.
План производства и реализации продукции
Объем производства продукции планируется в натуральном и стоимостном выражении.
Планирование объема производства продукции в натуральном выражении включат в себя расчет планового фонда времени работы ведущего оборудования в предстоящем году и определении технико-экономической нормы использования его производительности. В натуральном выражении его определяют путем умножения фонда времени работы ведущего оборудования (или поточных линий) в планируемом году на прогрессивные технико-экономические нормы производительности оборудования, установленные для выработки каждого вида продукции. Количество рабочих дней работы оборудования рассчитывается путем вычитания из календарного фонда времени планируемого количества дней простоя для проведения планово-предупредительного ремонта и профилактических мероприятий для предприятий с непрерывным режимом работы, а также вычитания выходных и праздничных дней для предприятий с прерывным режимом работы.
Обоснование возможности выработки прогнозируемого объема продукции в соответствии с конъюнктурой рынка начинается с составления "Баланса производственных мощностей". В нем представлено наличие мощностей на начало года, их выбытие, среднегодовая мощность.
Рассчитывается коэффициент использования производственной мощности с учетом планируемых организационно-технических мероприятий по улучшению ее использования. Выбор организационно-технических мероприятий осуществляется путем оценки и сравнения показателей их эффективности.
Произведение суточной мощности по балансу мощностей (технической
нормы производительности оборудования) и коэффициента ее использования
определяет технико-экономическую норму производительности оборудования.
Технико-экономическая норма производительности оборудования
(Нт-эк.) и плановый рабочий переход (количество дней работы ведущей
оборудования - Фпл.) служат исходными данными для расчета объема производства в натуральном выражении.
Рабочий период определяется как разность между календарным временем
и временем планируемых остановок в зависимости от режима работы
предприятия во времени и принятой организации ремонта.
Объем производства продукции (Впл.) каждого вида определяется по формуле:
Впл. = Нт-эк. х Фпл.
Производственная программа технологических цехов определяется как сумма производственных программ поточных линий, а производственная программа предприятия, как сумма объемов производства основных цехов.
Объем производства продукции в стоимостном выражении планируется по нормативной чистой продукции, в отдельных отраслях промышленности в виде товарной и валовой продукции в сопоставимых ценах.
Объем товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия определяется по формуле:
Т = Г (стоимость готовой продукции для реализации) + П (стоимость полуфабрикатов для выработки) + m (стоимость тары) + Р (стоимость работ и услуг промышленного характера)
Объем валовой продукции определяется по формуле:
В = Т (объем товарной продукции) + ОНП2 (остаток незавершенного производства на конец года) – ОНП1(остаток незавершенного производства на начало года)
Планируемый объем нормативной чистой продукции устанавливается прямым счетом, т.е. путем умножения установленного для данного вида продукции норматива чистой продукции на объем производства этой продукции, подлежащей выработке в течение планируемого года.
Показатель норматива чистой продукции: НЧП = ЗПпр + ЗПпрКз + Пн, Кз = (ФЗПппп – ФЗПпр) / ФЗПпр.
Объем реализуемой продукции в плане определяется исходя из планируемого объема производства товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия, к которому прибавляется стоимость остатков нереализованной продукции на начало планируемого года и вычитается стоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого года.
Объем реализуемой продукции — это сумма стоимостей выработанной, предназначенной к поставкам п подлежащей оплате в планируемом году готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, выполненных предприятием по заказам со стороны. Кроме того, а объем реализуемой продукции входит стоимость работ по капитальному ремонту, модернизации оборудования, транспортных средств данного предприятия, которые должны быть выполнены предприятием в планируемом году его силами и средствами.
Объем реализуемой продукции Ор {в тыс. руб.) определяют по формуле
Ор = Н1 + Н2 + Н3 + Н4 + Т - (К1 + К2),
Н1— остатки готовой продукции на складе предприятия на начало планируемого года, тыс. руб.;
Н2 — остатки готовой продукции на начало планируемого года, отгруженной покупателям, срок оплаты к-рой не наступил, тыс. руб
Н3 – остатки готовой продукции на начало планируемого года, отгруженной покупателям, но не оплаченной ими в установленный срок, тыс.руб.
Н4 - готовая продукция на начало планируемого года, полученная покупателями и находящаяся у них на ответственном хранении, тыс.руб.
Т- товарная продукция предприятия, тыс.руб
К1 , К2 - остатки готовой продукции на конец планируемого года
Если продукция предприятия пищевой промышленности не может длительное время хранится на складе готовой продукции и ее нельзя транспортировать на дальние расстояния, то объем реализации такой продукции принимается на уровне объема товарной продукции, которая должна быть выработана предприятием в планируемом году.
Планирование прибыли
Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.
Основным финансовым показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль.
Балансовая прибыль(Пб) включает три укрепленных элемента:
Пб= Птп +Ппроч. ± Пвнер.
Птп – прибыль от производства и реализации готовой товарной продукции, работ и услуг промышленного характера на сторону;
Ппроч. – прибыль от прочей реализации;
Пвнер – прибыль(доход) от внереализационных операций за вычетом расходов по этим операциям.
Прибыль от производства и реализации продукции(работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, к-рая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом.
Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разности между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС , специального налога и акцизов(Вр) и суммой затрат на производство и реализацию продукции (З):
Птр = Вр -З
Прибыль от прочей реализации(Ппроч.) – это прибыль от реализации продукции, работ и услуг, не относящихся к основной деятельности предприятия. К ним относятся:
· дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и т.д., а также доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;
· положительные курсовые разницы по средствам предприятия на валютных счетах;
· присужденные или признанные должниками штрафы, пени, неустойки и т.д.
· суммы, поступивших от работников предприятия в возмещение убытков и расходов, понесенных по их вине;
· поступление арендной платы от сдачи отдельных объектов основных фондов;
· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
· суммы средств, поступившие безвозмездно от других предприятий;
· и т.д.
К внереализационным расходам предприятия относятся:
· затраты на производство, не давшие продукцию;
· затраты по аннулированным производственным заказам;
· убытки от реализации;
· затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
· судебные издержки и арбитражные сборы;
· штрафы, пени, неустойки, другие виды санкций, уплаченные предприятием за нарушения условий хозяйственных договоров или дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
· убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
· убытки от похищений продукции и имущества;
· убытки от списания присужденных долгов, ввиду несостоятельности ответчика;
· отрицательные курсовые разницы по валютным счетам;
· амортизационные отчисления по сданным в краткосрочную аренду объектам основных фондов;
· налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятий( налог на рекламу и т.д.)
· некомпенсированные потери от стихийных бедствий
Исходная базовая величина для налогооблагаемой прибыли- валовая прибыль(Пв) предприятия:
Пв= Пб+Р+Ос+Бс+Котр. –Кпол. +Усх
Р – расчет прибыли при реализации продукции по цене выше её себестоимости
Ос – основные средства и иное имущество, безвозмездно полученное от других предприятий и организаций
Бс- расчет прибыли при бартерных сделках
Котр., Кпол. – отрицательные и положительные курсовые разницы на валютных счетах
Усх – убытки подсобного сельского хозяйства
Чистая прибыль = балансовая прибыль- сумма налога на прибыль
Планирование прибыли - составная часть финансово-экономической работы на предприятии. Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выпонения работ, оказанных услуг.
Прибыль от реализации продукции планируется 3-мя методами:
· методом прямого счета
· аналитическим
· нормативным
Методом прямого счета прибыль от реализации продукции определяется:
Ппр= Впр – Срп
Ппр – планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации
Впр –планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах
Срп – полная себестоимость реализуемой продукции
В современных условиях метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства.
Аналитический метод планирования прибыли используется в условиях многономенклатурного производства. В этом случае расчет ведется по сравниваемой и несравниваемой товарной продукции. Сравниваемая товарная продукция выпускается в базисном году, к-рый предшествует планируемому, поэтому известны её фактическая и полная себестоимость и объем выпуска.
Расчет общей суммы прибыли, к-рую предприятие должно получить в планируемом году:
1.Определяют базовую рентабельность(Рб) в % по сравниваемой товарной продукции :
Рб =(По:Стп)*100%
По – ожидаемая прибыль от реализации
Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года
2.Вычисляют сумму планируемой прибыли путем умножения установленного в плане объема товарной продукции, выраженной по себестоимости текущего года, на показатель средней базовой рентабельности продукции.
3.Расчитанная сумма прибыли корректируется и дополняется в результате влияния на неё отдельных факторов, не учтенных в базовой рентабельности. К этим факторам относятся:
3.1 Влияние на сумму прибыли планируемого % снижения себестоимости продукции
3.2Влияние на сумму прибыли планируемых сдвигов в ассортименте продукции
3.3 Влияние на сумму прибыли повышения сортности вырабатываемой продукции
В отличии от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли.
При нормативно методе планирования прибыли её величина определяется на основе установленного единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию. Преимущество нормативного метода планирования заключается в том, что он технически прост и не требует больших затрат труда.