Производственная и социальная инфраструктура предприятия

Инфраструктура предприятия представляет собой совокупность вспомогательных и обслуживающих хозяйств, которые прямо не участвуют в создании основной продукции, но в результате своей деятельности обеспечивают ритмичную работу основных цехов и содействуют их работе, т.е. выполняют функции технического обслуживания.

Вспомогательное хозяйствосостоит из собственно вспомогательных цехов и вспомогательных служб в основных производственных цехах.

Состав и масштабы цехов и служб предприятия определяются исходя из особенностей основного производства, типа и размера предприятия.

К вспомогательным относятся цеха и подразделения, которые производят продукцию для собственных нужд предприятия: запасные части для ремонта оборудования, ремонт и модернизация оборудования, инструмент, оснастку и нестандартное оборудование, энергию, пар, сжатый воздух.

Обслуживающие подразделенияне производят продукцию, а лишь обеспечивают нормальную работу основных и вспомогательных цехов.

Работу вспомогательного хозяйства организовывают в соответствии с объемом работ основного производства и возможностями оказания услуг другим подразделениям вспомогательного производства и на сторону.

Большие задачи стоят перед вспомогательным хозяйством в совершенствовании его организации и повышения технического уровня. По разным оценкам, в сфере технического обслуживания производства на промышленных предприятиях занято от 40% до 50% всего персонала, уровень механизации их труда находится в пределах 35% – 40%, в то время как уровень механизации труда основных рабочих в машиностроении составляет 67% – 70%, степень оснащения механизмами рабочих в основном производстве в три раза выше, чем на процессах технического обслуживания.

Работа вспомогательных цехов и хозяйств оказывает большое влияние на эффективность работы основного производства и, прежде всего, на ритмичность работы цехов, затраты на производство продукции, производительность труда, прибыль и рентабельность.

Не менее важной составной частью инфраструктуры предприятия является социальная инфраструктура, назначение которой состоит в обеспечении воспроизводства рабочей силы и создании нормальной психологической атмосферы в коллективе, развитии общественной активности работников.

Ремонтное хозяйство

В обеспечении эффективного использования основных фондов, важная роль принадлежит ремонтному хозяйству. Особенно большое значение имеет ремонт оборудования активной части ОПФ.

Технологическое оборудование современного производства, оснащенное сложной автоматикой, в процессе эксплуатации подвергается физическому износу. Износ оборудования и других видов ОПФ в значительной степени зависит от специфики отрасли.

Основное назначение ремонтного хозяйства заключается в систематическом поддержании оборудования в работоспособном состоянии, обеспечивающем бесперебойный выпуск продукции. Кроме того, ремонтные службы осуществляют работу по модернизации оборудования, обеспечивающей повышение производственной мощности предприятия и снижение затрат на производство.

Основные задачи организации ремонтного хозяйства следующие:

повышение уровня эксплуатационной готовности основных фондов и сокращение простоев оборудования в ремонтах;

снижение трудовых и материальных затрат, связанных с выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту основных фондов;

улучшение качества их технического обслуживания и ремонта, обеспечивающего снижение потребности в ремонтах;

совмещение капитального ремонта оборудования с его модернизацией;

механизация ремонтных работ и повышение уровня производительности труда ремонтного персонала.

В промышленности действует система планово-предупредительного ремонта (ППР). Сущность этой системы заключается в том, что техническое обслуживание оборудования и все виды ремонтов выполняются в заранее установленной последовательности в соответствии с планом-графиком, составляемым для каждого вида оборудования.

Система ППР сочетает техническое обслуживание и ремонт, поэтому ее называют также системой планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта (ППОР).

Техническое обслуживание– это комплекс работ по поддержанию оборудования в исправности между ремонтами. В процессе технического обслуживания технологического оборудования осуществляется уход, надзор, осмотр и проверка состояния. Оно выполняется эксплуатационным и обслуживающим персоналом.

Ремонт – это процесс восстановления первоначальной дееспособности орудий труда, частично утраченной ими в результате производственного использования.

Ремонты могут быть классифицированы по разным признакам. Важнейшим из них является объем ремонтных работ в сочетании с периодичностью. По этому признаку выделяются текущий, средний и капитальный ремонты.

Система ППР имеет следующие основные ремонтные нормативы:

межремонтный цикл– отрезок времени между двумя очередными капитальными ремонтами или между вводом в действие оборудования и первым его капитальным ремонтом;

межремонтный период – промежуток времени работы оборудования между двумя ближайшими плановыми ремонтами;

межосмотровый период – время между осмотром и ремонтом, предшествующим осмотру;

структура межремонтного цикла – перечень и последовательность выполнения ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию в ремонтном цикле. Каждая группа однородного оборудования имеет свою структуру межремонтного цикла, например:

К – О – Т – О – Т – О – Т – О – К – О – Т – О ...

где К – капитальный ремонт;

Т – текущий ремонт;

О – осмотр.

Ремонтное хозяйство предприятия состоит из общезаводских ремонтных подразделений, служб главного механика, главного энергетика (ремонт электрооборудования) и главного прибориста (ремонт КИПиА).

Функции поддержания оборудования в исправном состоянии на предприятиях осуществляет специальная ремонтная служба, в состав которой входят ремонтно-механический цех, цеховые ремонтные базы, склады запасных частей и другие подразделения.

Возглавляет ремонтное хозяйство главный механик, в подчинении которого имеется отдел. Структура управления ремонтной службой зависит от системы управления ремонтами, которая может быть: централизованной, децентрализованной и смешанной.

При централизованной системе весь ремонтный персонал подчинен главному механику и его силами осуществляется техническое обслуживание и все виды ремонтов оборудования.

Децентрализованная система управления предполагает проведение всех видов ремонтно-профилактических работ силами цехов ремонтной базы, персонал которой непосредственно подчинен начальнику производственного цеха. Такая система является наименее эффективной, т.к. в данных условиях трудно осуществить единую техническую политику в области ремонта, а также затруднено его планирование, учет и контроль.

При смешанном типе техническое обслуживание и текущий ремонт осуществляются персоналом производственных цехов, капитальный – персоналом, непосредственно подчиненным главному механику.

На крупных и средних предприятиях в составе отдела главного механика имеются конструкторско-технологическое бюро, бюро планово-предупредительного ремонта, планово-производственное бюро, бюро оборудования и запасных частей и другие подразделения.

Сокращение длительности простоев оборудования в ремонте достигается:

путем своевременной и полной технологической и материальной подготовки ремонтных работ;

использованием карт научной организации труда;

применением при ремонте наиболее прогрессивных методов и приемов выполнения ремонтных работ с использованием для этого сетевых графиков;

обеспечением ремонтных работ квалифицированными кадрами;

созданием материальной и моральной заинтересованности исполнения ремонтных работ с высоким их качеством.

Энергетическое хозяйство

Для обеспечения электро- и теплоэнергией, водой, очистки и удаления сточных вод на предприятиях имеются специальные технические средства: подстанции, электросети, силовые установки; паропроводы, емкости пара, водозаборные сооружения, водонапорные резервуары, насосные, охлаждающие устройства, очистные сооружения, сеть водопроводных и канализационных труб и т.д. Эти средства образуют энергетическое хозяйство предприятия, для обслуживания которого создаются следующие цеха:

цех пароснабжения– подача и распределение пара, сбор и возврат конденсата, распределение вторичных энергоресурсов;

цех электроснабжения – преобразование, подача и распределение электроэнергии;

цех водоснабжения– обеспечение свежей и питьевой воды, организация оборотного водоснабжения;

цех воздухоснабжения– эксплуатация компрессорных станций и сетей для снабжения потребителей воздухом;

цех очистных сооружений– эксплуатация очистных сооружений.

Основными задачами энергетического хозяйства являются:

обеспечение бесперебойного снабжения предприятия всеми видами энергии;

эффективного использования топлива и энергии;

рациональная эксплуатация энергетического оборудования, его ремонт и обслуживание.

Энергоснабжение предприятия имеет специфические особенности, которые заключаются в одновременности производства и потребления энергии.

Энергетическое хозяйство возглавляет главный энергетик, возглавляющий специальный аппарат, объединяемый в отдел главного энергетика. Состав и структура отдела главного энергетика зависят от масштабов и сложности энергохозяйства. На крупных предприятиях в отдел может входить техническое бюро с группами планово-предупредительного ремонта теплосилового и электрооборудования, энергобюро с группами технического учета и энергобаланса, энергетического контроля, цех КИП.

Главный энергетик отвечает за бесперебойное снабжение предприятия всеми видами энергии при рациональном и эффективном использовании энергетических ресурсов.

Эксплуатация и ремонт цехового энергооборудования могут быть организованы:

централизованно – эксплуатационное обслуживание и ремонт энергооборудования силами эксплуатационных и ремонтно-монтажных энергетических цехов;

децентрализованно – ремонтно-монтажные энергетические цеха производят только капитальный ремонт цехового оборудования. Эксплуатация и текущий ремонт осуществляются силами персонала производственных цехов;

смешанно – сочетание первых двух форм.

В основу определения потребности предприятия в энергии и воде принимаются:

планы производства продукции основных цехов и оказываемых услуг вспомогательных цехов;

организационно-технические мероприятия по повышению эффективности энергетического хозяйства;

нормы расхода энергии на освещение, отопление, вентиляцию, хозяйственно-бытовые нужды и потери;

удельные нормы расхода энергии и воды на каждый вид продукции, а также на санитарно-технические нужды.

Определение потребности предприятия в топливе и энергии основывается на составлении топливных и энергетических балансов.

Энергетические балансы классифицируются по следующим признакам:

а) по назначению: плановые, отчетные, нормативные, перспективные;

б) по видам энергоносителя:

частичные (по отдельным видам энергоносителя – угля, газа, нефти и т.д.);

сводные (по сумме всех видов топлива);

в) по характеру целевого использования энергии – силового, технологического, производственно-хозяйственного назначения.

Основной задачей разработки планового баланса является обоснование плановой потребности предприятия в топливе и энергии для выполнения производственной программы по выпуску продукции. Это расходная часть баланса. Приходная часть баланса содержит обоснование наиболее рациональных способов покрытия этой потребности.

Плановая потребность в энергии и топливе определяется по формуле:

Эп = Нр × Vпл + Эвсп + Эст + Эпот ,

где Эп – плановая потребность в энергии и топливе;

Нр – плановая норма расхода энергии на единицу продукции;

Vпл – плановый объем выпуска продукции;

Эвсп – расход энергии на вспомогательные нужды (освещение, отопление и т.д.);

Эст – энергия, отпускаемая на сторону;

Эпот – потери энергии в сетях.

Основными направлениями рационализации энергопотребления являются:

правильный выбор энергоносителей;

ликвидация прямых потерь;

совершенствование технологии и организации производства;

ориентация на ресурсосберегающие технологии.

Инструментальное хозяйство

Инструментальное хозяйство на предприятии создается для централизации управления и проведения работ по обеспечению производства технологической оснасткой (инструментом, приспособлениями, пресс-формами и другими устройствами и механизмами), ее хранению, эксплуатации и ремонту.

К инструментальному хозяйству относятся:

инструментальные цеха;

цеховые инструментально-раздаточные кладовые (ЦРК);

заточные отделения в цехах;

ремонтные отделения в цехах.

Производственная структура инструментального хозяйства зависит от размера предприятия, типа производства, характера выпускаемой продукции и других факторов.

На крупных предприятиях руководство инструментальным хозяйством осуществляет начальник инструментального отдела или главный технолог, которым подчинены главное бюро, ЦИС, инструментальный цех, технологическое бюро, группа конструирования инструмента и другие подразделения.

Основные задачи инструментального хозяйства следующие:

определение потребности предприятия в оснастке;

планирование приобретения (изготовления) и обеспечения производства оснасткой;

организация эксплуатации оснастки и технологический надзор за ее эксплуатацией;

обеспечение рабочих мест оснасткой;

организация учета и хранения оснастки.

В настоящее время при разработке и внедрении автоматизированных систем управления на многих предприятиях предусматривается система автоматизированного управления инструментальным хозяйством. При этом решаются следующие задачи:

рассчитываются нормы расхода инструментов;

определяется потребность в инструменте для планового выпуска продукции;

определяются максимальный и минимальный запасы инструмента, учитывается движение и расход инструмента.

Весь инструмент подразделяется на универсальный и специальный.

Универсальный– это инструмент широкого применения (сверла, резцы и др.), изготовляемый, как правило, на специализированных инструментальных заводах.

Специальный инструмент предназначен для выполнения определенной операции или изготовления конкретных деталей (штампы, пресс-формы). Конструируется специальный инструмент в бюро конструирования инструмента и изготовляется в инструментальных цехах предприятий.

Потребность предприятия в оснастке рассчитывается на основании объема основного производства, номенклатуры оснастки по технологической документации и норм расхода оснастки.

Номенклатура технологической оснастки, планируемой к изготовлению в инструментальном производстве, может быть разработана по всем позициям лишь на месяц. На более продолжительный период (квартал, год) этот показатель планируется по укрупненной номенклатуре.

В комплекс работ по эксплуатации технологической оснастки входят:

1) установление норм расхода и запаса оснастки, подлежащих хранению в инструментальном хозяйстве;

2) разработка и выдача лимитных карт на получение оснастки;

3) разработка инструкций по эксплуатации оснастки и осуществление технологического надзора за соблюдением правил эксплуатации;

4) составление графиков планово-предупредительного ремонта оснастки;

5) организация ремонта и восстановления оснастки, централизованной заточки всех видов режущего инструмента и др.

Общезаводские запасы технологической оснастки регулируются по системе "максимум-минимум" сущность которой заключается в том, что запасы инструмента постоянно поддерживаются на уровне, обеспечивающем бесперебойное снабжение цехов путем своевременной периодической подачи заказов на изготовление или приобретение оснастки. При этом устанавливается минимальный (Umin) и максимальный (Umax) запасы оснастки. Минимальный запас имеет характер страхового и расходуется в случаях, не предусмотренных нормальным ходом производства.

Транспортное хозяйство

В составе транспортного хозяйства предприятия кроме железнодорожного и автомобильного транспорта входят механический, трубопроводный, пневматический и другие виды транспорта. Его бесперебойная работа оказывает непосредственное влияние на успешность производственно-хозяйственной деятельности.

К числу важнейших задач, стоящих перед транспортным хозяйством предприятий на современном этапе, относятся следующие:

1) обеспечение своевременного и бесперебойного обслуживания основного и вспомогательных цехов, служб материально-технического снабжения и сбыта;

2) правильный выбор и максимально эффективное использование всех видов транспортных средств;

3) ликвидация и автоматизация транспортных и погрузочно-разгрузочных операций;

4) снижение себестоимости транспортных операций и обеспечение роста производительности труда транспортных рабочих;

5) обеспечение строгой согласованности технологических процессов и транспортных операций.

По степени централизации выполнения транспортных работ внутризаводской транспорт предприятия делится на централизованную (общезаводской транспорт) и децентрализованную часть (внутрипроизводственный транспорт).

Общезаводской транспорт подчиняется начальнику транспортного отдела предприятия. В составе транспортного отдела выделяют цеха (участки): железнодорожный, автотранспортный, погрузочно-разгрузочный. Их возглавляют начальники цехов (участков). В зависимости от объема грузооборота начальник транспортного отдела может, кроме заместителей, иметь и функциональных работников, осуществляющих плановые, учетные и другие функции.

Внутрипроизводственный транспорт находится в распоряжении начальников основных и вспомогательных цехов и мастеров.

По назначению и месту действиявнутризаводской транспорт предприятия подразделяется на внешний, межцеховой и внутрицеховой транспорт.

По роду перемещаемых грузовтранспорт подразделяется на транспорт для твердых, жидких и газообразных продуктов.

По направлению перемещения грузовтранспорт подразделяется на горизонтальный, наклонный, вертикальный и смешанный.

Особое значение имеет классификация внутризаводского транспорта по принципу действия. По этому признаку он разделяется на прерывный и непрерывный.

К транспортным средствам прерывного (периодического) действия относят: локомотивы, автомобили, грузоподъемные механизмы, тракторы, электротележки, электрокары, местовые и передвижные краны, кран-балки, грузоподъемники и др.

Транспортные средства непрерывногодействия включают трубопроводный и пневматический транспорт, ленточные, пластинчатые, скребковые и цепные транспортеры, элеваторы и др.

По мере превращения производств в автоматизированные и непрерывные, преобладающим становится транспорт непрерывного действия. Благодаря его непрерывности транспорт полностью ликвидирует простои основного технологического оборудования из-за простоев в подаче сырья и материалов, кроме того, непрерывность значительно сокращает потребность в рабочей силе. Так, на 1 км транспортерной ленты при автоматическом управлении требуется всего один человек, а при непрерывном режиме управления на 1 автомобиль требуется 3 водителя и как минимум 6 грузчиков.

Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы относятся к числу тяжелых и трудоемких, поэтому большое значение имеет их механизация и автоматизация.

Состав транспортного хозяйства предприятия зависит от характера выпускаемой продукции, типа и масштаба производства. Однако важно не только оснастить предприятие транспортными средствами, соответствующим его особенностям, но и правильно организовать их использование.

Под организацией использования транспортных средств понимают систему мероприятий, обеспечивающих рациональную организацию грузопотоков и труда транспортных рабочих и направляемых на выявление и использование резервов в работе транспортного хозяйства и улучшение его качественных показателей.

Чтобы обоснованно выбрать рациональный вид транспортных средств, который наиболее полно отвечает требованиям конкретного производства, необходимо, прежде всего, изучить грузооборот предприятия в целом, его отдельные грузовые потоки, а также ознакомится с характером грузов и путями их транспортирования.

Грузопотоком предприятия называется сумма количества грузов, перемещаемых за определенный период времени. Его величина определяется производственной мощностью предприятия, ассортиментом (номенклатурой) вырабатываемой продукции и находится в зависимости от удельных норм расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и различных видов топлива. Грузопотоки рассчитывают, как правило, по ходу технологического процесса, начиная со снабженческих складов или места добычи сырья, и кончая сбытовыми складами или пунктами отправки товарно-материальных ценностей.

Сумма всех грузопотоков, осуществляемых внутризаводским транспортом, составляет грузооборот завода.

После того, как рассчитаны грузопотоки, можно приступить к выбору наиболее целесообразного вида транспорта. Основными факторами, которые необходимо учитывать при выборе транспортных средств, являются мощности отдельных грузопотоков, расстояния между их начальными и конечными точками, характер транспортируемых материалов.

Складское хозяйство

Склады предназначены для накопления и хранения запасов сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции и запчастей, а также отходов производства. Кроме того, склады выполняют и другие функции:

принимают материальные ценности;

выдают их в производство и отправляют за пределы предприятия;

размещают по местам хранения в помещениях склада;

ведут учет наличия и движения материальных ценностей, необходимый для контроля и поддержания на надлежащем уровне;

в ряде случаев на складах выполняются операции по подготовке сырья и материалов и заключительных – сортировка, комплектовка и упаковка готовой продукции.

Все склады предприятия могут быть классифицированы по ряду признаков:

1) по назначению хранимых ценностей– склады сырья, материалов, полуфабрикатов, оборудования и запасных частей, инструментов и технологической оснастки, готовой продукции и отходов;

2) по номенклатуре хранимых ценностей:

специализированные – для материальных ценностей одного вида или рода;

универсальные – для разных видов и родов материальных ценностей;

3) по типу здания(и по техническому устройству) различают складские сооружения открытые, полузакрытые и закрытые;

4) по техническому устройствузакрытые склады весьма разнообразны. В зависимости от этажности они могут быть одноэтажными и многоэтажными;

5) по степени возгораемостиразличают несгораемые, трудносгораемые и сгораемые склады.

Кроме наземных складов иногда создают полуподземные или подземные.

Правильный выбор складов по техническому устройству, сделанный на стадии проектирования, важен для предприятия как с точки зрения обеспечения сохранности грузов, так и с точки зрения снижения затрат.

Размещение складов на производственной площадке должно удовлетворять ряду требований:

их расположение должно обеспечивать наименьшие пробеги грузов (прямолинейность грузопотоков), а следовательно, скорейшую доставку их до места назначения, и в итоге, минимум транспортных работ и расходов;

местонахождение складов должно быть увязано с размещением цехов и служб предприятия и путей внутризаводского транспорта – они должны быть приближены к цехам, являющимися основными потребителями (или отправителями) грузов;

в то же время склады следует располагать на путях главных грузопотоков;

при размещении складов необходимо принимать во внимание специфические свойства хранимых ценностей (опасность, взрывоопасность).

В качестве показателей, характеризующих работу складов, принимаются следующие:

1) грузооборот склада, характеризующий объем работ за определенный период;

2) средний срок хранения груза, скорость оборота материальных ресурсов, показатель, характеризующийся коэффициентом оборачиваемости материалов. Он представляет собой отношение грузооборота склада за данный период к среднему складскому остатку.

3) использование площади склада; определяется отношением полезной площади склада, непосредственно занятой под грузы, к общей площади склада;

4) себестоимость складской переработки единицы груза; определяется отношением всех эксплуатационных затрат склада за определенный период, включая амортизацию зданий, сооружений, ремонт зданий складов, освещение, отопление и другие расходы по содержанию зданий, текущий ремонт складского оборудования, зарплату всего персонала складов к грузообороту склада;

5) производительность труда работника склада (и 1 рабочего) – количество тонн груза, перерабатываемого за 1 человеко-смену;

6) обеспечение сохранности материалов на складе и др.

Оперативная работа складов включает ряд самостоятельных функций, к выполнению которых предъявляются определенные требования. При приемке материальных ценностей фактическое их количество и качество должны быть проверены и сопоставлены с данными сопроводительных документов.

На принятие материальных ценностей составляется акт приемки, грузы регистрируются (учитываются) на основании сопроводительных документов и актов приемки, направляемых в бухгалтерию.

Материалы (полуфабрикаты) в производство отпускаются по лимитным картам или по разным требованиям; отпуск оформляется соответствующими документами (накладными, расписками).

Периодически на складах производится инвентаризация. Она дает возможность контролировать движение материальных ценностей, проверять их наличие, следить за состоянием запасов.

Тарное хозяйство

Большая часть материалов, полуфабрикатов и готовой продукции промышленности нуждается для хранения и перевозки в таре.

Тара – это изделия, в которые помещаются, сырье, материалы, полуфабрикаты или готовая продукция для обеспечения их качественной и количественной сохранности при транспортировке с места их заготовки или производства до места их хранения или потребления.

Назначение тарыв том, чтобы:

предохранять груз от порчи из-за механических воздействий (удары, сотрясения), от загрязнения и воздействия внешней среды (температура, давление, свет, атмосферные осадки и т.п.), от потерь при хранении и транспортировке;

создавать удобства при хранении и транспортировке (перемещение), в том числе обеспечит компактность.

На предприятиях применяется множество видов тары, различающейся:

по назначению (потребительская, транспортная и прочая);

по видам затариваемых грузов (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция и др.);

по жесткости конструкции (жесткая, полужесткая, мягкая);

по видам используемых материалов (металлическая, деревянная, рогожная, бумажная и т.п.);

по числу оборотов (одноразовая, многоразовая).

Обоснование выбора вида тары имеет большое значение, поскольку ее применение повышает себестоимость продукции.

В связи с большими затратами, связанными с применением тары, важно правильно ее спроектировать, обеспечив оптимальный выбор материалов, вместимости и конструкции.

Материалы для изготовления тары должны не только соответствовать роду грузов, но и быть наиболее дешевыми. Все более широкое применение находит тара из полимерных материалов (жесткая, полужесткая и мягкая).

Вопрос о емкости тары должен решатся с учетом разнообразных условий. С точки зрения затрат на тару, приходящихся на единицу продукции, крупная тара целесообразнее. Однако необходимо учитывать конкретные условия ее использования. Так, крупная тара для расфасовки красок не только не обеспечивает сохранности их при применении, но и не удобна для потребления. Выбор вида тары тесно связан с оценкой условий и стоимости транспортировки грузов. Погрузочно-разгрузочные работы с тарно-штучными изделиями слабо поддаются механизации, весьма трудоемки.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, рационализация транспортных работ, в особенности погрузочно-разгрузочных, снижение затрат на тару достигается развитием контейнерных и пакетных перевозок.

На предприятиях могут быть созданы тарные цеха, которые не только изготовляют, но иногда осуществляют ее ремонт.

Показателями работы тарного хозяйства является себестоимость единицы тары и затраты на тару, приходящиеся на единицу продукции. Для оборотной тары, кроме того, следует определить число оборотов за расчетный период (год, месяц, сутки) и срок ее службы.

Снижение себестоимости тары достигается применением более дешевых материалов, увеличением, по возможности, вместимости единицы тары, применением рациональных методов производства тары, механизацией процессов производства и повышения качества тары. Однако основным путем снижения затрат на тару является повышение массовости ее производства на специализированных предприятиях. Поэтому создавать такие цеха на предприятиях следует только в необходимых случаях и на базе предварительного технико-экономического обоснования.

Капитальное строительство

Капитальное строительство относится к числу важнейших отраслей материального производства. Важнейшей составной частью производимых в стране преобразований является разработка новой инвестиционной политики. Она предполагает прекращение распыления средств, обеспечение концентрации капитальных вложений на пусковых объектах, заметное сокращение объема незавершенного производства.

Существенные изменения претерпевает структура капитальных вложений. Центр тяжести необходимо перенести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, как наиболее эффективного направления воспроизводства основных фондов. В структуре капитальных вложений необходимо повысить долю затрат на оборудование и машины и соответственно снизит монтажные работы.

Рациональное использование капитальных вложений предполагает в первую очередь оптимизацию их структуры по направлениям. Самостоятельное значение имеют следующие направления:

новое строительство;

техническое перевооружение;

реконструкция;

расширение действующих предприятий и объектов.

К новому строительству относится создание новых предприятий, зданий и сооружений на новых площадках, которые после ввода в эксплуатацию зачисляются на самостоятельный баланс.

К расширению действующих предприятий относится строительство дополнительных производств, новых цехов, расширение существующих цехов и объектов основного и вспомогательного назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания новых производственных мощностей. Как правило, расширение действующего предприятия обеспечивает прирост производственных мощностей в более короткие сроки и при меньших затратах по сравнению с новым строительством.

К реконструкции действующих предприятий и производств относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического и экологического уровней отдельных производств, цехов, участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более прогрессивным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб. В результате технического перевооружения повышается производительность труда при сокращении рабочих мест, улучшается количество продукции.

Капитальное строительство может выполнять на предприятии как подрядными (специализированной организацией), так и хозяйственным способом. Для проведения контроля за работами на предприятиях есть специализированные производственные подразделения: управление ремонтно-строительных работ или функциональные отделы.

План капитального строительства составляют на основе следующих исходных материалов:

плана технического развития и организации производства;

плана производства продукции, в котором определяются необходимый прирост производственных мощностей и основных фондов;

сведений об имеющихся и планируемых заделах и незавершенном строительстве;

мероприятий по социальному развитию предприятия;

мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Строительное производство относится к числу сложных и многостадийных процессов. Качество конечной продукции строительства – вещественных элементов основных фондов, введенных в эксплуатацию зависит от многих факторов. К ним следует отнести уровень проектной, сметной документации, организацию и управление строительством, качество труда, технологию производства и др.

Первая стадия строительного производства включает проектирование.

Проект – это комплексное инженерное, архитектурно-конструктивное, объемно-планировочное и технологическое решение, учитывающее конкретные условия эксплуатации и обеспечивающее нормальное функционирование объектов строительства в соответствии с их назначением.

Вторая стадия строительного производства – собственно строительство.

Третья стадия – монтаж оборудования.

Строительство завершается вводом проекта в эксплуатацию.

После ввода производственных объектов в эксплуатацию начинается период освоения. В этот период предусматривается выход на проектный уровень по объему производства, себестоимости продукции и других технико-экономических показателей. Существуют нормы освоения, измеряемые в единицах времени – период освоения. Наличие периода освоения можно трактовать как брак в работе проектной и строительной организации. Не случайно в ведущих развитых странах – США и Японии – стадии проектирования и изыскания, строительства и освоения в значительной степени совмещены во времени (параллельны).

Социальная инфраструктура

Социальная инфраструктура представляет комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей.

В перечень таких объектов включают:

обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, банки, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопровода и т.п.;

медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и др.);

объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные учреждения, дома культу

Наши рекомендации