Расчет стоимости человеко-часа сотрудников
При организации производственной деятельности необходимо рассчитать – какие структуры предприятии являются наиболее или наименее затратными, какие отделы организации выступают притоком финансовых средств, а какие – являются наиболее затратными.
В расчет стоимости человеко-часа сотрудника (нам надо точно определить, во сколько предприятию обходится тот или иной специалист и какую прибыль он приносит) отдела или подразделения предприятия входит:
- финансовая составляющая (затраты предприятия на его деятельность);
- временная составляющая - сколько и кто тратит времени на специалиста и сколько времени тратит он сам;
- эмоциональная составляющая - как влияет специалист на взаимоотношения в коллективе;
- имиджевая составляющая - как отнесутся клиенты и партнеры организации (и/или сотрудники других отделов) к появлению нового специалиста;
- целевая составляющая - насколько эффективно он выполняет свои функции (даже если они состоят в простом присутствии на рабочем месте) и соответствует цели работы отдела (общий кпд работы специалиста).
Рассмотрим структуру каждой составляющей:
В финансовую составляющую входят:
- затраты на заработную плату сотрудника предприятия (вместе с налогами, бонусами, премиальным фондом, командировочными расходами и т. п.);
- затраты на оборудование рабочего места сотрудника (стол, стул, ПК, а также стоимость квадратных метров рабочей площади помещений);
- затраты на все расходные материалы, необходимые для его деятельности;
- затраты на заработную плату обслуживающего персонала (например, новичка надо обучить, соответственно в стоимость человеко-часа его работы входят затраты на зарплату специалиста по обучению персонала и т. п.).
Во временную составляющую входят:
- сколько времени тратит сотрудник на выполнение своей работы;
- сколько времени тратится на оборудование рабочего места сотрудника;
- сколько времени тратит на него начальник и специалисты, которые работают в качестве обслуживающего персонала;
- сколько времени сотрудник тратит на отдых и т. п. во время рабочего процесса.
В эмоциональную составляющую входят:
- насколько увеличивается/уменьшается доля конфликтных взаимоотношений в отделе;
- насколько улучшаются или ухудшаются отношения в коллективе.
В имиджевую составляющую входят:
- как начинают относиться к отделу сотрудники других подразделений;
- как начинают относиться к отделу клиенты и партнеры предприятия.
В целевую составляющую входитсоответствие сотрудника основной цели работы отдела.
Пример балансировки доходов в соответствии с затратами организации.
1. Определить все ежемесячные затраты организации (аренда, накладные расходы и т. п.), кроме заработных плат работников отдела сбыта и специалистов по стимулированию продаж.
2.Определить сумму всех затрат на выпуск каждого конкретного продукта, кроме заработных плат специалистов по сбыту и его стимулированию.
3. Определить количество средств, которые предприятие должно получать с заключенных ранее договоров, а также с постоянных клиентов предприятия: еженедельный график прихода средств (по каждому продукту, услуге или группе услуг в отдельности), а также процент прироста по отношению к прошлому году.
4. Определить количество средств, которое предприятие должно получать с новых фирм (будущих кормильцев), количество новых фирм (по каждому продукту или услуге в отдельности), график поступлений.
5. Определить количество специалистов по сбыту и стимулированию рынка, необходимое для выполнения плана, затраты на их обеспечение.
6. Определить затраты на мероприятия, стимулирующие сбыт, и заработную плату специалистов, отвечающих за реализацию и стимулирование сбыта.
7. Скорректировать доходы с постоянных и будущих «кормильцев» предприятия.
8. Определить ежемесячный и еженедельный план (конечные суммы) и график (дни и числа) поступления финансов от сбыта продукта или услуги в отдельности. Сумма поступлений рассчитывается нарастающим итогом для каждого продукта или услуги в отдельности исходя из принципа, что на начало рекламной кампании приходится наименьшее количество доходов от продаж. Декады поступления рассчитываются на основании статистики прошлого года или экспеpтно-прогностических расчетов. Данная последовательность действий необходима для точного определения источников недобора средств. Исходя из этих графиков производится начисление заработной платы сотрудникам, отвечающим за сбыт и его стимуляцию, а также премии и штрафы в зависимости от эффективности их деятельности.
9. Определить общие ежемесячные поступления.
10. Определить ежемесячную минимальную сумму поступлений с учетом всех затрат предприятия.
11. Определить дотационные месяцы работы предприятия.
12. Определить ежемесячную сумму поступлений, необходимую для эффективной деятельности организации.