Занятие 9. Природные чрезвычайные ситуации, механизмы их возникновения, последствия и меры безопасности

Цель работы:изучить классификацию природных чрезвычайных ситуаций; выявить механизмы возникновения ЧС природного происхождения; ознакомиться с основными экологическими, экономическими и иными последствиями ЧС природного характера; познакомиться с методами и способами (активными и пассивными) обеспечения безопасности человека при ЧС природного характера.

Порядок выполнения работы:

1) изучить теоретические сведения;

2) ответить на контрольные вопросы;

3) решить ситуационные задачи.

Теоретические сведения

Чрезвычайная ситуация – это неожиданная, внезапно возникшая обстановка на определенной территории или объекте экономики в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу здоровья людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.

К природным ЧС относятся те, которые связаны с проявлением стихийных сил природы, их часто называют стихийные бедствия.

Стихийное бедствие – это катастрофическое природное явление или процесс, при котором не исключены человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжкие последствия.

ЧС природного происхождения подразделяются на типы и виды:

1. Геофизические опасные явления: землетрясения и извержения вулканов.

2. Геологические опасные явления: оползни, сели, обвалы и осыпи, лавины, просадки земной поверхности, пылевые бури и др.

3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури, ураганы, смерчи и торнадо, шквалы, вихри, град, ливень, сильный снегопад, гололед, мороз, метель, жара, засуха и др.

4. Морские гидрологические опасные явления: тайфуны, цунами, штормы и др.

5. Гидрологические опасные явления: наводнения, половодья, паводки и др.

6. Гидрогеологические опасные явления: стояния грунтовых вод.

8. Природные пожары: лесные, торфяные, подземные и др.

9. Инфекционные заболевания людей, растений и животных.

Говоря о природных опасностях и чрезвычайных ситуациях, не следует забывать о роли антропогенного влияния на их проявления. Известны многочисленные факты нарушения равновесия в природе в результате деятельности человека, приводящие к усилению опасных воздействий. Так, например, вырубка леса приводит к образованию селей, оползней и нарушению гидрологического режима водоемов.

Защита от природных опасностей и чрезвычайных ситуаций может быть активной или пассивной. Например, вмешательство в механизм явления – разрушение грозового облака и тем самым предотвращение выпадения града – активная защита, а эвакуация людей, использование укрытий – пассивная. Однако лучший эффект даёт разумное сочетание активного и пассивного метода.

Контрольные вопросы:

3. Что такое ЧС природного характера?

4. Как классифицируются ЧС природного характера?

5. Каковы механизмы возникновения различных природных ЧС?

6. Каковы последствия природных ЧС для природы, здоровья человека и народного хозяйства?

7. Назовите типичные природные ЧС на территории Российской Федерации и Забайкальского края.

8. Что Вам известно о защите населения и объектов народного хозяйства от природных ЧС?

Решение ситуационных задач

Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

Задача 1.Внезапно началась гроза, сопровождающаяся сильными ударами молнии. Что вы предпримете в данном случае:

1) спрячетесь под ближайшим большим деревом;

2) укроетесь под навесом скалы;

3) будете продолжать движение по открытой местности, не обращая внимания на грозу;

4) найдете не выделяющееся на местности укрытие и спрячетесь в нем, пережидая грозу.

Задача 2.Во время похода в горах вы попали в снежный обвал. Ваши действия:

1) попытаетесь скользить на спине вместе с двигающимся снегом;

2) постараетесь зарыться в снег и двигаться вместе с лавиной;

3) постараетесь «плыть» на поверхности снега, совершая сильные движения руками.

Задача 3.После прогулки по лесу вы обнаружили, что к телу вашего друга присосался клещ. Ваши действия:

1) срочно отправитесь с другом в поликлинику или больницу;

2) попробуете самостоятельно удалить впившегося клеща;

3) помажете клеща маслом и будете ждать, когда он отвалится;

4) не будете предпринимать никаких действий.

Задача 4.При поездке на автомобиле вы попали в снежную бурю. Ваши действия:

1) развернете автомобиль против ветра, укроете двигатель, повесите на антенну кусок яркой ткани, плотно закроете двери и, периодически прогревая двигатель, будете ждать окончания бури или помощи спасателей;

2) остановите машину и, не выключая двигатель, будете ждать окончания бури;

3) оставите на дороге машину и пешком отправитесь в ближайший населенный пункт;

4) развернете автомобиль по ветру, остановитесь, будете периодически очищать его от снега и подавать звуковые и световые сигналы, по мере необходимости будете прогревать двигатель;

5) съедете на проселочную дорогу, на антенну повесите кусок яркой ткани, будете периодически подавать звуковой и световой сигналы и, не выключая двигатель, будете ждать окончания снежной бури.

Задача 5.Находясь на первом этаже здания, вы почувствовали первые толчки землетрясения. Вы должны:

1) спрятаться под стол, кровать или в плательный шкаф, закрыв лицо руками;

2) выпрыгнуть в окна или лоджии на землю и отбежать от здания;

3) собрать вещи и документы, а затем выбежать на улицу;

4) взять детей или беспомощного человека и срочно выбежать на улицу.

Задача 6.Первые толчки землетрясения застали вас на втором или более высоком этаже здания. Ваши действия:

1) на веревке или по связанным вместе простыням попытаетесь спуститься вниз;

2) попытаетесь спуститься вниз по пожарной лестнице, если она расположена рядом с окном;

3) выбежите на лестничную клетку и на лифте опуститесь вниз;

4) встанете в дверном или балконном проеме, распахнув двери и прижав к себе ребенка;

5) выйдете на балкон или лоджию и будете ждать окончания толчков.

Задача 7.Наводнение застало вас в лесистой местности. Что Вы сделаете для своего спасения:

2) взберетесь на любое дерево или будете держаться за ствол дерева;

3) из сучьев, веток и другого подручного материала свяжете плот, способный удержать человека на воде, и, сбросив обувь и тесную одежду, попытаетесь вплавь достичь сухого места;

4) вплавь попробуете добраться до высокого сухого места;

5) останетесь на месте и будете ждать помощи.

Задача 8.Наводнение застало вас на открытой местности. Ваши действия:

1) сняв обувь и тесную одежду, поплывете по течению;

2) попытаетесь убежать от надвигающейся воды под углом 45º к потоку;

3) быстро заберетесь на стог сена или скирду соломы, если они есть на поле;

4) срочно начнете выходить на возвышенное место;

5) останетесь на месте и будете ждать помощи.

Задача 9.Каковыми должны быть действия населения при угрозе урагана или смерча:

1) принять меры противопожарной безопасности;

2) закрыть чердачные и вентиляционные люки и отверстия;

3) закрыть окна и форточки, стекла укрепить полосками бумаги или скотчем;

4) закрепить все, что может быть унесено ураганом;

5) укрыться в прочном надежном укрытии (подвал, внутреннее помещение – ванна, санузел и т.д.);

6) уехать в другой населенный пункт.

Задача 10.Вы находитесь на открытой местности (поле), и приближается ураган или смерч. Ваши действия:

1) остановитесь на месте и будете ждать, когда ураган или смерч пройдут;

2) побежите по ветру, стараясь достичь укрытия;

3) укроетесь в канаве, яме или овраге;

4) ляжете на дно углубления, плотно прижметесь к земле, за-крыв голову рукам.

Задача 11.Вы находитесь в здании. Вдруг раздался сильный треск, стены и потолки начали трескаться, и возникло ощущение, что здание поехало. Начался оползень. Ваши действия:

1) принять меры противопожарной безопасности;

2) предупредить окружающих о наступлении опасности оползня и обвала;

3) срочно покинуть здание и отойти на безопасное место.

Задача 12.Вы попали в зону лесного пожара. Ваши действия по выходу из этой зоны:

1) нужно идти по ветру, защищая органы дыхания смоченной в воде

2) нужно идти в наветренную сторону перпендикулярно кромке пожара, используя открытые пространства: поляны, русла рек и ручьев или участки лиственного леса;

3) нужно идти вдоль русла рек или ручья перпендикулярно ветру или под углом в 45º к нему;

4) нужно идти, преодолевая кромку пожара против ветра, хорошо укрыв голову одеждой или плотной тканью.

Задача 13.В степи вы попали в зону пожара. Ваши действия:

1) быстро станете уходить в противоположную сторону от вала огня, защитив лицо от дыма;

2) хорошо закрыв голову и лицо одеждой или плотной тканью, быстро преодолеете кромку огня против ветра;

3) начнете тушить пожар подручными средствами.

Задача 14.Лесной пожар подходит к населенному пункту. Вы:

1) будете ждать сообщений по средствам массовой информации из штаба ГО и ЧС и действовать в соответствии с этими сообщениями;

2) будете уходить по дорогам, уводящим от огня, в безопасное место;

3) соберете документы, вещи и продукты на 3 – 5 дней и будете выходить из зоны пожара в безопасное место.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите классификацию природных чрезвычайных ситуаций.

2. Разберите механизмы возникновения ЧС природного происхождения.

3. Найдите информацию о наиболее характерных для Забайкальского края ЧС природного характера.

4. Познакомьтесь с основными экологическими, экономическими и иными последствиями ЧС природного характера.

5. Ознакомьтесь с методами и способами (активными и пассивными) обеспечения безопасности человека при ЧС природного характера.

6. Изучите основные виды техногенных чрезвычайных ситуаций, разберите их современную классификацию.

7. Ознакомьтесь с механизмами возникновения техногенных ЧС и установите роль человеческого фактора для развития техногенных ЧС.

8. Ознакомьтесь с основными последствиями техногенных аварий, катастроф и происшествий для экономики, природы и человека.

9. Изучите методы и способы защиты человека и природы от последствий техногенных ЧС.

Рекомендуемая литература:

1. ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»/ Справочная правовая система ГАРАНТ (интернет-версия)/ сайт – URL: http://www.garant.ru

2. Шойгу С.К. Доклад Министра МЧС России С. К. Шойгу // Вестник МЧС. 2010.- № 2. С. 4-15.

3. Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий: учеб. пособие / В.И. Юртушкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. -368 с. (С. 15-18; 29-31).

Наши рекомендации