Тема: чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Цель урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся о ЧС природного характера, причинах их возникновения и возможных последствиях, воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия.

Занятие: 2/1

Урок 7

Время: 40 минут

Тип урока:комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Почему заведомо ложное сообщение о террористическом акте наказывается вплоть до лишения

свободы? Почему такая «шутка» не заслуживает обычного общественного порицания? Обоснуйте ответ.

- На территории какого региона Российской Федерации до недавнего времени имелась активная

деятельность незаконных вооруженных формирований?

- Благодаря каким действиям властей эта деятельность была пресечена?

- Почему, по вашему мнению, особо тяжелые наказания предусмотрены за участие в захвате заложников?

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:§ 7, стр. 34-39

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.

Чрезвычайная ситуация природного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера связано с различными природными явлениями, происходящими в оболочках Земли (литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере).

На поверхности Земли и в ее глубине, а также в прилегающей к ней атмосфере постоянно происходит множество сложных физических, физико-химических, биологических, геологических, гидрологических процессов, которые сопровождаются обменом веществ и энергии.

Все эти процессы характеризуют эволюцию нашей планеты и являются источником не только постоянных изменений, происходящих на планете Земля и внутри ее, но и различных геологических, атмосферных, гидрологических и биосферных процессов и явлений, которые при определенных

условиях создают опасные и чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия.

На территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются землетрясения, цунами, наводнения, оползни и обвалы, лесные пожары, снежные лавины, ураганы, штормовые ветры, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления.

По данным МЧС России, стихийные бедствия ежегодно охватывают территории от 50 до 70 субъектов Российской Федерации.

Отмечено, что количество стихийных бедствий в мире удваивается каждые десять лет. В период с 1950 по 2000 г. количество катастрофических стихийных бедствий в мире возросло в 6 раз.

Так, количество чрезвычайных природных ситуаций в Российской Федерации в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возросло на 31, 8%.

Многие специалисты связывают это с общим потеплением климата на планете – повышением на 0,6 градуса среднегодовой температуры воздуха, что привело к заметному увеличению числа и силы ураганов, наводнений и других стихийных бедствий.

Землетрясение– это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли. Землетрясение проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в

верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процессами, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит. В горных поясах и вблизи них внутриземное напряжение нарастает и растет до тех пор, пока не превысит сопротивление горных пород, в результате происходит разрыв горных пород и их смещение. Внутриземное напряжение скачкообразно сбрасывается. Потенциальная энергия деформации переходит в кинетическую энергию, которая рассеивается в разные стороны от места разрыва в виде сейсмических волн. Сейсмические волны колеблют Землю.

Сила землетрясения, его интенсивность оцениваются в баллах по шкале Меркали.

Цунами– это морские гравитационные волны большой длины, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна. В большинстве случаев источником возникновения цунами являются подводные землетрясения, происходящие под дном океана или вблизи его побережья. Цунами могут зарождаться и при извержениях подводных вулканов. Однако цунами возникают лишь после тех землетрясений, которые связаны с быстрым образованием на дне океана сбросов, обвалов и оползней. Сброс представляет собой быстрое смещение блоков донных

пород земной коры. Он дает толчок, который приводит в движение огромные массы воды. Это смещение толкает воду и вызывает образование цунами.

В России наиболее подвержены воздействию цунами восточное побережье Камчатки и Курильских островов, остров Сахалин и побережье Тихого океана. Имея большую скорость перемещения и огромную массу воды, цунами обладает колоссальной разрушительной силой. Набегая на

встречные береговые препятствия, волна обрушивает на них всю свою энергию, поднимаясь над ними громадной водяной стеной, давит, разрушает и уничтожает все, что попадается на пути.

Наводнение– это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде. Возникают наводнения вследствие обильного и сосредоточенного притока воды при таянии снега и ледников, длительного выпадения интенсивных дождей в бассейнах рек, загромождения русел рек тающим льдом (заторов) или закупоривания русла реки внутренним, вновь образующимся льдом (зажор), нагона воды ветром в морских устьях рек.

Затопление водой местности, которое не сопровождается ущербом окружающей среде, называется разливом реки, озера или водохранилища.

По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

На территории России наводнения угрожают почти 40 городам и нескольким тысячам других населенных пунктов. Повторяемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5–10 лет до одного раза в 15–20 лет.

Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 2–3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).

Ураган– это ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/с. Многолетние метеонаблюдения показывают, что скорость ветра при ураганах достигала в большинстве районов европейской части России 30<50 м/с, а на Дальнем Востоке – 60–90 м/с и более.

Буря– это сильный ветер, скорость которого меньше скорости урагана, она достигает 15–20 м/с. (Отметим, что кратковременное усиление ветра до скорости 20–30 м/с называется шквалом.)

Основным показателем, определяющим разрушительное действие этих стихийных бедствий, является скоростной напор воздушных масс.

Движущийся воздух, как и всякое тело, обладает кинетической энергией (это энергия движущегося тела). Кинетическая энергия заключается в движущемся воздухе и определяет его скоростной напор и разрушительную силу.

Скоростной напор воздуха зависит от плотности воздуха и скорости его перемещения.

Для определения силы ветра у поверхности Земли существует шкала Бофорта.

Фрэнсис Бофорт (1774–1857), английский военный гидрограф и картограф, контр<адмирал, в 1806 г. предложил оценивать силу ветра по его воздействию на наземные предметы и по волнению моря; для этого он разработал условную 12-балльную шкалу.

Ураганный ветер повреждает прочные и сносит легкие строения, обрывает провода линий электропередачи, ломает и вырывает с корнями деревья. Люди, попавшие в зону урагана, могут погибнуть или получить травмы различной тяжести.

Смерч– это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли, в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Иными словами, смерч представляет собой сильный вихрь в виде воронки, спускающейся от нижней границы облаков. Этот вихрь иногда называют тромбом (при условии, что он проносится над сушей), а в Северной Америке его называют торнадо.

В горизонтальном сечении смерч представляет собой ядро, окруженное вихрем, в котором имеются восходящие потоки воздуха, движущиеся вокруг ядра и способные поднимать (всасывать) любые предметы, вплоть до железнодорожных вагонов массой до 13 т. Подъемная сила в смерче зависит от скорости ветра, вращающегося вокруг ядра. В смерче имеются также сильные нисходящие потоки.

Основной составной частью смерча является воронка, которая представляет собой спиральный вихрь. В стенках смерча движение воздуха направлено по спирали и нередко достигает скорости до 200 м/с (720 км/ч). Время образования вихря исчисляется обычно минутами. Общее время существования смерча исчисляется минутами, но иногда и часами. Общая длина пути смерча может составлять сотни метров. Средняя ширина зоны разрушений составляет 300–500 м.

Разрушения, производимые смерчем, обусловлены большим скоростным напором воздуха, вращающегося внутри воронки с большой разностью давлений между периферией и внутренней частью воронки из-за огромной центробежной силы. Смерч разрушает жилые и производственные здания, рвет линии электроснабжения и связи, выводит из строя технику, нередко приводит к человеческим жертвам.

На территории России смерчи чаще всего возникают в центральных областях, Поволжье, на Урале, в Сибири, на побережьях и в акваториях Черного, Азовского, Каспийского и Балтийского морей.

Наиболее опасными районами по риску возникновения смерчей являются побережье Черного моря и Центральный экономический район, включая Московский регион.

Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Опасность возникновения пожаров в лесах существенно зависит от погодных условий и жизнедеятельности человека. Лесные пожары при сухой и ветреной погоде могут охватывать значительные территории. При жаркой погоде, если дождей не было в течение 2–3 недель, лес становится очень сухим и пожароопасным. В это время любое неосторожное обращение с огнем в лесу (брошенный окурок, незатушенный костер и т. д.) может вызвать пожар, который быстро распространится по лесной территории

Дополнительные материалы к § 7

Шкала Меркали

Сила землетрясения, его интенсивность оцениваются в баллах по шкале итальянского ученого Меркали. Оценка силы землетрясений в баллах – величина условная и относительная. Баллы не являются физическими единицами, но служат для удобства определения относительной силы землетрясения по внешним его проявлениям.

Шкала Меркали имеет 12 делений – от 1 до 12. Это значит, что все возможные землетрясения разбиты на 12 групп по нарастающей силе их проявления:

1 балл (незаметное) – землетрясение, при котором только приборы улавливают колебания почвы.

2 балла (очень слабое) – землетрясение практически не ощущается

людьми.

3 балла (слабое) – колебания отмечаются немногими людьми.

4 балла (умеренное) – землетрясение отмечается многими людьми; открываются неплотно закрытые окна и двери.

5 баллов (довольно сильное) – раскачиваются висящие предметы, скрипят полы, дребезжат стекла, осыпается побелка в домах.

6 баллов (сильное) – землетрясение ведет к легкому повреждению некоторых зданий: появляются тонкие трещины в штукатурке, в печах.

7 баллов (очень сильное) – неизбежны значительные повреждения некоторых зданий: отламываются отдельные куски штукатурки, возникают тонкие трещины в стенах, повреждаются дымовые трубы.

8 баллов (разрушительное) – наблюдаются разрушения в зданиях: образуются большие трещины в стенах, падают карнизы; на склонах гор появляются оползни и трещины шириной до нескольких сантиметров.

9 баллов (опустошительное) – происходят обвалы во многих зданиях, обрушиваются стены, перегородки, кровля; в грунтах образуются трещины шириной 30 см и более; наблюдаются обвалы, осыпи, оползни в горах.

10 баллов (уничтожающее) – разрушение большинства зданий, в некоторых – серьезные повреждения; образуются трещины в грунте до 1 м шириной, происходят обвалы, оползни; за счет завалов в речных долинах возникают озера.

11 баллов (катастрофа) – характерны многочисленные трещины на поверхности земли и вертикальные перемещения по ним, большие обвалы в горах; общие разрушения зданий.

12 баллов (сильная катастрофа) – происходит сильное изменение рельефа местности; образуются многочисленные трещины, вертикальные и горизонтальные перемещения по ним; огромные обвалы и оползни; изменяются русла рек, образуются водопады и озера; характерно разрушение

всех зданий и сооружений.

Выводы

1) Наиболее опасными чрезвычайными ситуациями природного характера, приводящими к гибели людей, считаются: землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары.

2) Цунами обладают колоссальной разрушительной силой.

3) Ураганы и бури вызывают значительные разрушения, наносят большой материальный ущерб, приводят к человеческим жертвам.

4) Лесные пожары – это самый страшный враг леса.

III. Закрепление материала;

- Почему землетрясения считаются самыми опасными среди чрезвычайных ситуаций природного

характера?

- Можно ли с высокой точностью предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций

природного характера?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание:§ 7, стр. 34-39; Практические задания (под запись): 1. Вспомните из пройденного в предыдущих классах материала, какая информация передается для населения при оповещении об угрозе возникновения стихийных бедствий.2. Приведите известные вам примеры природных явлений, которые наиболее часто наблюдаются на территории вашего региона и вызывают возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера, и сделайте сообщение на эту тему.

ТЕМА: РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Цель урока:Обсудить с учащимися рекомендации по правилам безопасного поведения в

различных чрезвычайных ситуациях природного характера, помочь им сформировать

индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в условиях ЧС природного характера, наиболее часто встречающихся в регионе проживания.

Занятие: 2/2

Урок8

Время: 40 минут

Тип урока:комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Почему землетрясения считаются самыми опасными среди чрезвычайных ситуаций природного

характера?

- Можно ли с высокой точностью предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций

природного характера?

- Какие вы знаете народные приметы приближения разрушительных природных явлений?

- Какие безопасные места в вашем жилище можно использовать при землетрясении?

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:§ 8, стр. 40-45

1. Вводная беседа по вопросам:

- Что понимается под стихийным бедствиями? - Какие стихийные бедствия возможны на территории нашей страны? - Приведите примеры значительных стихийных бедствий.

- Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности? (Заслушиваются и обсуждаются ответы учащихся.). - Что такое чрезвычайная ситуация природного характера? (Ситуация, не зависящая от деятельности человека.)

При внезапном землетрясении необходимо:

* оставаясь в квартире, занять относительно безопасное место (проемы дверей, места возле опорных колонн, места под столом, кроватью);

* находясь в школе, залезть под парту, отвернуться от окон и закрыть лицо и голову руками;

в любом здании держаться дальше от окон, ближе к внутренним капитальным стенам;

* при прекращении толчков немедленно покинуть здание;

* для того чтобы покинуть здание, пользоваться только лестницей, а ни в коем случае не лифтом;

в любой сложившейся обстановке действовать уверенно, не допускать излишней спешки и суеты.

После землетрясения необходимо:

* оценить обстановку, убедиться в отсутствии ранения;

* по возможности освободить людей, попавших в легкоустранимые завалы;

* проверить водопровод, газ, электричество;

* при повреждении электролинии отключить ее;

* при утечке газа (определяется по запаху) немедленно открыть все окна и двери, покинуть помещение, сообщить о случившемся по телефону «04» в аварийную газовую службу.

* Необходимо помнить, что наиболее опасны первые несколько часов после землетрясения, поэтому:

в первые 2–3 ч не следует входить в здание без крайней нужды;

* нельзя подходить к явно поврежденным зданиям и входить в них;

* если возникает необходимость войти в здание, то надо стараться находится там, как можно меньше времени;

* во всех случаях необходимо действовать согласно правилам и рекомендациям органов ГОЧС.

При получении информации об угрозе цунами необходимо:

* взять с собой минимум теплых, лучше непромокаемых, вещей, продукты питания, документы, деньги;

* быстро направиться на ближайшие холмы, горы, другие возвышенные места, подняться на высоту не менее 30–40 м; продвигаться вверх по склонам возвышенностей, а не по долинам

ручьев и рек;

* если поблизости нет возвышенностей, удалиться от берега на расстояние не менее 2–3 км.

Если цунами застанет вас в здании, необходимо:

· подняться на верхние этажи; закрыть все двери на запор;

· перейти в безопасное место (проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные капитальными стенами, места у внутренних капитальных стен);

· оберегаться от падающих обломков или тяжелой мебели, находиться подальше от окон;

· не выбегать из достаточно прочного здания.

Если волна застала вас вне здания, нужно:

· забраться на ствол прочного дерева; или спрятаться за естественной скальной преградой, прочной отдельной бетонной стеной.

· Оказавшись в волне, нужно набрать воздуха, сгруппироваться и закрыть голову руками. Вынырнув на поверхность, следует сбросить намокшую одежду и обувь. Приготовиться к возвратному движению волны, воспользоваться плавающими или возвышающимися над водой предметами.

· Переждав одну волну, период времени до следующей необходимо использовать для перемещения в более безопасное место.

При внезапном наводнении необходимо:

· как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде;

· до прибытия помощи оставаться на верхних этажах и крышах зданий и других возвышенных местах;

· собрать все, что может быть использовано в качестве плавсредств (шины, камеры, доски, пластиковые бутылки, бревна);

· если возникла опасность оказаться в воде, закрепить под рубашкой легкие плавающие предметы (мячи, пластиковые бутылки);

· находиться в безопасных местах до тех пор, пока не спадет вода и не минует опасность наводнения.

После спада воды следует:

· остерегаться порванных и провисших электропроводов;

· попавшие в воду продукты не употреблять до их проверки;

· перед входом в дом или здание после наводнения убедиться, что их конструкция не претерпела явных разрушений;

· прежде чем войти в помещение, в течение нескольких минут его проветрить, открыв двери и окна;

· при осмотре комнат здания не применять спички и светильники;

· до проверки специалистами состояния электросети не пользоваться электроприборами.

С получением сигнала о приближении урагана, бури, смерча необходимо:

* закрыть окна и двери с наветренной стороны зданий, а с подветренной – открыть;

* убрать с балконов и подоконников вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком.

* При получении информации о непосредственном приближении урагана или сильной бури укрыться в защитных сооружениях, при смерчах – в подвальных или подземных сооружениях.

Оказавшись во время бури или урагана на открытом пространстве, необходимо:

· укрыться в овраге, яме, рве, кювете дороги;

· лечь на дно укрытия и плотно прижаться к земле.

Следует избегать нахождения на мостах, трубопроводах. После урагана или бури не рекомендуется заходить в поврежденные здания.

При получении информации о приближении смерча или обнаружении его по внешним признакам следует покинуть все виды транспорта и укрыться в ближайшем подвале, убежище, овраге или лечь на дно любого углубления и прижаться к земле.

Если в лесу от вашего костра произошло загорание, необходимо:

· принять все меры по ликвидации возгорания; если есть возможность, залить возгорание водой;

· сбить пламя ветками, при этом удары надо производить наклонно в направлении выгоревшей площади;

· засыпать огонь грунтом, при этом участники тушения пожара должны двигаться один за другим, первый подавляет кромку пожара, забрасывая ее грунтом, второй подавляет тлеющие участки горения ногами, ветками и другими средствами;

· выходить из зоны лесного пожара навстречу ветру, используя для этого открытое пространство, просеки, дороги, реки;

· при прохождении через зону горения использовать простейшие повязки, платки, шарфы, чтобы уменьшить вероятность отравления продуктами горения;

· если загорелась одежда, нельзя бежать, тушить ее водой или набрасыванием брезента, одеяла; лучше сбросить одежду или загасить ее, катаясь по земле;

· ни в коем случае не входить в лес в зону пожара;

· устраивать место отдыха и ночлега не ближе 400 м от локализованной части горевшей территории.

Наши рекомендации