Занятие 10. Техногенные чрезвычайные ситуации, причины их возникновения, последствия и меры безопасности

1. Цель работы:изучить основные виды техногенных чрезвычайных ситуаций, дать их классификацию; выявить механизмы возникновения техногенных ЧС и установить роль человеческого фактора для развития техногенных ЧС; ознакомиться с основными последствиями техногенных аварий, катастроф и происшествий для экономики, природы и человека; изучить методы и способы защиты человека и природы от последствий техногенных ЧС.

Порядок выполнения работы:

1) Изучить теоретические сведения по рекомендуемым источникам;

2) Решить ситуационные задачи

3). Ответить на контрольные вопросы;

Теоретические сведения

Техногенные чрезвычайные ситуации–это ситуации,происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, обрушение зданий и сооружений, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивно опасных веществ, аварии с выбросом биологически и экологически опасных веществ, аварии на транспорте и на системах жизнеобеспечения и т.д.

Условия возникновения техногенных ЧС связаны как с техникой технологиями, например, отказы, так и с человеческим фактором – низкая квалификация, ошибки, усталость и т.п.

Техногенные ЧС и техногенные опасности предупреждаются путем совершенствования техники и технологии.

Основными способами защиты населения в зоне ЧС являются: своевременное оповещение населения, мероприятия противорадиационной, противохимической, противопожарной защиты; укрытие населения в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты; организация медицинской: помощи и проведение эвакуационных мероприятий – рассредоточение и отселение людей.

Решение ситуационных задач

Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

Задача 1.Назовите мероприятия по защите населения на ранних этапах химической аварии продолжительностью от нескольких часов до нескольких суток:

1) оповещение населения;

2) медицинский контроль;

3) укрытие;

4) защита органов дыхания и кожных покровов;

5) эвакуация;

6) переселение;

7) йодная профилактика;

8) индивидуальная дезактивация;

9) контроль продовольствия и воды;

10) дезактивация территории.

Задача 2.Проведение йодной профилактики преследует цель:

1) предупредить всасывание радиоактивных элементов;

2) не допустить поражение щитовидной железы;

3) вывести из организма радиоизотопы стронция, цезия и др.;

4) не допустить поражений органов пищеварения и кровеносной системы.

Задача 3.Услышав сирену, прерывистые гудки предприятий или другой сигнал ГО, Вы должны:

1) надеть средства индивидуальной защиты и выйти на улицу;

2) выключить газ, свет, воду, взять необходимые вещи и выйти на улицу;

3) одеть детей, взять средства индивидуальной защиты, необходимые вещи, запас продуктов и воды и покинуть помещение, выключив газ, свет, воду;

4) немедленно включить радио, телевизор и прослушать речевую информацию штаба ГО и ЧС района.

Задача 4.Установите соответствие АХОВ (СДЯВ) и признаков поражения ими:

А. Хлор

Б. Аммиак

В. Сернистый ангидрид

Признаки поражения АХОВ
1) митоз (сужение зрачка), светобоязнь, затруднение дыхания, боль в груди; 2) горечь и металлический вкус во рту, тошнота, головная боль, одышка, судороги; смерть – от паралича сердечной мышцы; 3) возбуждение ЦНС, судороги, ожоги кожи; смерть от отека легких; 4) раздражение дыхательных путей, отек легких; при высоких концентрациях смерть – от 1-2 вздохов; 5) раздражение дыхательных путей, помутнение роговицы глаз; смерть – от остановки кровообращения в легких; 6) жжение и боль в глазах и груди, слезотечение, кашель, насморк.  

Задача 5.Какие действия и в какой последовательности необходимо совершить после выхода из очага ядерного поражения:

1) очистить от грязи обувь и протереть ее влажной тканью;

2) снять противогаз и дезактивировать его;

3) снять перчатки и, отряхнув их, протереть смоченной в растворе тряпкой;

4) пройти дозиметрический контроль;

5) снять одежду и, встав спиной к ветру, осторожно стряхнуть пыль, затем повесить одежду на веревку, обмести сверху вниз веником или щеткой и выбить остатки пыли палкой;

6) снять средства защиты кожи;

7) тщательно вымыть руки водой с мылом, обработать ногти, обмыть лицо и открытые участки тела, прополоскать рот, нос и горло водой, промыть глаза;прополоскать одежду и белье в проточной воде;

8) пройти полную санобработку;

9) повторно пройти дозиметрический контроль.

Задача 6.Укажите порядок частичной санитарной обработки при заражении радиоактивными веществами:

1) протирают обувь влажной ветошью;

2) протирают лицевую часть противогаза и снимают его;

3) моют лицо, полощут рот и горло;

4) обмывают открытые участки тела;

5) обметают, вытряхивают и выколачивают одежду.

Задача 7.Какое вещество при воздействии на человека может вызвать следующие симптомы: резкая загрудинная боль, резь в глазах, слезотечение, сухой кашель, рвота, одышка, нарушение координации движений:

1) аммиак;

2) хлор;

3) ртуть;

4) синильная кислота и ее соли;

5) фтор;

6) сероводород.

Задача 8.Насморк, кашель, затрудненное дыхание, удушье, учащенное сердцебиение с нарастанием частоты пульса бывает при поражении:

1) хлором;

2) соляной кислотой;

3) сероводородом;

4) двуокисью серы;

5) аммиаком.

Задача 9.Горечь и металлический вкус во рту, першение в горле, головная боль, слабость, одышка, судороги бывают при поражении:

1) соляной кислотой;

2) синильной кислотой;

3) фенолом;

4) хлором.

Задание 10. Установите соответствие: вид обеззараживания – объем действий:

Вид обеззараживания-

А. Дезактивация-

Б. Дегазация-

В. Дезинфекция-

Г. Дезинсекция-

Д. Дератизация-

Объем действий

1) уничтожение насекомых, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний;

2) уничтожение грызунов, которые переносят инфекционные заболевания;

3) уничтожение или нейтрализация АХОВ и отравляющих веществ;

4) уничтожение во внешней среде возбудителей заразных заболеваний;

5) удаление радиоактивных веществ с зараженных объектов, что исключает поражение людей и их безопасность;

6) проведение санитарной обработки людей.

Задача 11.Наибольшую опасность при аварии на АЭС представляют:

1) проникающая радиация;

2) внешнее облучение;

3) внутреннее облучение;

4) радиоактивное заражение атмосферы, пищи и т.д.

Задача 12.Вы открыли дверь в квартиру и обнаружили, что она сильно задымлена. Ваши действия:

1) войдете в квартиру, и будете искать источник задымления, чтобы потушить его;

2) плотно закроете дверь и сообщите в пожарную охрану;

3) начнете звать соседей на помощь.

Задача 13.Врезультате аварии на химически опасном объекте вы оказались в зоне химического заражения. Ваши действия:

1) наденете противогаз;

2) укроетесь в убежище;

3) наденете на себя плотную верхнюю одежду, резиновые сапоги, на голову плотную шапочку, рот и нос прикроете ватно-марлевой повязкой, смочив ее водой или раствором питьевой воды.

Задача 14.Что не разрешается делать при нахождении в зоне радиоактивного заражения:

1) принимать пищу;

2) пить и курить;

4) купаться в открытых водоемах;

5) осуществлять медицинскую профилактику поражений ионизирующими излучениями.

Задача 15.Кгерметическим защитным сооружениям относятся:

1) противорадиационные укрытия;

2) перекрытые траншеи;

3) встроенные убежища;

4) отдельно стоящие убежища;

5) открытые щели;

6) перекрытые щели;

7) быстровозводимые убежища.

Задача 16.Ксредствам защиты органов дыхания не относятся:

1) фильтрующие противогазы;

2) защитные очки;

3) респираторы;

4) ватно-марлевая повязка;

5) изолирующие противогазы.

Контрольные вопросы:

1. Что называется ЧС техногенного характера и как они классифицируются?

2. Назовите поражающие факторы техногенных ЧС, раскройте понятие: «опасные и вредные факторы».

3. Раскройте механизмы возникновения техногенных ЧС, роль человека и техники в развитии ЧС.

4. Каковы экологические последствия техногенных ЧС, связанных с выбросом в окружающую среду опасных биологических, химических и радиоактивных веществ?

5. Назовите средства и способы защиты населения от последствий техногенных ЧС.

Задания для самостоятельной работы

1 Познакомьтесь с классификацией основных видов опасностей: природных, техногенных, социальных, антропогенных, биологических, экологических и др.

2 Разберите основные опасные факторы среды: физические, химические, физико-химические, биологические.

3 Изучите, как опасные факторы влияют на здоровье и безопасность человека, состояние природы и народного хозяйства.

4 Познакомьтесь с основными методами и средствами защиты человека от воздействия опасных факторов.

Рекомендуемая литература:

1. Козлов В. Ф. Справочник по радиационной безопасности.–М. :Энергоатомиздат, 1991. – 352 с.

2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда : учеб. пособие / П. П. Кукин, Н. Л. Пономарев, В. М. Попов, Н. И. Сердюк. – М. : Высш. шк., 2008. – 317 с.

3. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Электронное учебное пособие [Электронный ресурс] // МЧС России: сайт – URL: http://www.obzh.ru/pre/1-3.html

4. СанПиН 2.6.1.2523–09 (НРБ-99/2009). Нормы радиационной безопасности [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

Наши рекомендации