Занятие 9. Природные чрезвычайные ситуации, механизмы их возникновения, последствия и меры безопасности
Цель работы:изучить классификацию природных чрезвычайных ситуаций; выявить механизмы возникновения ЧС природного происхождения; ознакомиться с основными экологическими, экономическими и иными последствиями ЧС природного характера; познакомиться с методами и способами (активными и пассивными) обеспечения безопасности человека при ЧС природного характера.
Порядок выполнения работы:
1) изучить теоретические сведения;
2) ответить на контрольные вопросы;
3) решить ситуационные задачи.
Теоретические сведения
Чрезвычайная ситуация – это неожиданная, внезапно возникшая обстановка на определенной территории или объекте экономики в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу здоровья людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.
К природным ЧС относятся те, которые связаны с проявлением стихийных сил природы, их часто называют стихийные бедствия.
Стихийное бедствие – это катастрофическое природное явление или процесс, при котором не исключены человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжкие последствия.
ЧС природного происхождения подразделяются на типы и виды:
1. Геофизические опасные явления: землетрясения и извержения вулканов.
2. Геологические опасные явления: оползни, сели, обвалы и осыпи, лавины, просадки земной поверхности, пылевые бури и др.
3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури, ураганы, смерчи и торнадо, шквалы, вихри, град, ливень, сильный снегопад, гололед, мороз, метель, жара, засуха и др.
4. Морские гидрологические опасные явления: тайфуны, цунами, штормы и др.
5. Гидрологические опасные явления: наводнения, половодья, паводки и др.
6. Гидрогеологические опасные явления: стояния грунтовых вод.
8. Природные пожары: лесные, торфяные, подземные и др.
9. Инфекционные заболевания людей, растений и животных.
Говоря о природных опасностях и чрезвычайных ситуациях, не следует забывать о роли антропогенного влияния на их проявления. Известны многочисленные факты нарушения равновесия в природе в результате деятельности человека, приводящие к усилению опасных воздействий. Так, например, вырубка леса приводит к образованию селей, оползней и нарушению гидрологического режима водоемов.
Защита от природных опасностей и чрезвычайных ситуаций может быть активной или пассивной. Например, вмешательство в механизм явления – разрушение грозового облака и тем самым предотвращение выпадения града – активная защита, а эвакуация людей, использование укрытий – пассивная. Однако лучший эффект даёт разумное сочетание активного и пассивного метода.
Контрольные вопросы:
3. Что такое ЧС природного характера?
4. Как классифицируются ЧС природного характера?
5. Каковы механизмы возникновения различных природных ЧС?
6. Каковы последствия природных ЧС для природы, здоровья человека и народного хозяйства?
7. Назовите типичные природные ЧС на территории Российской Федерации и Забайкальского края.
8. Что Вам известно о защите населения и объектов народного хозяйства от природных ЧС?
Решение ситуационных задач
Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.
Задача 1.Внезапно началась гроза, сопровождающаяся сильными ударами молнии. Что вы предпримете в данном случае:
1) спрячетесь под ближайшим большим деревом;
2) укроетесь под навесом скалы;
3) будете продолжать движение по открытой местности, не обращая внимания на грозу;
4) найдете не выделяющееся на местности укрытие и спрячетесь в нем, пережидая грозу.
Задача 2.Во время похода в горах вы попали в снежный обвал. Ваши действия:
1) попытаетесь скользить на спине вместе с двигающимся снегом;
2) постараетесь зарыться в снег и двигаться вместе с лавиной;
3) постараетесь «плыть» на поверхности снега, совершая сильные движения руками.
Задача 3.После прогулки по лесу вы обнаружили, что к телу вашего друга присосался клещ. Ваши действия:
1) срочно отправитесь с другом в поликлинику или больницу;
2) попробуете самостоятельно удалить впившегося клеща;
3) помажете клеща маслом и будете ждать, когда он отвалится;
4) не будете предпринимать никаких действий.
Задача 4.При поездке на автомобиле вы попали в снежную бурю. Ваши действия:
1) развернете автомобиль против ветра, укроете двигатель, повесите на антенну кусок яркой ткани, плотно закроете двери и, периодически прогревая двигатель, будете ждать окончания бури или помощи спасателей;
2) остановите машину и, не выключая двигатель, будете ждать окончания бури;
3) оставите на дороге машину и пешком отправитесь в ближайший населенный пункт;
4) развернете автомобиль по ветру, остановитесь, будете периодически очищать его от снега и подавать звуковые и световые сигналы, по мере необходимости будете прогревать двигатель;
5) съедете на проселочную дорогу, на антенну повесите кусок яркой ткани, будете периодически подавать звуковой и световой сигналы и, не выключая двигатель, будете ждать окончания снежной бури.
Задача 5.Находясь на первом этаже здания, вы почувствовали первые толчки землетрясения. Вы должны:
1) спрятаться под стол, кровать или в плательный шкаф, закрыв лицо руками;
2) выпрыгнуть в окна или лоджии на землю и отбежать от здания;
3) собрать вещи и документы, а затем выбежать на улицу;
4) взять детей или беспомощного человека и срочно выбежать на улицу.
Задача 6.Первые толчки землетрясения застали вас на втором или более высоком этаже здания. Ваши действия:
1) на веревке или по связанным вместе простыням попытаетесь спуститься вниз;
2) попытаетесь спуститься вниз по пожарной лестнице, если она расположена рядом с окном;
3) выбежите на лестничную клетку и на лифте опуститесь вниз;
4) встанете в дверном или балконном проеме, распахнув двери и прижав к себе ребенка;
5) выйдете на балкон или лоджию и будете ждать окончания толчков.
Задача 7.Наводнение застало вас в лесистой местности. Что Вы сделаете для своего спасения:
2) взберетесь на любое дерево или будете держаться за ствол дерева;
3) из сучьев, веток и другого подручного материала свяжете плот, способный удержать человека на воде, и, сбросив обувь и тесную одежду, попытаетесь вплавь достичь сухого места;
4) вплавь попробуете добраться до высокого сухого места;
5) останетесь на месте и будете ждать помощи.
Задача 8.Наводнение застало вас на открытой местности. Ваши действия:
1) сняв обувь и тесную одежду, поплывете по течению;
2) попытаетесь убежать от надвигающейся воды под углом 45º к потоку;
3) быстро заберетесь на стог сена или скирду соломы, если они есть на поле;
4) срочно начнете выходить на возвышенное место;
5) останетесь на месте и будете ждать помощи.
Задача 9.Каковыми должны быть действия населения при угрозе урагана или смерча:
1) принять меры противопожарной безопасности;
2) закрыть чердачные и вентиляционные люки и отверстия;
3) закрыть окна и форточки, стекла укрепить полосками бумаги или скотчем;
4) закрепить все, что может быть унесено ураганом;
5) укрыться в прочном надежном укрытии (подвал, внутреннее помещение – ванна, санузел и т.д.);
6) уехать в другой населенный пункт.
Задача 10.Вы находитесь на открытой местности (поле), и приближается ураган или смерч. Ваши действия:
1) остановитесь на месте и будете ждать, когда ураган или смерч пройдут;
2) побежите по ветру, стараясь достичь укрытия;
3) укроетесь в канаве, яме или овраге;
4) ляжете на дно углубления, плотно прижметесь к земле, за-крыв голову рукам.
Задача 11.Вы находитесь в здании. Вдруг раздался сильный треск, стены и потолки начали трескаться, и возникло ощущение, что здание поехало. Начался оползень. Ваши действия:
1) принять меры противопожарной безопасности;
2) предупредить окружающих о наступлении опасности оползня и обвала;
3) срочно покинуть здание и отойти на безопасное место.
Задача 12.Вы попали в зону лесного пожара. Ваши действия по выходу из этой зоны:
1) нужно идти по ветру, защищая органы дыхания смоченной в воде
2) нужно идти в наветренную сторону перпендикулярно кромке пожара, используя открытые пространства: поляны, русла рек и ручьев или участки лиственного леса;
3) нужно идти вдоль русла рек или ручья перпендикулярно ветру или под углом в 45º к нему;
4) нужно идти, преодолевая кромку пожара против ветра, хорошо укрыв голову одеждой или плотной тканью.
Задача 13.В степи вы попали в зону пожара. Ваши действия:
1) быстро станете уходить в противоположную сторону от вала огня, защитив лицо от дыма;
2) хорошо закрыв голову и лицо одеждой или плотной тканью, быстро преодолеете кромку огня против ветра;
3) начнете тушить пожар подручными средствами.
Задача 14.Лесной пожар подходит к населенному пункту. Вы:
1) будете ждать сообщений по средствам массовой информации из штаба ГО и ЧС и действовать в соответствии с этими сообщениями;
2) будете уходить по дорогам, уводящим от огня, в безопасное место;
3) соберете документы, вещи и продукты на 3 – 5 дней и будете выходить из зоны пожара в безопасное место.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите классификацию природных чрезвычайных ситуаций.
2. Разберите механизмы возникновения ЧС природного происхождения.
3. Найдите информацию о наиболее характерных для Забайкальского края ЧС природного характера.
4. Познакомьтесь с основными экологическими, экономическими и иными последствиями ЧС природного характера.
5. Ознакомьтесь с методами и способами (активными и пассивными) обеспечения безопасности человека при ЧС природного характера.
6. Изучите основные виды техногенных чрезвычайных ситуаций, разберите их современную классификацию.
7. Ознакомьтесь с механизмами возникновения техногенных ЧС и установите роль человеческого фактора для развития техногенных ЧС.
8. Ознакомьтесь с основными последствиями техногенных аварий, катастроф и происшествий для экономики, природы и человека.
9. Изучите методы и способы защиты человека и природы от последствий техногенных ЧС.
Рекомендуемая литература:
1. ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»/ Справочная правовая система ГАРАНТ (интернет-версия)/ сайт – URL: http://www.garant.ru
2. Шойгу С.К. Доклад Министра МЧС России С. К. Шойгу // Вестник МЧС. 2010.- № 2. С. 4-15.
3. Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий: учеб. пособие / В.И. Юртушкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. -368 с. (С. 15-18; 29-31).