Организация технического контроля качества продукции

Одним изосновных элементов системы управления качествомявляется организация технического контроля на предприятии.

Под техническим контролемпонимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадияхее изготовления, и всех производственных условий,обеспечивающих его.

Основной задачей технического контроля являетсяобеспечение выпуска высококачественной и комплектной продукции,соответствующей стандартам и техническимусловиям.

Технический контроль закачеством продукции производитсяна предприятиях централизованно, через отделтехнического контроля (ОТК) − самостоятельное структурное подразделение.

Начальник ОТК непосредственно подчиняемся директору предприятия, а его работники − только начальнику.

Аппарат ОТК состоит избюро, групп илиисполнителей (взависимостиот размеров предприятия): технической приемки материалов,полуфабрикатов иизделий, поступающих от поставщиков; цехового контроля (ВТК цеха); контроля орудий производства; испытания и сдачи готовой продукции; по учету и анализу брака.

ОТК подчиняется также центральная измерительная лаборатория (ЦИЛ) с контрольно-проверочными пунктами (КПП) в цехах, механи­ческая, металлографическаяи химическая лаборатории.

Бюро (группа) цехового контроля (БЦК) возглавляется начальни­ком или старшим контрольным мастером и состоит из сменных конт­рольных мастеров и контролеров.

В функции ОТК входят:

· контроль поступающих напредприятие со стороны сырья, материалов,полуфабрикатов, комплектующих изделий (деталей и узлов, изготовленных на других предприятия), энергетических ресурсов;

· контроль состояния оборудования, инструментов, штампов, пресс-форм и других систем технического оснащения;

· контрольвыполнения технологического процесса навсех стадиях изготовленияпродукции; контроль качества продукции;предупреждение, выявление и учет брака; установление причин брака;

· разработка мероприятий по устранению брака, рекламаций и улучшениюкачества продукции.

По формам технический контроль может быть пассивным, когда просто фиксируются данныеокачестве продукции (констатируетсяфакт), и активным, когда не только оценивается качество, но и ока­зывается активное воздействие натехнологический процессе с целью управлениякачеством.

Основными требованиями,предъявляемыми крациональной организации техническогоконтроля, являются:

1) профилактичность,т. e.организация техническогоконтроля с
цельюпредупреждения выпуска некачественной продукции;

2) достаточная степень точности и объективности определения
качества продукции и выявления брака;

3) оптимальные затраты грудаи средств на проведениетехнического контроля;

4) автоматизация технического контроля и максимальное использование современного приборного оснащения;

5) широкое привлечение рабочих и специалистов к выполнению функцийтехнического контроля.

Внедрение системы бездефектного труда требует осуществления ряда технических, организационных, экономических, воспитательных меро­приятий, направленных на повышение качества работы исполнителей на всех стадиях и участках производства. К этим мероприятиям отно­сятся:

I. Тщательная проверка и корректировка всей технической доку­ментации, использование которой в производстве должно гарантиро­вать выпуск продукции без отклонений (дефектов). При обнаружении первых ошибок и недоделок в техническом документе он возвращается исполнителю для доработки, а факт возврата фиксируется в показате­лях работы соответствующего отдела.

2. Непрерывное совершенствование конструкций узлов, деталей и техно­логических процессов их изготовления.

3. Повышение точности оборудования, обеспечивающей изготовле­ние продукции в заданных параметрах качества. При обнаружении бра­ка или дефекта в продукции составляется акт, а сам факт фиксируется в показателях работы службы механика.

4. Обеспечение производственных участков доброкачественными при­способлениями, инструментом и приборами в соответствии с требованиями стан­дартов или технических условий. При обнаружении первого дефекта (брака) в оснастке она немедленно возвращается на доработку, а факт возврата фиксируется в показателях работы инструментального отдела и цеха.

5. Обеспечение производственных участков материалами и заготов­ками соответствующего качества. При обнаружении отклонения качества исходных материалов и заготовок от норм составляется акт, заготовки возвращаются цехам-изготовителям, а факты отклонений отражаются в показателях работы отдела материально-технического снабжения (по материалам) и соответствующих заготовительных цехов (по заготовкам собственного производства).

6. Максимальная механизация и автоматизация основных и вспомо­гательных операций (включая контроль), обеспечивающая стабильность производственного процесса и объективную оценку качества продукции.

7. Широкое внедрение современных методов, инструментов, приборов и приспособлений контроля качества и по­вышение квалификации работников аппарата технического контроля.

8. Обеспечение производственных участков рабочей силой соответ­ствующей квалификации. Для этого каждый рабочий должен периодически проходить переаттестацию, на основе которой определяется уровень его квалифи­кации.

9. Материальное стимулирование исполнителей и работников кон­трольного аппарата за достижение высоких показателей качества про­дукции. Для обеспечения этого внедряется балльная оценка качества работы. При достижении высшего балла (5) исполнителям и контролерам выплачивается максимальная премия, при получении низшего поло­жительного балла (3) выплачивается минимальная премия, при оценке качества ниже трех баллов премия не начисляется.

10. Повышение моральной ответственности исполнителей и руко­водителей подразделений завода за уровень качества, что требует раз­работки системы показателей оценки работы по качеству и методов контроля этих показателей.:

Эффективным направлением повышения качества продукции является внедрение системы бездефектного труда, основанной на участии в работе по повышению качества всех исполнителей и росте их квалификации, — предупредить появление дефектов и брака на каждой операции, каждом рабочем месте. Вместе с тем широкое применение ее становится мощным средством саморазвития каждого исполнителя и предпосылкой для широкого использования метода самоконтроля и участия в управлении производством.

Самоконтроль означает, что рабочий, выполнив операцию, прове­ряет качество работы и, если оно удовлетворяет зафиксированнымв технических документах требованиям, передает изделия на следую­щий этап технологического процесса (операцию). Чтобы качественно выполнить проверку, выяснить причины появления брака и наметить пути его предупреждения, рабочий должен обладать высоким уровнем знаний, позволяющих глубоко разобраться в сложившейся ситуации и принять то либо иное решение, т.е. внести предложение по повыше­нию качества продукции.

Наиболее успешно проблема самоконтроля качества решена на япон­ских предприятиях, где для широкого использования этого метода и изу­чения проблем качества на каждом участке производства организуются кружки качества — небольшие группы рабочих (до 10 человек) данного цеха, занимающихся на добровольных началах проблемами дальнейшего повышения качества продукции с целью содействия развитию и совер­шенствованию выпускаемой ими продукции на основе обучения и са­мостоятельных занятий с тем, чтобы расширить кругозор и границы мышления. При этом в программу обучения входят такие вопросы, как требования к качеству продукции и методы его улучшения, самые со­временные научные методы контроля, включая статистические, и др. Все это позволяет не только обеспечивать высокое качество выполне­ния работ на каждой операции, но и намечать и реализовывать пути дальнейшего повышения на каждом участке производства. По оценке специалистов, использование самоконтроля на рабочем месте не толь­ко позволяет обеспечить высокое качество продукции, но и способст­вует решению важных экономических и организационных вопросов (обеспечение гибкости производства, снижение себестоимости, акти­визация человеческого фактора и др.). Для этого широко используются механические и автоматические устройства, позволяющие при обработке деталей отключать оборудование в случае отклонения от требований чертежей и появления брака или даже при обработке определенного количества деталей, чтобы не допустить обработки деталей сверх необ­ходимого количества и тем самым предупредить образование сверхнор­мативного задела. Даже если рабочий пересекает свою рабочую зону, конвейер автоматически останавливается. При этом причины отключе­ния или брака тщательно исследуются и намечаются мероприятия по совершенствованию технологического процесса.

Содержание, задачи и значение материально-технического обеспечения

Рациональная организация материально-технического снабжения в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности.

Под материально-техническим обеспечением предприятия понимается процесс снабжения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно-хозяйственной деятельности. От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимых ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.

Основной задачейпредприятия по организации и управлениюматериально-техническим снабжением является своевременное, бесперебойное и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в точном соответствии с утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен осуществляться при минимальных транспортно-складских расходах и наилучшем использовании материальных ресурсов в производстве.

В практике работы предприятий различают две формы снабжения: транзитную и складскую. При транзитной форме снабжения предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, облагораживающих или производящих. Применение этой формы экономически оправдано во всех случаях, когда потребное на данный промежуток времени количество сырья и материалов равно транзитной норме или больше ее. Складскую форму снабжения, при которой необходимые материальные ресурсы предприятие получает с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций, экономически целесообразно использовать для материалов, потребляемых в небольших количествах. Кроме этих форм снабжения, в настоящее время получили широкое распространение и другие формы и методы обеспечения предприятия материальными ресурсами: через товарно-сырьевые биржи; аукционы; конкурсы; спонсорство; оптовые закупки; регулярные закупки мелкими партиями; снабжение производства по запросам; собственное производство и

Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техническими ресурсами предприятие выбирает, исходя из особенностей ресурсов, продолжительности его получения, количества предложений, качества и цены, ресурса и других факторов. При определении формы обеспечения предприятия ресурсами следует изучать надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемой им продукции.

Хозяйственные связи предприятий с поставщиками материальных ресурсов организуются как непосредственно с предприятиями–поставщиками, так и с территориальными органами снабжения. В первом случае важнейшей задачей является развитие прямых длительных связей, под которыми понимается такая форма хозяйственных отношений, когда конкретные условия поставки, ассортимент, качество, сроки, взаимная материальная ответственность и другие вопросы согласовываются непосредственно на основе прямых договоров.

К функциям (задачам) отдела материально-технического снабжения относятся:

1. Планирование потребности предприятия в материально-технических ресурсах, необходимых для функционирования основных и вспомогательных производств, а также для эксплуатационного и капитального строительства.

2. Составление заявок и спецификаций на потребные материально-технические ресурсы и представление их в отделы материально-технического снабжения и плановые отделы вышестоящих органов.

3. Осуществление всей оперативной деятельности по реализации планов снабжения (заключение договоров, получение материальных ресурсов в соответствии с выделенными фондами и по договорам с поставщиками и др.).

4. Приемка, размещение, хранение, подготовка к отпуску и отпуск материально-технических ресурсов цехам и службам предприятия.

5. Установление совместно с планово-экономическим, техническим и финансовым отделами предприятия обоснованных дифференцированных норм запасов материально-технических ресурсов и доведение этих норм до работников складов; регулирование размеров запасов и контроль за их состоянием.

6. Участие в разработке организационно-технических ресурсов, замене дефицитных сырья и материалов менее дефицитными.

7. Организация контроля за расходованием материально-технических ресурсов цехами, службами по их назначению.

8. Ведение оперативного учета поступлений материально-технических ресурсов на предприятие, их отпуска цехам и службам, состояния производственных запасов.

Организационная структура отдела материально-технического снабжения зависит от типа производства, его масштабов, номенклатуры потребляемых сырья и материалов, степени кооперирования с поставщиками и форм снабжения предприятия средствами производства. На небольших предприятиях функции снабжения выполняют отдельные работники или группы в составе хозяйственного отдела предприятия. На средних и крупных предприятиях их выполняют отделы материально-технического снабжения.

В производственном объединении на головном предприятии действует централизованная служба снабжения, централизуется также складское хозяйство; в филиалах создаются группы снабжения и комплектовочные склады для обеспечения цехов материалами.

Наши рекомендации