Организация технического контроля качества продукции
Одним изосновных элементов системы управления качествомявляется организация технического контроля на предприятии.
Под техническим контролемпонимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадияхее изготовления, и всех производственных условий,обеспечивающих его.
Основной задачей технического контроля являетсяобеспечение выпуска высококачественной и комплектной продукции,соответствующей стандартам и техническимусловиям.
Технический контроль закачеством продукции производитсяна предприятиях централизованно, через отделтехнического контроля (ОТК) − самостоятельное структурное подразделение.
Начальник ОТК непосредственно подчиняемся директору предприятия, а его работники − только начальнику.
Аппарат ОТК состоит избюро, групп илиисполнителей (взависимостиот размеров предприятия): технической приемки материалов,полуфабрикатов иизделий, поступающих от поставщиков; цехового контроля (ВТК цеха); контроля орудий производства; испытания и сдачи готовой продукции; по учету и анализу брака.
ОТК подчиняется также центральная измерительная лаборатория (ЦИЛ) с контрольно-проверочными пунктами (КПП) в цехах, механическая, металлографическаяи химическая лаборатории.
Бюро (группа) цехового контроля (БЦК) возглавляется начальником или старшим контрольным мастером и состоит из сменных контрольных мастеров и контролеров.
В функции ОТК входят:
· контроль поступающих напредприятие со стороны сырья, материалов,полуфабрикатов, комплектующих изделий (деталей и узлов, изготовленных на других предприятия), энергетических ресурсов;
· контроль состояния оборудования, инструментов, штампов, пресс-форм и других систем технического оснащения;
· контрольвыполнения технологического процесса навсех стадиях изготовленияпродукции; контроль качества продукции;предупреждение, выявление и учет брака; установление причин брака;
· разработка мероприятий по устранению брака, рекламаций и улучшениюкачества продукции.
По формам технический контроль может быть пассивным, когда просто фиксируются данныеокачестве продукции (констатируетсяфакт), и активным, когда не только оценивается качество, но и оказывается активное воздействие натехнологический процессе с целью управлениякачеством.
Основными требованиями,предъявляемыми крациональной организации техническогоконтроля, являются:
1) профилактичность,т. e.организация техническогоконтроля с
цельюпредупреждения выпуска некачественной продукции;
2) достаточная степень точности и объективности определения
качества продукции и выявления брака;
3) оптимальные затраты грудаи средств на проведениетехнического контроля;
4) автоматизация технического контроля и максимальное использование современного приборного оснащения;
5) широкое привлечение рабочих и специалистов к выполнению функцийтехнического контроля.
Внедрение системы бездефектного труда требует осуществления ряда технических, организационных, экономических, воспитательных мероприятий, направленных на повышение качества работы исполнителей на всех стадиях и участках производства. К этим мероприятиям относятся:
I. Тщательная проверка и корректировка всей технической документации, использование которой в производстве должно гарантировать выпуск продукции без отклонений (дефектов). При обнаружении первых ошибок и недоделок в техническом документе он возвращается исполнителю для доработки, а факт возврата фиксируется в показателях работы соответствующего отдела.
2. Непрерывное совершенствование конструкций узлов, деталей и технологических процессов их изготовления.
3. Повышение точности оборудования, обеспечивающей изготовление продукции в заданных параметрах качества. При обнаружении брака или дефекта в продукции составляется акт, а сам факт фиксируется в показателях работы службы механика.
4. Обеспечение производственных участков доброкачественными приспособлениями, инструментом и приборами в соответствии с требованиями стандартов или технических условий. При обнаружении первого дефекта (брака) в оснастке она немедленно возвращается на доработку, а факт возврата фиксируется в показателях работы инструментального отдела и цеха.
5. Обеспечение производственных участков материалами и заготовками соответствующего качества. При обнаружении отклонения качества исходных материалов и заготовок от норм составляется акт, заготовки возвращаются цехам-изготовителям, а факты отклонений отражаются в показателях работы отдела материально-технического снабжения (по материалам) и соответствующих заготовительных цехов (по заготовкам собственного производства).
6. Максимальная механизация и автоматизация основных и вспомогательных операций (включая контроль), обеспечивающая стабильность производственного процесса и объективную оценку качества продукции.
7. Широкое внедрение современных методов, инструментов, приборов и приспособлений контроля качества и повышение квалификации работников аппарата технического контроля.
8. Обеспечение производственных участков рабочей силой соответствующей квалификации. Для этого каждый рабочий должен периодически проходить переаттестацию, на основе которой определяется уровень его квалификации.
9. Материальное стимулирование исполнителей и работников контрольного аппарата за достижение высоких показателей качества продукции. Для обеспечения этого внедряется балльная оценка качества работы. При достижении высшего балла (5) исполнителям и контролерам выплачивается максимальная премия, при получении низшего положительного балла (3) выплачивается минимальная премия, при оценке качества ниже трех баллов премия не начисляется.
10. Повышение моральной ответственности исполнителей и руководителей подразделений завода за уровень качества, что требует разработки системы показателей оценки работы по качеству и методов контроля этих показателей.:
Эффективным направлением повышения качества продукции является внедрение системы бездефектного труда, основанной на участии в работе по повышению качества всех исполнителей и росте их квалификации, — предупредить появление дефектов и брака на каждой операции, каждом рабочем месте. Вместе с тем широкое применение ее становится мощным средством саморазвития каждого исполнителя и предпосылкой для широкого использования метода самоконтроля и участия в управлении производством.
Самоконтроль означает, что рабочий, выполнив операцию, проверяет качество работы и, если оно удовлетворяет зафиксированнымв технических документах требованиям, передает изделия на следующий этап технологического процесса (операцию). Чтобы качественно выполнить проверку, выяснить причины появления брака и наметить пути его предупреждения, рабочий должен обладать высоким уровнем знаний, позволяющих глубоко разобраться в сложившейся ситуации и принять то либо иное решение, т.е. внести предложение по повышению качества продукции.
Наиболее успешно проблема самоконтроля качества решена на японских предприятиях, где для широкого использования этого метода и изучения проблем качества на каждом участке производства организуются кружки качества — небольшие группы рабочих (до 10 человек) данного цеха, занимающихся на добровольных началах проблемами дальнейшего повышения качества продукции с целью содействия развитию и совершенствованию выпускаемой ими продукции на основе обучения и самостоятельных занятий с тем, чтобы расширить кругозор и границы мышления. При этом в программу обучения входят такие вопросы, как требования к качеству продукции и методы его улучшения, самые современные научные методы контроля, включая статистические, и др. Все это позволяет не только обеспечивать высокое качество выполнения работ на каждой операции, но и намечать и реализовывать пути дальнейшего повышения на каждом участке производства. По оценке специалистов, использование самоконтроля на рабочем месте не только позволяет обеспечить высокое качество продукции, но и способствует решению важных экономических и организационных вопросов (обеспечение гибкости производства, снижение себестоимости, активизация человеческого фактора и др.). Для этого широко используются механические и автоматические устройства, позволяющие при обработке деталей отключать оборудование в случае отклонения от требований чертежей и появления брака или даже при обработке определенного количества деталей, чтобы не допустить обработки деталей сверх необходимого количества и тем самым предупредить образование сверхнормативного задела. Даже если рабочий пересекает свою рабочую зону, конвейер автоматически останавливается. При этом причины отключения или брака тщательно исследуются и намечаются мероприятия по совершенствованию технологического процесса.
Содержание, задачи и значение материально-технического обеспечения
Рациональная организация материально-технического снабжения в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности.
Под материально-техническим обеспечением предприятия понимается процесс снабжения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно-хозяйственной деятельности. От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимых ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.
Основной задачейпредприятия по организации и управлениюматериально-техническим снабжением является своевременное, бесперебойное и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в точном соответствии с утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен осуществляться при минимальных транспортно-складских расходах и наилучшем использовании материальных ресурсов в производстве.
В практике работы предприятий различают две формы снабжения: транзитную и складскую. При транзитной форме снабжения предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, облагораживающих или производящих. Применение этой формы экономически оправдано во всех случаях, когда потребное на данный промежуток времени количество сырья и материалов равно транзитной норме или больше ее. Складскую форму снабжения, при которой необходимые материальные ресурсы предприятие получает с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций, экономически целесообразно использовать для материалов, потребляемых в небольших количествах. Кроме этих форм снабжения, в настоящее время получили широкое распространение и другие формы и методы обеспечения предприятия материальными ресурсами: через товарно-сырьевые биржи; аукционы; конкурсы; спонсорство; оптовые закупки; регулярные закупки мелкими партиями; снабжение производства по запросам; собственное производство и
Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техническими ресурсами предприятие выбирает, исходя из особенностей ресурсов, продолжительности его получения, количества предложений, качества и цены, ресурса и других факторов. При определении формы обеспечения предприятия ресурсами следует изучать надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемой им продукции.
Хозяйственные связи предприятий с поставщиками материальных ресурсов организуются как непосредственно с предприятиями–поставщиками, так и с территориальными органами снабжения. В первом случае важнейшей задачей является развитие прямых длительных связей, под которыми понимается такая форма хозяйственных отношений, когда конкретные условия поставки, ассортимент, качество, сроки, взаимная материальная ответственность и другие вопросы согласовываются непосредственно на основе прямых договоров.
К функциям (задачам) отдела материально-технического снабжения относятся:
1. Планирование потребности предприятия в материально-технических ресурсах, необходимых для функционирования основных и вспомогательных производств, а также для эксплуатационного и капитального строительства.
2. Составление заявок и спецификаций на потребные материально-технические ресурсы и представление их в отделы материально-технического снабжения и плановые отделы вышестоящих органов.
3. Осуществление всей оперативной деятельности по реализации планов снабжения (заключение договоров, получение материальных ресурсов в соответствии с выделенными фондами и по договорам с поставщиками и др.).
4. Приемка, размещение, хранение, подготовка к отпуску и отпуск материально-технических ресурсов цехам и службам предприятия.
5. Установление совместно с планово-экономическим, техническим и финансовым отделами предприятия обоснованных дифференцированных норм запасов материально-технических ресурсов и доведение этих норм до работников складов; регулирование размеров запасов и контроль за их состоянием.
6. Участие в разработке организационно-технических ресурсов, замене дефицитных сырья и материалов менее дефицитными.
7. Организация контроля за расходованием материально-технических ресурсов цехами, службами по их назначению.
8. Ведение оперативного учета поступлений материально-технических ресурсов на предприятие, их отпуска цехам и службам, состояния производственных запасов.
Организационная структура отдела материально-технического снабжения зависит от типа производства, его масштабов, номенклатуры потребляемых сырья и материалов, степени кооперирования с поставщиками и форм снабжения предприятия средствами производства. На небольших предприятиях функции снабжения выполняют отдельные работники или группы в составе хозяйственного отдела предприятия. На средних и крупных предприятиях их выполняют отделы материально-технического снабжения.
В производственном объединении на головном предприятии действует централизованная служба снабжения, централизуется также складское хозяйство; в филиалах создаются группы снабжения и комплектовочные склады для обеспечения цехов материалами.