Организация технического контроля и управление качеством продукции.

1. Понятие и показатели качества продукции.

2. Технический контроль на предприятии.

3. Система управления качеством продукции. Аттестация, стандартизация, сертификация.

4. Качество в рыночной экономике.

1.Качество продукции – совокупность свойств, обуславливающих ее потребность к удовлетворению определенных потребностей в соответствии с ее назначением. При оценке качества продукции определяется степень удовлетворения предъявляемых к ней требований. Качество продукции оценивается в соответствии с показателями качества

Показателями качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в состав ее качества.

В зависимости от назначения, степени охвата свойств и их роли показатели качества можно разделить на две группы:

1. Общие показатели – сортность, брак, количество принятых рекламаций.

Сортность определяется в ценовом выражении.

Брак может быть исправимом (или возвратным) и неисправным (или безвозвратным). Исправимый – когда продукция имеющий хотя бы один дефект в результате доработки, переработки или каким – либо другим методом доводится до требованных стандартов. Неисправный – продукция, доработка или переработка которая с целью повышения ее качества целесообразна экономически или невозможна технически.

Рекламация – письменное изложение претензий к поставщикам, в которых формируется нарушение договора на поставку. Для предъявления рекламации договором предусматривается строго определенный срок по истечении которого никакие претензии к поставщику не могут быть предъявлены.

2. Специфические показатели – единичные, комплексные базовые.

Единичные – характеризуют какое-либо одно из свойств продукции.

Комплексные – характеризуют несколько свойств продукции (надежность, долговечность, безотказность, сохраняемость)

Роль базовых могут выполнять показатели качества, образцов продукции, производимой в стране или за рубежом, так же показатели практически достигнутые за определенный период.

Перспективные показатели установлены теоретически или экспериментально. Сравнивая качество любой данной продукции с базовыми показателями устанавливают уровень качества, являющийся относительной характеристикой качества продукции.

В настоящее время в связи с активным выходом предприятий на внешний рынок большое значение приобретает патентно – правовые аспекты качества: показатель патентной способности и патентной частоты. Патентная способность – это характеристика степени совершенства изделия. Патентная частота – это возможность продажи товара на внутреннем и внешних рынках без нарушения чужих патентных прав.

Патент – документально зарегистрированная авторство на изобретение с установлением исключительного права патентодателя на это изобретение.

Лекция 13.

2. Технический контроль – это проверка соответствия продукции или процессов от которых зависит его качество установленным техническим требованием.

Технический контроль осуществляется в два этапа:

1) Получение информации о фактическом состоянии, контролируемого объекта

2) Сопоставление этой первичной информации с установленными нормами и критериями, и получения вторичной информации.

Объектами технического контроля является предмет труда, средства труда, процесс производства на всех его стадиях. Основная задача технического контроля – обеспечение выпуска продукции качество которого соответствует требованиям стандарта, а также предупреждения отступлений от нормативного хода производственного процесса и возникновения брака.

Технический контроль классифицируется по следующим основным категориям:

1. По этапам производственного процесса (входной, операционный, приемочный). К входному контролю подвергается продукция поставщика, предназначенная для использования на предприятии. Операционный – предусмотрен для продукции и процессов во время выполнения операций. Приемный – предусмотрен для готовой продукции.

1. По полноте охвата (сплошной, выборочный). Сплошной предусматривает проверку качества всей массы перерабатываемых материалов, сырья и полуфабрикатов. Выборочный предусматривает периодически отвод проб, взятых из партий или потока продукции и анализ их на всех стадиях технологического процесса.

2. По времени осуществления:

Случайный проводится контрольным персоналом в определенные моменты непосредственно на месте изготовления, ремонта или хранения продукции. Эффективность такого контроля обеспечивается внезапностью.

Непрерывный – характеризуется непрерывным поступлением информации о контролируемых признаках.

Периодический – когда информация поступает через установленные интервалы времени.

4.Классификация по возможности использования продукции после проведения контроля:

Разрушающий – после проведения контроля продукции становятся непригодный к использованию по назначению.

Неразрушающий – когда продукция остается пригодной к дальнейшему использованию.

5. Классификация по методом проведения и степени исключения средств контроля (оборудование, измерительные приборы, реактивы и т.д.):

Измерительные, регистрационный, органолептический, визуальный, по контрольному образцу, технический осмотр.

К службам технического контроля и управления на предприятии относится: технический отделы, заводские и цеховые лаборатории, ДТК, отдел стандартизации.

Центральное место среди этих служб занимает ОТК. Он следит за качеством сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, проводит анализ брака и рекламации, составляет сертификаты, контролирует правильность хранения, упаковки, маркировки и транспортировки продукции. Структуры и штаты ОТК устанавливаются с учетом специфики производства. Типовая структура ОТК включает сектора или группы контроля качества различных объектов, а также сектор учета и статистики брака.

3.Система управления качеством – совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих между собой. Управление качеством продукции предполагает установление, обеспечение и поддержание необходимого качества продукции с помощью систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющее на качество продукции.

Функциями управления качеством является: планирование, материально – техническое обеспечение, регулирование уровня качества, контроль производства.

Цель системы управления качеством продукции обеспечить соответствие качества продукции потребностям народного хозяйства за счет совершенствования организации производства и повышении его эффективности.

В основе управления качеством лежит государственная система стандартизации, который включает сеть государственных органов и научно – исследовательских учреждений, которые разрабатывают и утверждают стандарты, а также контролируют их соблюдение.

Стандарт – это эталон качества действующий на протяжении длительного времени и фиксирующий государственные технические нормы на качество продукции. Государственная система стандартов предусматривает регулярный пересмотр действующих стандартов (не реже одного раз в пять лет). Для определения их соответствия уровня научно – технического развития. В системе управления качеством наряду со стандартизации большую роль играет и государственная аттестация продукции. С первого июля 1984 года аттестация продукции осуществляется по двум категориям качества:

К высшей категории качества относится продукция, которая по технико – экономическим показателям находится на уровне мировых стандартов или превышает их, а также соответствует значениям, предусмотренным для вновь разработанной продукции.

К первой категории качества относится продукция, отвечающим нормативно – техническим документам, по которым она отпускается и соответствующая значениям, предусмотренным стандартами для продукции серийного выпуска.

Категория качества присвоенной продукции действительна в течении определенного срока. Промышленная продукция, кроме продукции легкой промышленности аттестуется на срок до трех лет. Продукция легкого продукции на срок до двух лет. Для особо сложной продукции производственно – технического назначения с длительным производственным циклом срок аттестации может достигать пять лет.

Не подлежит аттестации продукция, не прошедшая промышленной переработки, поставляемая только для нужд обороны страны, предназначенная только для медицинских целей, парфюмерно –косметические товары, продукция, предназначенная только для внутри заводского потребления и ядохимикаты.

Аттестация вновь освоенной продукции проводится с учетом резерв ее эксплуатации не позднее одного года с начало серийного производства данной продукции. Очередная аттестация должна проводится не позднее двух месяцев до истечения срока действия присвоенной категории качества. Если продукция представленная к аттестации не соответствует к установленным требованиям для высшей или первой категории качества, то она снимается с аттестации.

Лекция 14.

Кроме аттестации большое значение имеет также сертификация продукции.

Сертификат – это документ, подтверждающий тот или иной факт. Сертификация – подтверждение соответствие изделия или услуги определенным стандартам или техническим условиям. Сертификат является одним из наиболее распространенным документом, удостоверяющих соответствие качество продукции условиям, оговоренным в договоре купли – продажи. Он содержит показатели качества товара и его технические характеристики предусмотренные договором, В некоторых случаях по требованию покупателя продавец должен представить сертификат качества, выданный независимой третьей стороной, не имеющей отношения ни к изготовителю, ни к потребителю продукции. Это могут быть официальные лаборатории по испытанию, инспектирующие органы, национальные организации по стандартизации. Сертификат качество обычно составляется в нескольких экземплярах, один из которых, как правило, следует с грузом, а другой предъявляется вместе со счетом и другими документами для оплаты за поставленный товар. Сертификация продукции – это гарантия потребителя в том, что она соответствует стандарту или определенным требованиям. В настоящее время при крупных государственных структурах существует сертификационные центры, которые занимаются установлением соответствия технических и потребительских качеств определенных видов продукции нормам ГОСТ или международным стандартам.

Одной из важнейших функций системы управления качеством является стимулирование повышения качества продукции. Различают экономическое, материальное и моральное стимулирование.

Экономическое предполагает образование на предприятии фондов экономического стимулирования, ценообразования тесно связано с качеством продукции. Финансирование научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ (НИОК), материальную ответственность предприятий за низкое качество выпускаемой продукции.

Материальное – включает стимулирование коллективов предприятий и отдельных работников, оно предполагает определение условий оплаты труда, текущее и единовременное премирование работников занятых в работах по повышению качества продукции и материальную ответственности работников за выпуск некачественной продукции.

Моральное – предполагает применение различных видов морального поощрения.

При стимуляции повышения качества продукции применяются показатели:

1. Увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и уменьшение продукции первой категории качества в общем объеме реализованной продукции.

2.Улучшение отдельных технико – экономических характеристик выпускаемой продукции, обеспечивающих всему народному хозяйству определенный экономический эффект.

Годовой экономический эффект от создании и внедрении продукции и сырья повышенного качества рассчитывается по формуле:

Организация технического контроля и управление качеством продукции. - student2.ru

Зб, Зн – приведенные затраты базовые и новые на (руб.) производство единицы продукции базового и нового качества: З = С + Ен К;

С – себестоимость, единицы продукции, Ен – коэффициент эффективности капитальных вложений = 0,15 ; К – удельные капиталовложения; Уб, Ун – норма расхода предмета труда базового и нового качества в расчете на единицу продукции выпускаемой потребителям (в натуральном выражении)Иб, Ин – эксплуатационные затраты на единицу продукции, выпускаемой потребителем при использовании предмета труда базового и нового качества; Кб, Кн – соответствующий капиталовложения потребителя при использовании им предмета труда базового и нового качества в расчете на единицу продукции, производимой с применением предмета труда нового качества (руб.) ; Qн – годовой объем производства предмета труда нового качества в расчетном году.

Эr = ((Сб + Еп Кб) – (Сн + Ен Кн)) Q – разница приведенных затрат базовых и новых умноженных на годовой объем производства.

При определение приведенных затрат продукции нового качества учитываются производственные расходы, связанные с проведением научно – исследовательских работ. Эти расходы приравниваются к капитальным вложениям, поэтому приводятся по фактору времени с помощью коэффициента приведения α, которая определяется по формуле: α = (1 + Ен.п)t ; Ен.п – коэффициент приведения по фактору времени t = 0,1 ; - количество лет отделяющих затраты на создание продукции повышенного качества от расчетного года.

4.Качество в рыночной экономики

При заключении сделки на кокой либо товар в договоре купли – продажи стороны помимо всех прочих усилий в обязательном порядке согласовывает показатель качества, систему его проверки, а также предоставления документов, удостоверяющих соответствие качества товара всем указанным требованиям. Определение качества при заключении сделок купли – продажи может производиться различными способами: существует среднее качество, качество по предварительному осмотру, качество по описанию, качество по образцу, качества вида тель – кель (или каков есть).

Среднее качество предусматривает, что качество поставляемого товара должно соответствовать среднему рыночному качеству обычному для данного товара. Этот тип качества может использоваться для характеристики зерновых и других сельско – хозяйственных товаров.

Качество по предварительному осмотру – предполагает , что при продаже наличного товара с частичными признаками т.е. без его подробной характеристики покупатель имеет право осмотреть всю партию товара и дать согласие на его поставку. Осмотр может применяться до или после заключения сделки. В первом случае покупатель имеет право заявить претензию продавцу лишь по скрытым дефектам, которые нельзя было обнаружить при осмотре. Во втором случае покупатель может потребовать расторжение договора, если при осмотре обнаруживается несоответствие товара обусловленного в договоре качества. Эта форма определения качества применяется обычно при продаже товаров на аукционах и со складов.

Качество по описанию – в этом случае в тексте договора или в приложении к нему дается подробное описание всех существенных свойств товара, так реализуются некоторые товары массового производства с достаточно выраженными частными признаками (фрукты, ягоды), а также товары кустарного промысла или предметы антиквариата, художественные изделия.

Качество по образцу – в этом случае определение качества поставляемого товара производится путем сравнения с образцом, принятым обеими сторонами, участвующими в сделке. Из поставленной партии товара отбираются изделия и сопоставляются с примерным образцом, если продавец не согласен с результатами сравнения, проведенного покупателем арбитражный анализ проводится независимым учреждением, указанным в договоре.

Качество товара также может определяться и по типовому образцу, который обычно составляется для товаров массового производства довольно однородных, но не достаточно однообразных для установления стандарта.

Качество вида тель – кель показывает, что товар пригоден длч использования в любом виде. Такое определение качества приемлемо например, для дешевого вторсырья, макулатуры, металлолома и других отходов производства.

Лекция 15

Наши рекомендации