Сущность и значение управления. Управление и менеджмент

Сущность и значение управления. Управление и менеджмент

Под управлениемпонимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления,направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

Если управление - это воздействие, значит существуют:

  • среда (система управления);
  • средства (механизм управления);
  • действия (процесс управления).

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.

Менеджмент - это:

  • способ, манера общения с людьми;
  • власть и искусство управления;
  • особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
  • орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей./21/.

Кроме того, менеджмент -

  • это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;
  • это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;
  • это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

По мнению Короткова Э.М. /18/ менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)

Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации./.

Содержание управленческой деятельности

  • Прогнозирование и планирование
  • Организация
  • Активизация (мотивация, стимулирование)
  • Контроль
  • Координация
  • Регулирование
  • Исследование

Организационная роль функции

  • Функции интеграции (объединения)
  • Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)

Направление деятельности

  • Интрафункции
  • Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)

Этапы производственного процесса

  1. Управление подготовкой производства
  2. Управление процессом производства
  3. Управление обеспечением производства
  4. Управление процессами реализации продукции

Тип производства

Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства

Масштаб времени

  • Стратегическое управление
  • Текущее (тактическое) управление
  • Оперативное управление

Дисциплина

Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины

Единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником

Единство действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану

Вознаграждение

Получение работниками справедливого вознаграждения за работу

Централизация

Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией

Скалярная цепь

Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников")

Порядок

Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте

Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу

Инициатива

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ

Корпоративный дух

Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила")

Концепция менеджмента по Э.М. Короткову /8/ основывается на следующих принципах:

а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;

б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";

в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;

д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;

е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;

ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;

и) принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления- социально-экономическая система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.

Модель управления

Модель -продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).

В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.

Под моделью управления понимаетсятеоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Выделяют следующие основные модели управления:

по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;

по степени рыночного влияния на экономику:

  • рыночная (либеральная),
  • рыночная с элементами государственного регулирования,
  • социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями,
  • модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);
  • по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная,
  • демократическая;

по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил:

  • доиндустриальная,
  • индустриальная,
  • постиндустриальная;

по территориальному происхождению и месту адаптации:

  • российская,
  • американская,
  • японская,
  • шведская,
  • германская,
  • бразильская;

по принадлежности к соответствующим школам менеджмента:

  • школа научного менеджмента,
  • школа рациональной бюрократии, административная школа,
  • "классическая школа",
  • школа НОТ,
  • школа "человеческих отношений",
  • мотивационная школа,
  • школа "организационного поведения;

по роли и месту человека в системе управления:

  • модель Д.Макгрегора,
  • модель У.Оучи;

по отдельным управленческим признакам:

  • модель 7С "Счастливый атом",
  • модель управления по результатам,
  • ситуационная модель;

по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде:

  • статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния),
  • адаптивная (опережающая, инновационная),
  • динамическая (прогнозная, вероятности, развития).

Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически сочетать в себе основы национального опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.

Сущность и значение управления. Управление и менеджмент

Под управлениемпонимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления,направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

Если управление - это воздействие, значит существуют:

  • среда (система управления);
  • средства (механизм управления);
  • действия (процесс управления).

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.

Менеджмент - это:

  • способ, манера общения с людьми;
  • власть и искусство управления;
  • особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
  • орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей./21/.

Кроме того, менеджмент -

  • это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;
  • это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;
  • это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

По мнению Короткова Э.М. /18/ менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Наши рекомендации