Организационное обеспечение АСУ

Введение

Это совокупность приказов, распоряжений, штатных расписаний и инструкций. Организационное обеспечение определяет взаимодействие объекта управления и системы управления. Введение какой-либо модификации без организационного обеспечения невозможно в принципе. Часто такие решения принимаются на устном уровне, но это не допустимо. Необходимо добиться формального исполнения иначе никто не будет подчиняться. Противником обычно является объект управления. Нужно четко определить кто кому что должен.

Функции заказчика и подрядчика

Есть заказчик и пользователь. Часто эти два лица не совпадают.

1. Заказчик обеспечивает финансирование.

2. Заказчик формирует техническое задание на проектирование (для разработки технического задания он может привлекать как других специалистов, так и вас самих).

3. Заказчик должен обеспечить своевременную поставку необходимой техники.

4. Заказчик должен своевременно согласовать всю техническую и организационную документацию на предприятии пользователе.

5. Заказчик осуществляет своевременную приемку и испытание автоматизированной системы (нужно определить сроки).

6. Заказчик обеспечивает изменения в штатных расписаниях, должностных инструкциях и организацию новых рабочих мест.

7. Заказчик после проведения опытной эксплуатации подписывает акт приемки работы.

8. Далее заказчик обеспечивает сохранение авторских прав. Если организация финансирует, то она имеет право на авторство. Программа наша, если мы ее только продаем. Авторское право может делиться. Вопрос о передаче исходных текстов специализированных АРМ чаще всего ставится (тексты продаются) только один раз. Иногда делают так: сопровождают продукт в течении гарантийного срока, а лишь затем передают исходные тексты. При этом можно застраховаться (защитить продукт программно или аппаратным ключом или выбросить 2-3 листа текста).

9. Заказчик обеспечивает соблюдение авторского надзора. Обычно авторский надзор совпадает со сроком гарантии (в это время корректировки допустимы только при согласовании их с разработчиком). Авторский надзор выполняется обычно за отдельную плату.

Функции исполнителя (разработчика)

1. Участвовать в предпроектном исследовании.

2. Он может привлекаться для написания технического задания.

3. Разрабатывает техническую и рабочую документацию.

4. Разрабатывает программные и технические средства и другие компоненты системы.

5. Обучает персонал пользователя.

6. Участвует в приемо-сдаточных испытаниях.

7. Проводит опытную эксплуатацию.

8. Сдает систему в рабочую эксплуатацию.

9. Обеспечивает авторский надзор и гарантийное и пост гарантийное обслуживание.

Юридическое обеспечение АСУ

Введение

Юридическое обеспечение АСУ регламентируется положениями и нормами договорных отношений, практически в целом отсутствует, поэтому защита авторских прав является делом чрезвычайно трудоемким.

Оформление документов договорной деятельности при разработке

Основные понятия

Основным документом является Договор.

Обязательная часть договора - приложение, в котором должно быть:

1. Протокол соглашения о договорной цене.

2. График сдачи этапов работы (календарный план работы).

3. График и формы платежей.

4. Техническое задание, утвержденное заказчиком.

Состав договора.

1. Раздел: Описание договаривающихся сторон и на основании чего они действуют.

2. Раздел: Предмет договора (разработка тех. задания, тех. проекта и т.д.).

3. Раздел: Обязанности сторон.

Заказчик должен взять на себя часть работ - он участвует в разработке технического задания (если оно еще не разработано). В этом разделе должно быть указано, кто обязан создавать информационную базу данных. В пункте о соблюдении авторских прав необходимо оговорить форму договора (либо продать полностью авторские права на программный продукт; либо сохранить их, а продать единую копию без исходных текстов программы, без права на продажу без согласия автора, без права на тиражирование, копирование и т.д.) - этот пункт является наиболее спорным в договоре, поэтому его следует тщательно продумать. Оговариваются обязанности разработчика на сопровождение программного продукта на время гарантийного срока.

4. Раздел: Особые условия.

Записываются индивидуальные особенности, которые отличают договор от типового. Описывается форма оплаты (сумма договора индексируется поквартально в зависимости от инфляции). Оговаривается механизм определения роста инфляции: обычно выбирают региональную или центральную биржу и отслеживают курс доллара на момент заключения договора и на момент сдачи продукта.

5. Раздел: Срок действия договора.

Необходимо отметить до какого срока независимо от даты расторжения договора:

1. Сохраняются авторские права.

2. Выполняется сопровождение программного продукта.

6. Раздел: Порядок разрешения конфликтных ситуаций.

Закрепляется процедура разрешения конфликтов и обязанности сторон в процессе решения спорных вопросов. Расписывается порядок расчета стороны, виновной в возникновении конфликтной ситуации, с пострадавшей стороной.

7. Раздел: Юридические адреса и платежные реквизиты сторон.

Содержание технического задания

1. Основания для разработки. Ссылка на договор, в соответствии с которым выполняется заказ, либо приказ (распоряжение) предприятия.

2. Цель и назначение разработки.

3. Описание существующей системы решения задачи и ее место в общем комплексе решаемых задач.

4. Анализ достоинств, недостатков существующей системы.

5. Формирование требований на основе достоинств и недостатков к разрабатываемой системе.

6. Технико-экономические требования.

Элементы проектирования

Стадии проектирования

1. Предпроектная стадия - обследование объекта.

Выходные документы:

· Отчет о предпроектном обследовании объекта.

· Технико-экономическое обоснование разработки.

· Техническое задание.

На этой стадии выполняется предварительное построение системы (эскизный проект). На заводе это НИР и ОКР.

2. Стадия проектирования.

Пишется технический или технорабочий проект, далее пишется рабочий проект. После этого выполняется полный объем программирования, подготовка к проведению испытаний.

Выходными документами испытаний являются:

· Акт приема сдаточных испытаний.

· Протокол замеченных недоработок (в нем указываются сроки устранения замечаний).

3. Стадия опытной эксплуатации.

Устанавливаются сроки, которые позволяют выявить скрытые недостатки (полгода - год).

4. Рабочая эксплуатация.

Гарантийное и послегарантийное обслуживание системы.

Содержание технического проекта

Техническое задание, предпроектное обслуживание, технический проект и технико-экономическое обоснование выполняются системотехником.

1. Основание для разработки.

2. Цель и назначение.

3. Место решаемой задачи в общем комплексе задач.

4. Требования к разрабатываемой системе.

5. Обзор существующих методов решения.

6. Выбор метода решения.

7. Формирование компонент организационного, юридического, лингвистического обеспечения.

8. Контрольный пример для проверки правильности программы.

9. Приложения:

· принципиальная блок-схема;

· формы документов;

· схемы документооборотов.

Содержание рабочего проекта

1. Основание для разработки.

2. Цель и назначение разрабатываемой системы.

3. Технологическая система расчетов. (Закрепляется последовательность выполнения технологических операций на вычислительной технике).

4. Описание программ.

5. Анализ результата расчета на контрольном примере.

6. Инструкции пользователю, системному программисту, прикладному программисту.

7. Описание технологического процесса с технологическими картами. Особенности эксплуатации задач.

Наши рекомендации