Понятие большой и сложной системы
Большой и сложной называется система, обладающая следующими свойствами:
1. Свойство ненаблюдаемости. Большая и сложная система не наблюдаема с позиции одного наблюдателя (каждый видит лишь часть, экономист видит экономический срез, социолог социологическую среду и т.п.)
2. Большая и сложная система всегда эргодична. Т.е. как элемент всегда включает человека.
3. Большая и сложная система всегда стохастична. Действует по случайным законам (она не детерминирована).
4. Большая и сложная система всегда дискретна. Состоит из автономных независимых модулей.
5. Свойство непрерывности. Система непрерывно меняет свои параметры во времени (она динамична) создать АСУ раз и навсегда до конца не возможно.
6. Система динамична, т.е. находится в постоянном развитии.
7. Способность к саморегуляции и адаптации. Система имеет возможность менять свои параметры и подстраиваться к возмущениям и внешней среде (чем выше уровень системы, тем больше возможность адаптации). Например, если увезти на курорт на два месяца все начальство завода, то завод все равно будет работать
8. Самообучаемость. Идет накопление опыта, система совершенствуется.
Все кибернетические системы, в основном, большие и сложные. То есть АСУ - большая и сложная система всегда.
Классификация АСУ
Все АСУ относятся к большим и сложным системам, поэтому обладают их свойствами. Т.к. большие и сложные системы обладают свойством необозримости, то их можно рассматривать с нескольких точек зрения. Следовательно, классификационных признаков тоже много (дать классификацию по одному признаку невозможно).
Классифицировать АСУ можно:
1. Интеграция АСУ по уровню.
· ОГАС - общая государственная автоматизированная система (система выборов, система резервирование билетов, электрическая система)
· АСУО - АСУ отрасли
· АСУГ - АСУ главка (главк позволяет управлять группой предприятий)
· АСУП - АСУ предприятия
· АСУЦ - АСУ цеха
· АСУУ - АСУ участка
· АСУТП - АСУ технологического процесса
2. Интеграция по уровню объекта.
· АСУ федерации
· АСУ региона
· АСУ области
· АСУ города
3. По уровню использования ЭВМ.
· большие
· малые
· персональные
· супер-большие
· супер-малые
· ЦВМ
· АВМ
· гибридные.
4. По назначению.
· производственного типа
· экономические (предприятия, конторы, управляющие властные структуры)
· коммерческие
· медицинские
· военные
· информационно-поисковые системы
· многие другие. У этих систем разные критерии.
5. По типу выдаваемой информации.
· чисто информационные системы (экспресс, сирена)
· информационно-советующие
· управляющие АСУ (они не только предлагают варианты, но и могут реализовать выбранный человеком вариант).
6. По типу производства.
· АСУ с дискретно-непрерывным производством
· АСУ с дискретным производством
· АСУ с непрерывным производством
7. По областям человеческой деятельности.
· медицинские системы
· экологические системы
· системы телефонной связи
· многие другие.
Принципы построения АСУ
1. Принцип новых задач. В первую очередь должны автоматизироваться те задачи, не решение которых наносит наибольший ущерб с одной стороны, и решение которых не было возможно до сих пор по какой либо причине.
2. Принцип непрерывного развития. Система должна быть построена так, что бы изменение в состоянии объекта или условиях управления не должны приводить к гибели системы.
3. Первого руководителя. Руководить внедрением подсистемы или всей системы АСУ должен руководитель по уровню не ниже главного специалиста (идеально директор).
4. Принцип модульности. Система или подсистема должна разрабатываться и внедряться как набор автономных модулей. Должно быть поэтапное подключения модулей.
5. Принцип системного подхода. Различают три подхода:
· индуктивный,
· дедуктивный,
· системный.
Индуктивный и дедуктивный подходы называют еще отзадачными подходами, т.е. к построению системы приходят от задачи. Собираются данные, а также требования к системе, на основе части данных формируются дополнительные требования, на основе требований формируют компоненты системы, затем объединяют компоненты в систему.
Отзадачный подход наиболее популярный, но у него много недостатков:
· компоненты системы формируются насильственно;
· отдельныезадачиплохостыкуются друг с другом, так как разрабатывались разными людьми и преследовали разные цели.
Системный подход имеет следующие отличия. Собираются данные и некоторые требования к объекту. На основании этих требований и данных формируется цель системы (что мы хотим от системы в целом). На основании цели формируются принципы построения системы в целом, одновременно формируются показатели и критерии достижения цели.
На основе принципов формируется система требований, на основе которых разрабатываются компоненты, причем каждая компонента формируется в нескольких вариантах, лучший из которых выбирается на основе критерия достижения цели исходя из задач всей системы. На основе этого формируется единственный вариант системы.
«-» Большие затраты времени на разработку, а именно системных вопросов. Ведется разработка всей системы в целом, а не от дельных ее задач, что требует достаточно больших ресурсов.
Структура АСУ
Общая схема структуры АСУ
АСУ | ||
Обслуживающие (обеспечивающие) подсистемы | Функциональные подсистемы |
Функциональные подсистемы решают задачи управления в рамках некоторых функций управления объектом.
Функциональные подсистемы | ||||
| | ||||
Экономическое планирование | Оперативное управление | Бухгалтерский учет | Подготовка производства | АСУ САПР |
Дальнейшее деление зависит от типа АСУП.
Обслуживающие подсистемы предназначаются для обеспечения эффективной работы функциональных подсистем.
К обслуживающим системам относятся подсистемы:
· технического обеспечения - комплекс технических средств, который включает средства коммуникации, связи и др.;
· информационного обеспечения - справочники, классификаторы, кодификаторы, система документооборота, информационные массивы;
· программного обеспечения - совокупность всех программных систем;
· организационного обеспечения - совокупность приказов, директив, инструкций, указаний, которые позволяют объекту работать слаженно;
· методического обеспечения - комплекс методических указаний для всех систем;
· лингвистического обеспечения - комплекс языковых средств;
· юридического обеспечения - комплекс нормативных и правовых документов, обеспечивающий юридическую поддержку АСУ;
· математические обеспечение - набор материала, который позволяет грамотно вести управление.
· многие другие подсистемы.
Структурная схема обслуживающих подсистем приведена ниже:
Обслуживающие подсистемы | |||||||
| | |||||||
Математическое обеспечение | Организационное обеспечение | Лингвистическое обеспечение | Методическое обеспечение | Информационное обеспечение | Юридическое обеспечение | Техническое обеспечение | Другое |
| | |||||||
ПО | Экономико-математические методы | ||||||
| | |||||||
Системный анализ | Моделирование | Экономические |
Техническое обеспечение АСУ