Заработная плата работников предприятия: сущность, структура, виды.

заработная плата - это цена рабочей силы, соответствующая стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя физические и духовные потребности работника и членов его семьи. На уровне предприятия эта величина корректируется с учетом доходности работы, количества и качества труда работника, но не должна быть ниже размеров, гарантированных государством. Фактический размер заработной платы определяется выделяемыми работодателем средствами на эти цели.

Различают средства на заработную плату: а) затраты государства, характеризующие цену рабочей силы; б) затраты работодателей на рабочую силу; в) компенсации работнику, которые образуют его текущий доход.

Различают понятия номинальной и реальной заработной платы. Номинальная заработная плата - это сумма денежной оплаты, полученная за работу. Реальная заработная плата - это покупательная способность номинальной заработной платы, то есть количество товаров и услуг, которые реально можно приобрести за номинальную заработную плату. Средства на заработную плату включают:

* цену рабочей силы;

* затраты работодателей на оплату труда;

* компенсации работнику.

При анализе организации заработной платы особое значение имеет деление заработной платы на постоянную и переменную части, различающиеся элементами, составляющими эти части. Переменная часть: Премии, Доплаты и надбавки, Сдельный приработок

Постоянная часть: Должностные оклады и тарифные ставки

62. формы и системы заработной платы работников предприятия

В зависимости от того, в каких экономических показателях измеряются затраты или результаты труда, принято различать повременную и сдельную формы оплаты труда персонала.

При повременной оплате величина вознаграждения работника зависит от количества фактически отработанного рабочего времени, а при сдельной — от объема выполненных работ и услуг. Повременная форма оплаты труда подразделяется на две основные системы: простую и премиальную. Простая повременная система предусматривает вознаграждение работника только в зависимости от продолжительности времени его работы за тот или иной период: час, день, неделю или месяц. При почасовой оплате вознаграждение можно рассчитать умножением часовой тарифной ставки рабочего на количество отработанных часов, при поденной — дневной ставки на число отработанных смен (дней). При помесячной оплате работнику устанавливается твердый месячный оклад, выплачиваемый полностью независимо от числа календарных дней в данном месяце. Повременно-премиальная система оплаты труда персонала, кроме тарифной части, включает различные виды Сдельная форма оплаты труда персонала подразделяется на пять основных систем: прямую, косвенную, премиальную, прогрессивную и аккордную. Прямая сдельная система оплаты труда персонала устанавливает соответствующую зависимость вознаграждения от объема произведенной продукции или сделанной работы.

Косвенная сдельная система применяется при вознаграждении тех групп вспомогательных или обслуживающих рабочих, труд которых существенно влияет на результаты основных исполнителей. Сдельно-премиальная система служит основой мотивации работников в улучшении как количественных, так и качественных результатов труда. Сдельно-прогрессивна система оплаты труда применяется в крайне необходимых условиях например, для стабилизации производства и расширения выпуска новой конкурентоспособной продукции на мировой рынок.

Аккордная система оплаты труда применяется для отдельных групп персонала с целью их мотивации в росте производительности труда, сокращении срока выполнения работ и др.

63. нормализация условий и интенсивности труда работников предприятия

Создание нормальных условий труда на всех рабочих местах служит основой высокой трудовой отдачи персонала различных категорий. Работоспособность человека и результаты его труда определяются множеством взаимосвязанных факторов, среди которых на одно из первых мест выступают условия труда, его тяжесть и интенсивность, характеризующие в конечном счете затраты и результаты труда. Поэтому рациональное использование труда, управление персоналом должно предусматривать создание на всех предприятиях с различными формами собственности, в каждом трудовом процессе соответствующих условий для оптимального расходования рабочей силы, т.е. умственных, физических и предпринимательских способностей работников. Разностороннее совершенствование условий и есть прежде всего процесс его охраны от различных вредных воздействий. Но конечная цель этого совершенствования значительнее — постоянный рост эффективности труда и его органическое превращение в новый фактор укрепления здоровья и развития личности человека». . Производительные затраты труда, расходование рабочей силы в единицу времени определяют уровень интенсивности труда.

Необходимо проведение экспериментальных исследований в трудовом коллективе, создание двух профессиональных групп работников (контрольной и экспериментальной), соответствующее измерение фактических результатов и их последующая оценка. В современных условиях можно с высокой точностью оценить влияние мотивации в любой организации по важнейшим показателям финансово-экономической деятельности.

На рынке без мотивации персонала, при отсутствии нормальных условий труда, без своевременной выплаты заработной платы всякая организация становится неконкурентоспособной. Поэтому можно считать наличие высокой оплаты труда персонала на предприятии самой надежной оценкой не только эффективности мотивации коллектива работников, но и уровня развития всей социально-трудовой сферы предприятия.

64. планирование технического прогресса на предприятии.

ПТП пред-я вкл-т план-е повышения его техн. уровня, улучшение орг-и пр-ва, научной орг-и труда, кап. ремонт ОФ, пр-во новых видов прд-и и проведение НИР. Технич. уровень пр-ва опр-ся в соотв. дейстующ. на пред-и средств пр-ва, машин и оборуд-я, технологи, предметов труда, соврем. достижений науки и техники.

Задача планирования НТП состоит в том, чтобы обеспечить развитие народного хозяйства, отраслей и предприятий (фирм) на качественно новой основе – развитие на основе интенсификации производства. Для ее решения планирование НТП должно быть основано на следующих принципах: целенаправленности, комплексности, непрерывности и научности.План технического развития и организации производства включает следующие мероприятия:

1) освоение производства новых видов и повышение качества выпускаемой продукции;

2) внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;

3) совершенствование управления, планирования и организации производства;

4) внедрение научной организации труда (НОТ);

5) капитальный ремонт основных фондов;

6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

7) основные технико-экономические показатели уровня производства и выпускаемой продукции.

65. сущность стратегии развития предприятия.

Стратегия в общем виде — это детальный комплексный план, предназначенный для выполнения миссии предприятия, достижения ее целей; указание о том, как перевести предприятие оттуда, где оно находится сейчас, туда, где оно хочет находиться; это средство, достижения желаемых результатов. По форме — это разновидность управленческих документов, представленных в виде графиков, таблиц, описаний. По содержанию стратегия — модель действий, инструмент достижения целей предприятия. Стратегия предприятия должна постоянно развиваться, так как невозможно продумать заранее все до мелочей и затем долго жить без изменений. Всегда возникает что-то новое, на что надо реагировать, и в результате этого открываются новые стратегические перспективы. Поэтому задачи изменения стратегии постоянны.

Главными вопросами разработки стратегии являются:

— каковы изменения во внешней среде;— в каком направлении должна развиваться товарная политика предприятия с тем, чтобы в большей степени соответствовать требованиям рынка;— в каком направлении должно идти развитие предприятия;— как сделать реальным новое состояние предприятия. Стратегия выполняет следующие функции:

— обеспечивает каждому подразделению конкретные цели, увязываемые с общими задачами предприятия;

— стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений; — вынуждает предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов,

66. виды стратегий предприятия.

Определение стратегии для предприятия принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой оно находится.

Первую группу базисных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста.

Конкретными типами стратегии первой группы являются следующие:— стратегия усиления позиции на рынке;— стратегия развития рынка;— стратегия развития продукта.

Ковторой группе базисных стратегий относятся те, что связаны с расширением предприятия путем добавления новых структур. Их называют стратегиями интегрированного роста. 1. Горизонтальные. 2. Вертикальные слияния

3. Родственные, или концентрические, слияния

4. Конгломеративные слияния

Третьей группой базисных стратегий считают стратегии диверсифицированного роста, которые реализуются, если предприятие больше не может развиваться на рынке с конкретным продуктом в границах своей отрасли.

Основными видами стратегий диверсифицированного роста являются следующие:— стратегия центрированной диверсификации;— стратегия горизонтальной диверсификации;— стратегия конгломеративной диверсификации

К четвертой группе базисных стратегий относятся стратегии сокращения. Они реализуются в двух случаях: когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности и когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике. Выделяют следующие стратегии сокращения:— стратегия ликвидации;— стратегия «сбора урожая»;— собственно стратегия сокращения; — стратегия сокращения расходов.

67.уровни разработки стратегий предприятия.

В организации стратегии разрабатываются на четырех организационных уровнях: 1) корпоративная стратегия; 2) деловая стратегия; 3) функциональная стратегия; 4) операционная стратегия.

Корпоративная стратегия является общим планом управления для диверсифицированного предприятия и распространяется на все предприятие, охватывая все направления деятельности, которыми оно занимается. Она состоит из действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности.

Деловая стратегия (бизнес-стратегия) обозначает план упр-я отдельной сферой деятельности пред-я и вкл ряд подходов и направлений, разрабатываемых руководством с целью достижения наилучших показателей работы в конкретной сфере деятельности.

Функциональная стратегия — управленческий план действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определенной сферы бизнеса.

Операционная стратегия представляет собой план управления ключевыми организационными звеньями. Она предусматривает выполнение стратегически важных опер-ых задач, таких, как: закупка сырья, транспортировка.

Итак, разработка стратегии развития осуществляется на всех уровнях управления. Это повышает ее эффективность и эффективность деятельности предприятия в целом.

68. стратегическое планирование на предприятии.

Стратегическое планирование (СП) — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей предприятия и путей их достижения.

СП является фундаментом при подготовке всех управленческих решений, функции предприятия, мотивации и контроля. Известны две различные трактовки стратегии:

- в общем виде- это детальный комплексный план, предназначенный д/выполн-я миссии П-я, достиж-я цели

- по форме – разновидность управленческих документов, представленных в виде графиков, таблиц, схем

- по содержанию – модель действий, институт достижения целей П-я СП позволяет организации: осущ-ть адаптацию к внешней среде - распределить внут. ресурсы, осущ-ть внут. коорд-ю, осознать опыт прошл. стратегий.

Этапы СП:

1.Миссия-осн. общая цель орг-ии, объясняющая причину ее сущ-я 2. цели- конеч. результат или желаем. сост-е , которое стремится достичь орг-я 3. Анализ внеш. среды предполагает выявление угроз д/тек. стратегии орг-ии. 5. анализ стратегич. альтернатив 6.Выбор стратегии; 7.реализация стратегии предполагает разраб-ку тактич. планов, процедур и правил; 8. Оценка стратегии предполагает сравнение получ. рез-тов с целями.

69. Основные методы стратегического планирования на предприятии.

При СП применяют различные методы: метод SWOT, матрица БКГ, матрица МакКинзи, GE, матрица Томпсона-Стрикленда.

Метод – SWOT- предполагает сначала выявление угроз и возможностей, а также сильн. и слаб. сторон, после чего устанавливаются связи между ними, кот в дальнейшем м. б. использованы для формулирования стратегии орг-ии.

Сила - то, в чем орг-ия преуспела или какая-то особенность, предоставляющая ей доп. возможности .

Слабость- отсутствие чего-то важного для функц-ия орг-ии или то, что ей не удается или нечто, ставящее ее в неблагопр. усл-я.

Возможности- изменение факторов внеш. среды, кот делают более благопр. ситуацию для реал-ии стратегии.

Угрозы - изменение ф-ров внеш. среды, кот могут помешать достиж-ю целей. SWOT анализ внеш. среды делят на несколько этапов. На первом этапе заполняется квадрант «возможности», затем – «угрозы». На 2-м этапе заполняются соответственно квадранты «Сильные стороны» и «Слабые стороны».После того как конкр. список сильных и слабых сторон, а также угроз и возм-тей составлен, наступает этап устан-я связей между ними, для чего состав-ся матрица SWOT

Используя матрицу, следует учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Особенности SWOT анализа:1.Необходимо строго соблюдать указ. последовательность этапов2. Анализ сил. и слаб. сторон предприятия на 2-ом этапе жел-но увяз-ть с исслед-ем угроз. и возм-тей.3. При коллегиальном анализе все зафиксированные данные д. читаться вслух каждым участником анализа.

Используя матрицу, следует учит-ть, что возможности и угрозы могут переходить в свою противопол-ть. Особенности SWOT анализа:

1.Необходимо строго соблюдать указ. последовательность этапов

2. Анализ сил. и слаб. сторон предприятия на 2-ом этапе жел-но увяз-ть с исслед-ем угроз. и возм-тей.

3. При коллегиальном анализе все зафиксированные данные д. читаться вслух каждым участником анализа.

Наши рекомендации