Проблемы собственности и приватизации
В процессе осуществления экономических реформ по развитию рыночных отношений в первую очередь модификации подвергаются отношения собственности. В зависимости от приоритетов форм собственности (соотношения частной и государственной собственности) применяется либо национализация - превращение частной собственности в государственную, либо приватизация (разгосударствление) - превращение государственной собственности в частную. В настоящее время в России осуществляется преимущественно процесс приватизации в соответствии с Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ и Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года.
Главными целями приватизации являются:
- повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;
- формирование широкого слоя частных собственников и содействие процессу образования стратегических частных собственников;
- содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (акционеров);
- пополнение доходной части бюджета.
К основным признакам приватизации следует отнести:
1. Принадлежность приватизируемого предприятия к объектам государственной или муниципальной собственности. В силу этого не могут быть приватизированы предприятия, созданные потребительским обществом (например, райпо), общественным объединением; имущество кооператива; предприятия, учрежденные кооперативами и т. п. Сказанное, естественно, не означает, что они вообще не подлежат продаже, акционированию, передаче иным способом в собственность физических или юридических лиц. Однако такая реализация происходит уже вне рамок законодательства о Приватизации - здесь применяются общие нормы гражданского права.
2. Принадлежность покупателя к разряду субъектов частной собственности. Согласно разд.1 Закона "О приватизации в РСФСР", к частной следует относить собственность, как граждан, так и юридических лиц, где у государства нет контроля над производством (как минимум не более 25 процентов доли в уставном капитале). Переход государственного или муниципального имущества от одного государственного или муниципального предприятия к другому приватизацией не считается.
3. Приватизация, согласно Закону, - это не передача, а приобретение путем отчуждения государственных или муниципальных предприятий. Поэтому, прежде чем приобрести определенный объект, покупатель должен уплатить за него установленную сумму. Исключение из общего правила о возмездном характере приватизации может быть сделано самим Законом (например, безвозмездная передача гражданам России части государственной или муниципальной собственности за приватизационные чеки).
По материальному наполнению объекты подразделяются на три основные группы:
1) предприятия и их структурные подразделения;
2) материальные и нематериальные активы действующих и ликвидированных предприятий;
3) доли (паи, акции) государства и муниципалитетов в капитале акционерных обществ (товариществ).
При приватизации необходимо иметь в виду, что ее объектом могут выступать не просто паи, акции и другие имущественные права, но и другие государственные привилегии, определенные Государственной программой о приватизации.
Рассмотрим основные способы приватизации:
- преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества открытого типа;
- коммерческие конкурсы;
- инвестиционные торги;
- аукционы;
- выкуп арендованного имущества.
Преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа, как уже говорилось, осуществляется на основании Указа Президента РФ от 1.07.1992 г. № 721, а также Основных положений Государственной программы приватизации после 1 июля 1994 года. Критерием для определения конкретного способа приватизации предприятия является балансовая стоимость его основных фондов по состоянию на 1 января 1994 года, а также на условиях их последующей переоценки в соответствии с индексами инфляции утвержденные Госкомстатом РФ. Здесь выделяются:
1. Мелкие предприятия со стоимостью фондов не более 20 млн. рублей.
2. Все остальные предприятия.
Само по себе акционирование не является в полном объеме приватизацией, этот процесс завершается лишь после того, когда большинство акций передается (продается) частным инвесторам. Но акционирование имеет определенные преимущества:
- продажа госимущества путем мелкого дробления на акции позволяет привлечь к этому процессу массу мелких вкладчиков среди населения и таким образом создать широкий рынок частных владельцев имущества (инвесторов), которые будут заинтересованы в сохранении и накоплении своего имущества;
- за счет дополнительной продажи акций увеличивается уставной капитал и появляются у предприятия средства на модернизацию и расширение производства;
- владельцы обыкновенных акций (с правом голоса) решают вопросы по назначению руководства предприятия и по их отставке, они имеют полное право получать всю информацию о финансовой деятельности АО;
- на ежегодном собрании акционеры решают вопросы использования прибыли: либо на выплату дивидендов (чистого дохода по акциям), либо на инвестиции в развитие производства, что означает капитализацию прибыли, которая повышает продажную цену акции;
- в процессе акционирования первыми частными инвесторами становятся члены трудового коллектива, которые имеют ряд льгот и преимуществ перед другими инвесторами.
Схема акционирования госпредприятий по Указу Президента РФ от 01.07.1992 г. за № 721 достаточно проста:
- создание рабочей комиссии по приватизации (исполнителем является руководство предприятия в течение 7 дней после вступления в силу вышеупомянутого Указа, либо через месяц трудовой коллектив самостоятельно от руководства принимает такое решение большинством голосов, если до сих пор такая комиссия не создана, то инициатором выступает соответствующий комитет по управлению имуществом);
- оценка имущества для определения уставного капитала (исполнителем является рабочая комиссия) по данным последнего квартального баланса и финансового отчета предприятия);
- выбор работниками предприятия варианта льгот (исполнителем является общее собрание трудового коллектива);
- предоставление плана приватизации, устава АО и акта оценки имущества в соответствующий комитет по управлению имуществом (исполнитель - рабочая комиссия по приватизации);
- утверждение плана приватизации, который одновременно является проспектом эмиссии акций (исполнитель - комитет по управлению имуществом);
- регистрация акционерного общества открытого типа (исполнитель министерство финансов, ведущее государственный реестр действующих предприятий).
После регистрации АО оно выводится из структуры государственного управления и начинает самостоятельную жизнь.
Иные способы приватизации имеют свои достоинства и недостатки. Например, аукционы больше подходят для небольших магазинов и предприятий с численностью работников не более 10-15 человек. Преимуществами аукциона являются:
- быстрая и несложная организация;
- прямое присутствие всех потенциальных покупателей;
- немедленное достижение результатов торгов;
- во многих случаях более высокие цены благодаря непосредственному соревнованию между покупателями;
- непосредственное обеспечение гласности хода и результатов аукциона;
- простота в передаче руководства предприятием.
К недостаткам аукциона можно отнести два фактора: во-первых, всегда требуется специальное помещение и найм специалистов для организации торгов, во-вторых, условия по использованию проданного имущества не оговариваются.
Коммерческие конкурсы больше подходят для мелких и средних предприятий с численностью работников 15-300 человек.
Преимуществами коммерческого конкурса являются:
- возможность устанавливать условия эксплуатации продаваемого имущества (сохранение профиля и даже уровня ассортимента на срок 3-5 лет, сохранение прежних социально-экономических условий с трудовым коллективом на срок 1-3 года и другие специфические условия, к которым относятся проблемы экологии, недр и отношений с государством);
- нет нужды в специальном помещении, поскольку конкурсная комиссия определяется фондом госимущества и конкурс проходит в помещении его организаторов;
- заранее определен круг участников конкурса и если не набралось достаточного количества, всегда своевременно их можно отменить и перенести на более поздний срок на других условиях;
- всегда предполагается достижение высоких цен, поскольку участники конкурса не знают хода соревнования. Кнедостаткам коммерческого конкурса можно отнести:
- организация его требует более длительного срока;
- требует достаточно большого количества специалистов и конфедициальности информации хода соревнований;
- на практике часто встречаются случаи сговора между покупателями.
Инвестиционные торги проводятся на средних и крупных предприятиях и в основном по отношению к оставшейся части имущества, распределенного ранее между учредителями. Объектом являются большие пакеты акций либо паи в товариществах.
Преимуществами инвестиционных торгов являются:
- заранее и достаточно строгие условия вложений инвестиций;
- участники в основном приглашаются комиссией по их сложившейся репутации;
- участники имеют полный доступ к финансово-хозяйственной
- документации предприятия в целях создания своего оригинального и инвестиционного проекта;
- нет нужды в специальном помещении;
- возможно достижение достаточно высоких цен с точки зрения больших объемов капиталовложений и целей их реализации.
К недостаткам инвестиционных торгов можно отнести,во-первых, более длительную процедуру их организации и, во-вторых, задействование большого числа специалистов для создания инвестиционных проектов и их оценки.
Начавшийся в России и Карелии процесс приватизации обозначил и ряд проблем:
- несбалансированность приватизации с структурной перестройкой экономики, что привело к перекосу цен в добывающих и обрабатывающих отраслях хозяйства;
- переход ранее прибыльных приватизированных предприятий в убыточные (АО "ЗИЛ", "ОТЗ", "Петрозаводскбуммаш" и др.);
- усиление монополизации (особенно в энергетических отраслях) производства, его падение;
- рост взаимных финансовых неплатежей;
- разработка механизма оценки имущества и земли;
- отсутствие эффективного механизма управления акционерами приватизированных предприятий.
В настоящей главе рассмотрены преимущественно формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности в процессе формирования отношений собственности в целях осуществления экономических реформ в России. Другие формы и методы государственного регулирования будут рассмотрены в разделе "Макроэкономика".