Организации (предприятия) как субъекты хозяйствования
Оборотные средства организации (предприятия)
Оборотные производственные средства: понятие, состав, структура и назначение, классификация. Оборотные производственные фонды и фонды обращения: сущность, состав и структура. Кругооборот оборотных средств: понятие, стадии.
Источники формирования оборотных средств. Определение потребности в оборотных средствах.
Показатели эффективности использования оборотных средств. Факторы, влияющие на эффективность использования оборотных средств. Пути повышения эффективности использования оборотных средств.
Важнейшим производственным фактором наряду с долгосрочными активами являются оборотные средства, характерной особенностью которых средств является высокая скорость их оборота. Функциональная роль оборотных средств в процессе производства отличается от основных средств. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства. Вещественным содержанием оборотных средств являются предметы труда, а также средства труда сроком службы не более 12 мес.
Оборотные средства (ОС) предприятия представляют собой совокупность денежных средств, вложенных в оборотные производственные фонды (ОБПФ) и фонды обращения (ФО):
.
Оборотные производственные средства – это предметы труда, используемые в одном производственном цикле, изменяющие свою натурально-вещественную форму и полностью переносящие свою стоимость на выпускаемую продукцию.
Средства обращения – это часть имущества предприятия, предназначенного для реализации или находящегося в сфере обращения.
Оборотные средства находятся в постоянном движении, их кругооборот охватывает три стадии: заготовительную, производственную и сбытовую. Время, в течение которого оборотные средства проходят все стадии кругооборота, составляет период оборота оборотных средств.
Высвобождение оборотных средств: может быть абсолютным и относительным.
Абсолютное возникает, когда фактическая потребность в оборотных средствах меньше плановой. Относительное высвобождение оборотных средств – характеризуется уменьшением их фактической стоимости в данном периоде по сравнению с достигнутой оборачиваемостью за плановый период или фактически за прошлые годы. Происходит в тех случаях, когда оборачиваемость оборотных средств ускоряется с ростом объема производства в организации.
Рыночное саморегулирование.
Данный метод регулирования оплаты труда предполагает функционирование механизма рыночной самонастройки, базирующейся на соотношении спроса и предложения на рынке труда. Рынок труда – общественно – экономическая форма движения рабочей силы, соответствующая товарной экономике.
Схема взаимосвязи различных видов себестоимости
Полная себестоимость | |||
Производственная себестоимость | Коммерческие расходы | ||
Цеховая себестоимость | Общехозяйственные расходы (общезаводские, накладные) | ||
Технологическая | Общепроизводственные (РСЭО, общецеховые) | ||
Рисунок 1- Состав и структура цены
Каждый последующий элемент в составе цены определяется в строгой последовательности и в % к предыдущей базе.
Агрегатный метод
Применяется для расчета цены изделий, состоящих из унифицированных узлов и деталей. Цена определяется как сумма цен конструктивных элементов с добавлением затрат по сборке изделия:
,
где: -цена конструктивного элемента, руб.
-затраты на сборку изделия, руб.
Метод структурной аналогии.
Применяется в производстве с широкой номенклатурой однотипных изделий. Цена устанавливается по аналогу.
,
где: Со– абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия, руб;
Доа – доля основного вида затрат в цене изделия аналога, о.е.
Параметрические методы ценообразования.
Параметрический ряд представляет собой группу изделий, однородных по конструкции и технологии изготовления, имеют одинаковое или сходное функциональное назначение и различаются количеством потребительских свойств.
Метод удельной цены.
Применяется для определения цены товара, полно характеризующегося одним параметром качества (производительность, мощность и т.д.). Вначале определяется удельная цена единицы основного параметра качества:
,
где: Цо – удельная цена единицы основного параметра, руб./единица физической величины;
Цпр – цена изделия, принятого в качестве изделия-представителя, руб.;
ПАР – значение основного параметра в соответствующих единицах измерения.
Затем рассчитывается цена нового изделия:
,
где: ПАРн – значение основного параметра нового изделия.
Балловый метод.
Заключается в установлении экспертных оценок параметров качества изделия, если они не поддаются количественному соизмерению (эстетические свойства, дизайн, экономичность и.др.). Для расчета цены выбирается базовое изделие и несколько оцениваемых параметров качества.
где: Цб – цена базового изделия, руб.;
Бнi, Ббi – бальная оценка i –го качественного параметра нового и базового изделия;
Квi - коэффициент весомости i-го параметра, о.е.
Прибыль и рентабельность
Понятие и структурные элементы финансового результата. Взаимосвязь элементов финансового результата.
Понятие и классификация доходов организации (предприятия).
Характеристика и роль прибыли в деятельности организации (предприятия). Классификация прибыли организации (предприятия).
Порядок формирования, распределения и использования прибыли. Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли.
Понятие рентабельности. Виды рентабельности и методика ее определения. Пути увеличения прибыли и рентабельности.
Под доходами организации (предприятия) понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации.
Не являются доходом организации: займы, кредиты, залог, авансы в счет оплаты продукции, суммы налогов по обязательным платежам (НДС, акцизы), вклады (паи) собственников имущества.
Основным доходом организации является доход от видов деятельности (производственной и прочей текущей, инвестиционной, финансовой и иной).
Стоимость готовой продукции, являющейся результатом производственной деятельности предприятия, включает стоимость прошлого овеществленного и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость, которая состоит из 2-х частей. Первая представляет собой заработную плату участвующих в процессе производства и реализации продукции, а вторая отражает чистый доход, который образуется только в результате продажи произведенной продукции и характеризующий ее полезность. Полученная при продаже денежная выручка или валовый доход определяется путем умножения цены на соответствующее количество реализованной продукции. Каждое проданное изделие прибавляет ровно одну свою цену к выручке, образуя предельный доход.
Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку (валовый доход) без учета косвенных налогов с затратами на производство и реализацию продукции.Если выручка превышает себестоимость реализованной продукции, финансовый результат свидетельствует о полученииваловой прибыли.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, создаваемый в процессе предпринимательской деятельности. Существует множество представлений о сути прибыли. В применении к малому бизнесу она выступает как плата предпринимателю за компетентное управление деятельностью предприятием и риск. Способность предпринимателя выявлять никем не замеченные возможности в сфере отношений между товаром, покупателем и технологией определяет результат его деятельности, а прибыль является наградой за успех или наказанием за неоправданный риск. В случае успеха превышение цены над издержками есть компенсация предпринимателю за его квалификацию и прозорливость. А величина этого превышения зависит от того, захочет покупатель или нет платить высокую цену, определяя полезность товара, его соответствие своему статусу, удобство и экономию времени при приобретении товара. Такое понимание прибыли дают компенсаторные и функциональные теории прибыли.
Теории монопольной прибыли утверждают, что прибыль – это результат конкурентных преимуществ предприятия. Монопольные цены возникают при слабой конкуренции. Монопольная прибыль объясняется преимущественной позицией одного предприятия над другими.
Преимущественную позицию на рынке, как правило, имеют предприятия, осуществляющие инновационную деятельность. Новые методы организации производства обуславливают снижение издержек, а новые технологии в управлении им - оперативную экономику. Такое понимание прибыли дают технологические и инновационные теории прибыли.
Ни одна из теорий не противоречит другой, а только дополняет ее.
Значение прибыли определяется выполняемыми ею функциями:
1. Прибыль является одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственных и местных бюджетов.
2. Результирующую – прибыль выступает измерителем результатов деятельности предприятия.
3. Стимулирующую – прибыль является источником удовлетворения интересов членов трудового коллектива, собственника и государства.
4. Финансирующую – часть полученной прибыли является источником самофинансирования предприятия, источником финансирования инвестиционных проектов и инновационной деятельности
На практике в зависимости от метода исчисления формируются следующие виды прибыли: экономическая, бухгалтерская, прибыль от реализации, валовая, прибыль от текущей, инвестиционной, финансовой и иных видов деятельности, до налогообложения и необлагаемая налогами, чистая, совокупная, номинальная, реальная, минимальная, нормальная, максимальная и т.д.
Экономическая прибыль представляет собой разность между полученной выручкой без учета косвенных налогов (валовым доходом) и экономическими издержками (явными и неявными или издержками упущенных возможностей).
Бухгалтерская прибыль определяется как разность между полученной выручкой без учета косвенных налогов (валовым доходом) и бухгалтерскими (явными) издержками.
Прибыль валовая определяется как разность между полученной выручкой без учета косвенных налогов (валовым доходом) и себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль от реализации рассчитывается за вычетом управленческих расходов и расходов на реализацию из валовой прибыли предприятия.
Прибыль от прочей текущей деятельности определяется как прибыль от реализации с учетом разницы между доходами и расходами от прочей текущей деятельности.
Прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности определяется как разница между доходами и расходами по данным видам деятельности.
Прибыль до налогообложения формируется как сумма прибыли от видов деятельности (производственной, прочей текущей, инвестиционной, финансовой и иной).
Чистая прибыль остается после удержания из прибыли до налогообложения налога на прибыль (ставка налога 18%) и прочих налогов из прибыли (дохода) и формируется с учетом изменения отложенных налоговых активов и обязательств.
Окончательным результатом экономической деятельности предприятия является прибыль совокупная, учитывающая помимо чистой прибыли результаты переоценки долгосрочных активов и результаты прочих операций, не включенных в чистую прибыль.
Номинальная прибыль характеризует фактически полученный размер прибыли и соответствует величине чистой прибыли.
Реальная прибыль – это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции.
Минимальной считается прибыль, обеспечивающая предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, за исследуемый период.
Нормальная прибыль – это минимальный чистый доход, необходимый для удержания предпринимателя в определенной области деятельности.
Ниже приведена схема формирования совокупной прибыли предприятия:
Выручка без учета косвенных налогов – Себестоимость реализованной продукции = Прибыль валовая
–Управленческие расходы – Расходы на реализацию = Прибыль от реализации
+ (Доходы - Расходы) по прочей текущей деятельности = Прибыль от текущей деятельности
+ Прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности как (Доходы-Расходы) по данным видам деятельности = Прибыль до налогообложения
- Налог на прибыль ± Изменение отложенных налоговых активов и обязательств – Налоги прочие из прибыли (дохода) = Прибыль чистая
+ Результат переоценки долгосрочных активов и прочих операций не включенный в чистую прибыль = Прибыль совокупная.
Эта сумма прибыли распределяется в три фонда: фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд, пропорциональное соотношение которых должно обеспечить расширенное воспроизводство. Фонд накопления обеспечивает перспективы развития предприятия и повышение его технического уровня (60%). Фонд потребления удовлетворяет социальные потребности коллектива предприятия и интересы собственника имущества посредством выплаты дивидендов (40%). Резервный фонд создается на случай прекращения деятельности предприятия или покрытия кредиторской задолженности и убытков (10%).
Фонд накопления расходуется на цели:
финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующего производства, строительству новых объектов;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
погашение предоставленных банками кредитов и процентов по ним;
осуществление природоохранных мероприятий;
подготовку и переподготовку кадров;
прирост собственных оборотных средств или возмещение недостатка в них;
строительство и содержание объектов социальной сферы и др..
Фонд потребления расходуется на цели:
выплату премий и вознаграждений по итогам года;
выплату дивидендов по акциям и процентов по облигациям;
выплату авторских вознаграждений и премий изобретателям и рационализаторам;
оплату дополнительных и социальных отпусков;
выплату стипендий студентам, обучающимся по договорам с предприятием;
материальную помощь работникам предприятия и др.
Распределение и использование прибыли имеют особенности для предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования.
Для оценки эффективности работы предприятия такого показателя как абсолютная сумма прибыли недостаточно, поэтому применяют понятие рентабельность - доходность, прибыльность, т.е. относительный показатель эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, отражающий величину прибыли, полученной предприятием на единицу использованных (внеоборотные активы, труд, фонды обращения) или потребленных (оборотные производственные средства) ресурсов.
При расчете рентабельности в любом случае отражается процентное соотношение суммы полученной прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормированные остатки оборотных средств, выручка от реализации продукции, собственный или полный капитал и др.
В зависимости от вида затрат, обуславливающих получение прибыли различают рентабельность: продукции, ОПФ, производства, собственного и полного капитала. продаж и др.
Например:
рентабельность производства
рентабельность продукции
рентабельность продаж
Основные факторы повышения прибыли и рентабельности предприятия:
1. Внешние факторы – государственное регулирование цен на ресурсы и тарифов на услуги и топливно-энергетические ресурсы, процентные ставки банков, система налогообложения, уровень инфляции, конъюнктура рынка, нормы амортизации и др.
2. Внутренние факторы – реализация достижений НТП, уровень технической оснащенности предприятия, ценовая политика предприятия, компетентность топ-менеджмента, уровень организации производства, уровень конкурентоспособности продукции, диверсификация производства и др.
Путями увеличения прибыли и рентабельности являются:
увеличение объемов реализации продукции (работ, услуг);
расширение рынка продаж;
повышение качества продукции (работ, услуг);
снижение себестоимости продукции;
расширение номенклатуры;
постоянное поддержание оборудования в хорошем техническом состоянии путем регулярного и качественного обслуживания и ремонта;
оптимизация режимов работы и загрузки оборудования;
совершенствование нормирования,
обеспечения нужной квалификации персонала и др.
Классификация инноваций
Признак классификации | Вид инновации | Характеристика |
Структура участников инновационного процесса | - внутриорганизационные ; - простые межорганизационные; - комплексные межорганизационные | - реализуются собственными силами организации; - взаимодействие заказчика инновационной разработки и ее исполнителя; - совместное участие нескольких организаций, специализирующихся на выполнении разных стадий инновационного процесса, взаимодействующих на кооперационной основе |
По типу новшества | - внешние (продуктовые); - внутренние | - новые виды продукции и новые виды оказываемых услуг; - реализуются в самой организации |
По области реализации | - производственные (технологические, продуктовые); - управленческие (процессные): мотивационные; менеджерские; маркетинговые. - информационные; - социальные; - комплексные | - новые виды оборудования, сырья, материалов; - новые формы материального стимулирования труда, коммуникаций, обучения персонала, новые критерии применения поощрения и взысканий; - новые технологии и техника управления, новые формы организационных структур управления; - новые каналы товародвижения, рекламные инновации, новые методы ценовой политики; - новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия управленческого решения качественно нового уровня; - изменение условий труда, быта, отдыха, эргономики, экологии; - единство нескольких видов изменений |
По уровню новизны - для рынка - изготовленные на основе | - новые в мире; - новые в стране; - новые для данного предприятия; - высоких технологий; - продвинутых технологий; - технологий среднего уровня; - технологий низкого уровня | |
По степени влияния на НТП | - базисные; - улучшающие; - псевдоинновации | - реализуют открытия и крупные изобретения, формируют новые поколения и направления развития техники; - незначительные изобретения, которые поддерживают стабильность экономического развития; - частичное улучшение техники и технологии, приводящие к «косметическому» улучшению продукции, которая выпускается продолжительное время |
По месту Использования | - в производственной сфере; - в непроизводственной сфере | - в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве; - образование, наука, культура, спорт |
По масштабам применения | - единичные; - массовые | Определяются по количеству и величине экономического эффекта |
В зависимости от этапа инновационного процесса | - ноу-хау; - патент; - комплекс документации; - новый продукт | Этап инновационного процесса:«Идея» «НИР» «ОКР» «Опытное производство» |
Согласно различным определениям, жизненный цикл инновации может состоять из различных взаимосвязанных этапов инновационного процесса, обеспечивающих его эффективность, представленный на рисунке 10.1.
Рисунок 10.1 Этапы инновационного процесса
На стадии проведения научно-исследовательских работ (НИР) исследуются возможности реализации возникшей идеи, разрабатываются подходы и дается оценка возможности создания нового продукта (технологии). Если получены положительные результаты, то на их основе осуществляются опытно-конструкторские работы (ОКР) – разрабатывается конструкторская документация и создается опытный образец, который проходит опытные испытания (опытное производство).
Если испытания прошли успешно, начинается производство новой продукции. Особое значение имеет этап освоения, когда необходимо адаптировать производственный процесс к новым требованиям (освоить новое оборудование, овладеть новой технологией и т.д.). Эффективность производства новой продукции во многом определяется эффективностью процесса освоения.
Комплексность инновационных изменений в форме взаимосвязи инноваций различного вида называется «Кругом инноваций».
Динамика инноваций носит цикличный характер, который связан с волнообразной формой НТП и жизненным циклом товара, т.е. чередованием этапов (стадий), проходимых товаром от «рождения» до «смерти».
1 стадия – выведение на рынок – распространение товара и поступление его на рынок. Цель – создать рынок для нового товара. Поскольку производителей немного и издержки высоки, цены могут быть высокими, а качество - не очень.
2 стадия – рост продаж – период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибыли. Цель – расширить сбыт и по возможности модифицировать товар. Цены снижаются по мере роста объема продаж, прибыли высоки (рост сбыта при одновременном снижении издержек производства).на этой стадии повышается качество новинки.
3 стадия – стадия зрелости и насыщения – самый длительный. Конкуренция достигает максимума и постепенно снижаются прибыли. Качество товара достигает самого высокого уровня, обуславливающего массовое потребление.
4 стадия – спад и завершение – вначале медленное, а затем резкое падение сбытат сбыта при одновременном снидродаж, прибыли высоки (рост сбыта при одновременном снидении е очень.
ак и увеличения объема про и снижение прибыли. Стадия снижения продаж свидетельствует о том, что с точки зрения потребителя товар устарел.
Инновацияпредставляет собой целенаправленный комплексный переход предприятия как экономической системы в качественно новое состояние, т.е. приобретение предприятием качественно новых свойств в процессеинновационной деятельности.
Инновационная деятельность (ИД) – это деятельность по преобразованию новшества в инновацию, т.е деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества продукции, совершенствования технологии ее изготовления и управления производством. Результатом ИД является интеллектуальный продукт. Право автора на него является интеллектуальной собственностью.
Инновационная деятельность может включать в себя следующие виды деятельности:
выполнение научно-исследовательских работ, необходимых для преобразования новшества в инновацию;
разработку новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, создание новых услуг, новых организационно-технических решений;
выполнение работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии, подготовке применения новых организационно-технических решений;
производство новой или усовершенствованной продукции, производство продукции на основе новой или усовершенствованной технологии;
введение в гражданский оборот или использование для собственных нужд новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новых услуг, новых организационно-технических решений;
иную деятельность, направленную на преобразование новшества в инновацию.
Принципиальное отличие ИД от текущего производства заключается в том, что оценка текущего состояния предприятия строится на основе прошлого опыта, в то время как анализ ИД строится на основе методов прогнозирования, регрессионного анализа, методов экспертной оценки, имитационного моделирования.
10 июля 2012 г. Президент Республики Беларусь принят Закон Республики Беларусь № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь».Согласно Закону инновационное предпринимательство осуществляется в двух формах: в форме индивидуального предпринимательства и путем создания юридического лица. В случае индивидуального предпринимательства речь идет о физических лицах, занятых предпринимательской деятельностью в научно-технической сфере без образования юридического лица. Субъектами инновационной деятельности в данном случае могут быть изобретатели, конструкторы и другие творческие личности, создавшие инновационный продукт. В качестве индивидуального предпринимателя в инновационной сфере может выступать и лицензиат, т.е. физическое лицо, получившее право использования объекта промышленной собственности.
Ведущими субъектами инновационной деятельности являются юридические лица. К ним независимо от форм собственности относятся научно-исследовательские и конструкторские бюро, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. Организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть хозяйственные товарищества и общества, государственные и коммунальные унитарные предприятия, учреждения, среди которых особо выделяются по предмету инновационной деятельности научные организации. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли разработчиков (исполнителей), заказчиков, производителей новых изделий, потребителей инновационной продукции.
Таким образом, к инновационным организациям относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования; проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты; проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров; инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР.
Участие в качестве субъекта в инновационной деятельности не требует приобретения соответствующего статуса. Критерием отнесения того или иного лица к субъектам инновационной деятельности служит сам факт его участия в этой деятельности.
Важнейшим объектом инновационного предпринимательства является интеллектуальная собственность, и в первую очередь промышленная интеллектуальная собственность (открытия, изобретения, рационализаторские предложения, ноу-хау, товарные знаки, новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, и т.д.).
Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной инфраструктуры, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности.
Субъект инновационной инфраструктуры –юридическое лицо, предметом деятельности которого является содействие осуществлению инновационной деятельности и которое зарегистрировано в качестве субъекта инновационной инфраструктуры в порядке, установленном законодательством. Субъектами инновационной инфраструктуры являются:
Бизнес-инкубатор -многофункциональный комплекс, предоставляющий разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления. Другими словами, инкубаторы предназначены для «высиживания» новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг.
Венчурная организация –коммерческая организация, являющаяся субъектом инновационной инфраструктуры, предмет деятельности которой состоит в финансировании инновационной деятельности.
Научно-технологический парк (далее - технопарк) - субъект инновационной инфраструктуры, имеющий среднесписочную численность работников до 100 человек, целью деятельности которого являются содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности.
Центр трансфера технологий –субъект инновационной инфраструктуры, имеющий среднесписочную численность работников до 100 человек, целью деятельности которого является обеспечение трансфера технологий, или имеющий обособленное подразделение с численностью работников не менее семи человек, целью деятельности которого является обеспечение трансфера технологий.
Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения. Основу управления инновационными проектами составляет государственное регулирование инновационной деятельности. Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности – организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Это регулирование осуществляется на базе инновационных прогнозов и стратегий.
Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, органами местного управления и самоуправления областного территориального уровня в пределах их компетенции.
Следующий уровень государственного регулирования инновационной деятельности реализуется в программах технологического развития (ПТР), которые формируются в рамках стратегий развития отраслей народного хозяйства. Основная часть инвестиций в этих программах обеспечивается участвующими в них предприятиями из собственных средств или кредитных источников, а участие государства заключается в основном в координации работ и поддержке тех этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском или по каким-то другим причинам не могут быть реализованы предприятиями.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:
принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности;
подготовки и реализации программ инновационного развития;
организации прогнозирования технологического развития;
осуществления технического нормирования и стандартизации;
в иных формах, предусмотренных законодательством.
Государственное регулирование инновационной деятельности может проявляться и в форме поддержки отдельных инновационных высокоэффективных проектов большой степени коммерциализации. Принципиально важно то, что конкурсная система отбора инновационных проектов для государственной поддержки постоянно совершенствуется.
Акцент делается на повышении удельного веса относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов, которые разрабатываются на условиях паритетного финансирования из бюджета и за счет собственных средств предприятий при наличии гарантированного рыночного спроса на инновационную продукцию проекта.
Инновация – инструмент создания конкурентного преимущества. Чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной деятельности и получения добавочной прибыли.
Классификация инвестиций
Признак | Виды инвестиций | Содержание |
По сроку действия | Долгосрочные (более 1 года) | Вложение капитала на длительный срок с целью получения постоянного дохода в будущем в виде прибыли, дивиденда, процента |
Краткосрочные (до 1 года) | Вложение излишка денежных средств в ценные бумаги (ЦБ): срочные депозиты, краткосрочные государственные облигации (КГО). Эта операция выгодна в период действия высоких процентов | |
По объекту инвестирования | Материальные (реальные) | Капитальные вложения только в производство (ОФ и ОС), его развитие и модернизацию |
Финансовые (номинальные или денежные) | Вложение капитала в: - ЦБ (акции, облигации); - долю в другие предприятия; выдачу кредита за счет собственных средств | |
Нематериальные | Инвестиции в имущественные права и права на интеллектуальную собственность | |
Инновационные | Инвестиции в научно-техническую продукцию | |
По субъекту инвестиционной деятельности | Государственные | Инвестор-государство |
Частные | Инвестором могут быть любые отечественные и иностранные юридические лица и физические лица | |
По месту вложения капитала (региональный признак) | Внутренние | Вложение капитала внутри предприятия, страны |
Внешние (иностранные) | Вложение капитала вне предприятия (страны происхождения). Процесс реализации инвестиций вне страны – вывоз капитала | |
По источнику инвестирования | Внешние | Государственные, заемные |
Внутренние | Привлеченные, собственные | |
По способу вложения | Прямые | Непосредственное вложение капитала в объект путем паевого взноса в уставный фонд, инвестиционного взноса, покупки акций, которое обеспечивает владение предпри< Наши рекомендации
|