Предприятия, учреждения, организации и граждане как субъекты права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды.

Прежнее земельное законодательство признавало только право пользования землей. Это право было единственным юридическим ос­нованием, по которому отдельные учреждения, предприятия, организа­ции и граждане могли вступать в земельные отношения.

В настоящее время в Российской Федерации установлены частная (граждан и юридических лиц), государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности на зем­лю. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только частной, но и общей долевой (с определением долей каждого собствен­ника) и общей совместной (без определения доли) собственности. Для стимулирования рационального использования земли, недопущения ее бесхозяйственного использования, ухудшения ее полезных свойств и качеств положительно решен вопрос о платности предоставления земли всем желающим.

Выбор конкретных форм собственности из числа установленных государством в субъектах РФ осуществляется самими субъектами РФ. Субъекты РФ стремятся организовать ее использование таким обра­зом, чтобы максимально сочетать экономические и экологические интересы общества. Они предоставляют земли в собственность, во владение, пользование и аренду конкретным субъектам, наделяя их соответствующими правами и обязанностями, определяя порядок, ус­ловия и формы использования земли, ее целевое назначение, осуще­ствляя контроль за ее надлежащим использованием.

Право собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды выступает как особый правовой институт экологического права, содержащий систему норм, направленных на обеспечение рациональ­ного использования и охраны земель, и как субъективное право, т.е. совокупность прав и обязанностей конкретных собственников, земле­владельцев, землепользователей и арендаторов.

Субъектами права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды являются граждане, предприятия, органи­зации и учреждения различных форм собственности. В случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ, правовыми актами субъектов федерации, земли могут предоставляться иным гражданам и юридиче­ским лицам.

Основанием возникновения права собственности на землю, пра­ва землевладения и землепользования является фактический состав, в который входят по меньшей мере два юридических факта: приня­тие решения об отводе или предоставлении земельного участка (ког­да первичный собственник, землевладелец или землепользователь ре­шает вопрос о выделении земельного участка за счет своих земель­ных фондов); отвод или предоставление земельного участка в натуре и выдача соответствующего документа, удостоверяющего право соб­ственности, землевладения и землепользования.

Собственники и другие пользователи земли имеют право в установ­ленном порядке использовать для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, песок, гравий, пресные подземные воды, а также лесные угодья и водные объекты. Основным видом землепользования является аренда.

В соответствии с земельным законодательством арендодателями земельных участков являются собственники земли и соответствующие органы исполнительной власти. Аренда земли может быть как крат­косрочной до пяти лет, так и долгосрочной — до 49 лет.

Правовая охрана земель.

Охрана земель включает в себя систему правовых, организацион­ных, экономических и других мероприятий, направленных на предотв­ращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота и их защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель.

Она осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям (экосистемам), с учетом их зональ­ных и региональных особенностей. Она имеет следующие цели: пре­дотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования при­родоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение качества их земель, если это вызвано хо­зяйственной деятельностью других собственников земли, землевла­дельцев, землепользователей, арендаторов независимо от состояния земель и экологической обстановки в целом; обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению; создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечить собственников земли, землевладельцев, землеполь­зователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оп­тимального использования земельных участков.

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности соб­ственников, землевладельцев и землепользователей, в том числе и арендаторов, в сохранении, воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и предусматривает:

а) выделение средств из федерального бюджета республик в со­ставе Российской Федерации и других субъектов Федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компенсацию при снижении доходов в результате консер­вации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

б) освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ;

в) поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяй­ство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодоро­дия почв, продуктивности земель лесного фонда;

г) установление повышенных цен на экологически чистую сель­скохозяйственную продукцию;

д) полную или частичную компенсацию собственникам земель и другим пользователям земель произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв. Она производится из средств федерального бюджета и бюджетов других субъектов Федерации при подтверждении соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству объемов выполненных работ, предусмотренных госу­дарственными комплексными программами повышения плодородия почв и проектами внутрихозяйственного землеустройства в порядке, установленном законодательством РФ и правовыми актами субъектов Федерации.

Наши рекомендации