Понятие, виды, показатели, проблемы и пути повышения рентабельности на промышленных предприятиях Республики Беларусь.

Рентабельность характеризует экономическую эффек­тивность деятельности предприятия. Рентабельность -это относительная величина, в числителе которой представлена прибыль, а в знаменателе - затраты. Рентабельность, как правило, оценивается в процентах. Модель вычисления уровня рентабельности выглядит следу­ющим образом:

Рентабельность (прибыльность), % = Прибыль/ Затраты * 100.

Существует несколько видов прибыли, а также существует много видов затрат, то количественная характеристика рентабельности также нуждается в классификации.

Исходя из понимания видов прибыли, можно представить следующие виды рентабель­ности: -рентабельность (прибыльность) продукции, работ, услуг; -рентабельность имущества, переданного третьим лицам с целью получения дохода.

Исходя из понимания видов затрат, можно представить следующие виды рентабельности: -рентабельность (прибыльность) продукции (текущих затрат), т.е. отношение прибыли к себестоимости продукции, работ, услуг; -рентабельность капитальных затрат.

По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, а именно: 1) по времени - рентабельность прод за год, квартал, месяц; 2) по месту - рентабельность предпр, корпорации, производ­ства, цеха, торгового подразделения и т.д.; 3) по степени детализации производственной программы — рентабель­ность единицы продукции или всего объема производства, рентабельность по одному виду деятельности; 4) по степени детализации доходов с капитала — рентабельность аренды, лизинга, вложений в производственные предприятия или в финансовые учреждения; рентабельность долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений и др.

Показатели рентабельности(Р= рентабельность)

Р продукции предпр = (Приб от реализ прод/ себест прод) * 100

Прибыльность прод предпр = (Приб от реализ прод/Выручка от реализ прод)*100

Прибыльность продаж чистая = (Чистая приб/доходы предпр)*100

Р продаж = (Балансовая приб/издержки предпр)*100

Р доходов с аренды = (Валавая приб от аренды/стоим имущества передан в аренду)*100

Р активов чистая= (Чистая приб/Активы)*100

Р обор средств = (Баланс приб/Оборот средств)*100

Р собств кап = (Чист приб/Собств капит)*100

Путями повышения рентабельности продукции может послужить: совершенствование технологии производства; улучшение организации производства; поиск резервов снижения себестоимости продукции; более эффективно использовать имущество предприятия.

Менеджмент

Содержание и характерные черты менеджмента.

Содержание менеджмента.

Менеджмент можно рассматривать как науку, практику и искусство:

Как наука управления – возникла на базе практической деятельности по управлению организациями и имеет свой предмет изучения, принципы, функции, методы, свои специфические проблемы и подходы к их решению;

Как практика управления – эмпирические навыки предыдущих поколений менеджеров и опыт, приобретенный в результате управленческой деятельности;

Как искусство управления – сфера деятельности, требующая высокой степени умения и мастерства.

Менеджмент можно рассматривать как функцию и как институт:

Как функция в самом широком смысле охватывает все задачи в следующих сферах управления фирмой: планирование, организация, управление, контроль;

Как институт управления охватывает всех должностных лиц предприятия, имеющих право принимать решения и давать распоряжения

Менеджмент включает три уровня управления: высший (президенты, ген.директора, управляющие); средний (директора филиалов, начальники цехов, отделов); низовой (начальники участков, прорабы, бригадиры, мастера)

Характерные черты менеджмента

Характерные для управления черты включают экономический, социально-психологический, правовой, организационно-технический аспекты.

Экономический аспект - координация материальных и трудовых ресурсов

Социально - психологический аспект характеризует деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы.

Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов.

Организационно - технический аспект включает оценку ситуации ,отбор целей и задач, упорядочение ресурсов, рациональное проектирование, мотивацию и вознаграждение и т.д.


Наши рекомендации