Тема 6. калькулирование себестоимости по системе

«СТАНДАРТ-КОСТ»

Система «Стандарт-кост» представляет собой средство управления прямыми затратами, в отличие от системы «Директ-кост», которая эффективно регулирует периодические (в основном косвенные) затраты. Используется несколько вариантов этой системы. При одном варианте затраты собираются на дебете счета «Производство» и оцениваются по стандартной стоимости, готовая продукция списывается с кредита этого счета также по стандартной себестоимости, незавершенное производство оценивается по стандартной стоимости. Этот вариант и предлагается к рассмотрению в данном практическом пособии. Сущность второго варианта заключается в том, что затраты, обобщенные на дебете счета «Производство», оцениваются по фактической себестоимости, а с кредита счета списывается готовая продукция по стандартной стоимости. Незавершенное производство оценивают по стандартной стоимости с учетом отклонений от фактических затрат в ту или иную сторону.

Схемы вариантов системы представлены на схеме №1.

Схема вариантов системы учета с применением норм – стандартов.

Вариант №1

Производство   Готовая продукция   Реализация
тема 6. калькулирование себестоимости по системе - student2.ru тема 6. калькулирование себестоимости по системе - student2.ru Н Н   Н Н   Н + - Рын. цена
·            
С-до – Н           откло нения  

Вариант №2

тема 6. калькулирование себестоимости по системе - student2.ru Производство сч. 40 Гот. продукция   Продажа
тема 6. калькулирование себестоимости по системе - student2.ru тема 6. калькулирование себестоимости по системе - student2.ru тема 6. калькулирование себестоимости по системе - student2.ru Ф Ф   Н Н   Н + - Рын. цена
             
С-до – Ф           откло нения  

Отклонения фактических затрат от стандартных американские фирмы обычно не относят на себестоимость, а списывают на счет «Продажи».

Система «Стандарт-кост» в отличие от других нормативных систем учета затрат, имеет свои характерные особенности. Во-первых, основой выявления отклонений от стандартов в процессе расходования средств являются бухгалтерские записи на специальных счетах учета, но не их документирование. Перед менеджерами ставится задача не допускать отклонений. Во-вторых, не все компании отражают в бухгалтерском учете выявленные отклонения, а лишь те из них, которые используют текущие стандарты. Третьей особенностью в части отражения отклонений от стандартов является выделение специальных синтетических счетов для учета отклонений – как по статьям калькуляции, так и по факторам отклонений.

Данные особенности системы «Стандарт-костинг» означают, что в целях управления затратами всегда рассматривается, насколько существенны эти отклонения, при решении каких проблем они могут быть использованы; важность выявленных отклонений в анализе затрат на производство.

Задача 1: Синтетический учет затрат нa производство в системе "Стандарт-кост".

Цель задачи: Усвоение порядка отражения на счетах операций по учету затрат на производство при использовании системы «Стандарт-костинг».

Компания изготавливает радиоантенны, реализует их через каталоги и оптом для машиностроительных компаний и владельцев машин. Изготавливают 2 модели: F - 100 и S - 100. Компания пользуется следующими стандартами в расчете на 1 антенну (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Наименование услуг Модель p/антенн
F - 100 S- 100
1. Материалы: Хромированные трубы, руб. Кабель и штыковой контакт Выдвижное устройство Итого 8,25 7,20 4,42 19,87 7,5 7,20 5,62 20,32
2. Затраты прямого труда (6 pуб. за 1 час) 9,0 9,0
3. Общехозяйственные расходы (125 % прямого труда)    
4. Общая стоимость 1 антенны 40,12 40,57

Таблица 6.2

Журнал хозяйственных операций

           
№ опер. Содержание операции Сумма, руб. Кор. сч. * сч. № вар.
Дт Кт
1. Закуплены материалы для № шт. антенн F-100 и № шт. S- 100 -по цене на 10 % больше плановой Расчет: § F-100 = § S-100 =      
2. В производство были отпущены материалы для ____шт. антенн F-100 и ____ шт. S- 100 § F-100 = § S-100 =      
3. Для исправления брака при производстве дополнительно со склада были выданы § № шт. трубок F-100 = ____руб. § № шт. трубок S- 100 = ___ руб. § № шт. кабеля F-100 = ____ руб. § № шт. выдвижных устройств F- 100 = ___ руб. § № шт. выдвижных устройств S – 100 = ___ руб. Итого для F - 100 = Итого для S - 100 = Примечание: первоначальные запчасти были выброшены, т. к. не имели какой-либо значительной стоимости лома.              
4. Фактические затраты труда (прямого) за месяц составили руб. (отчисления на з/плату не учитывать)      
5. Фактические затраты косвенного труда ____ руб. (отчисления на з/плату не учитывать)      
6. Выплаченная з/плата ____ руб.      
7. Фактические общехозяйственные расходы производства (кроме косвенного труда) составили в общей сумме ____ руб.      
8. Коммерческие расходы за месяц составили      
9. Ведомости нормативной стоимости за месяц показали следующие нормативные издержки по антеннам изготовленным за месяц: а) прямого труда: расчет ____ руб. б) общехозяйственные расходы: расчет _____ руб.        
10. За месяц N штук антенн F - 100 и N штук антенн S - 100 были доставлены на склад готовой продукции. Производство некоторых антенн началось в прошлом месяце. Начальное сальдо по счету 20 = 21300 руб. Расчет: § F - 100 = § S - 100 =      
11. Объем реализации составил N штук антенн F – 100 при цене за 1 штуку – 64,5 руб. и N штук S - 100 при цене за 1 штуку 66 руб. Расчет: § F - 100 = § S - 100 =      
12. Выявлен финансовый результат: § 12.1 § 12.2 § 12.3 § 12.4 § 12.5        
             


Требуется ответить на вопросы:

1. возможно ли применение в системе «Стандарт-костинг» элементов «Директ-костинг».

2. Можно ли контролировать косвенные расходы в системе «Стандарт-костинг» также эффективно как и прямые затраты? Способ контроля?

3. Можно ли насчитать показатель «маржинальный доход» в системе «Стандарт-костинг».

ТЕМА 7. ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Управленческая деятельность предприятия предполагает решения по многочисленным проблемам, которые возникают в процессе его предпринимательской деятельности. В круг таких проблем входят: управленческие запасы, объем производства и продаж, ассортимент выпускаемой продукции и освоение новой, капитальные вложения.

Контроль за фактической величиной материальных запасов и соответствия оптимальному размеру проводится разными методами в зависимости от хозяйственных ситуаций.

С целью контроля за ритмичностью работы предприятия и обеспечения его необходимым размером наличных денежных средств используется метод бюджетирования. Одним из факторов, влияющих на финансовые результаты предприятия, является цена. Различают следующие виды цен: официальные, регулируемые, договорные. Каждый вид цен имеет свою сферу влияния и свой подход к установлению величины. Однако существует определенная связь между изменением цен, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат и объема производства.

Важнейшей частью производственно-хозяйственной деятельности предприятия является сохранение и развитие своего экономического потенциала.

Управление предпринимательской деятельностью в этом плане основывается на анализе информации, которую обеспечивает система дифференцированного управленческого учета издержек и поступлений. Диффункционированные издержки и доходы зависят от условий, в которых будет происходить инвестиционная деятельность, и периода отдачи вложений. Дифференцированные издержки не отражаются системно в управленческом учете, их состав подбирается для решения каждой проблемы в отдельности. Особое внимание в дифференционной системе учета уделяют вмененным издержкам по капитальным вложениям.

Решения по инвестициям зависят от соотношения доходов и затрат. Однако эти два типа величин возникают в различные периоды времени и относительно этого не эквивалентны. Основными направлениями снижения себестоимости продуктов являются:

1. Снижение прямых затрат. Каждый выпускаемый или планируемый к выпуску продукт (услуга) анализируется с точки зрения его общей стоимости и конкурентоспособности;

2. Снижение косвенных затрат. Анализ производят с точки зрения использования производственной мощности и анализа нормативов для отделов и служб.

1. Ценообразование и востребовательность услуг.

Вопросы ценообразования и востребовательности услуг взаимосвязаны. Необоснованное завышение цен на оказываемые услуги неизбежно ведет к оттоку потребителей, недоиспользованию имеющихся производственных мощностей, а следовательно к убыткам организации. Гибкое ценообразование, предоставление потребителям услуг системы скидок и льгот, напротив, повышают спрос на услуги, и в конечном итоге финансовые результаты организации. В условиях существующей конкуренции на рынке услуг эти проблемы стоят перед всеми организациями, оказывающими платные услуги.

Задание 1. Определите подходы к решению этих проблем на примере стоматологической фирмы. Проанализируйте, выгодно ли фирме снизить цену на хирургические услуги – на 5%, терапевтические услуги - на 10%, ортопедические услуги – на 15%.

Исходные данные:

1. Показатель эластичности спроса (Е) на терапевтические слуги – 1,5; хирургические услуги составит - 1,5; на ортопедические услуги – 1,2. (Эластичность спроса вырастает в зависимость между ценой и спросом на эту услугу).

2. Данные для расчета удельного материального дохода с каждого вида услуг представлены в таблице:

Таблица 7.1

Показатели Виды стоматологических услуг
Хирургич. Терапевтич. Ортопедич.
Цена одной услуги 61,95 98,93 1239,64
Удельные переменные затраты 18,99 34,43 703,84
Удельный маржинальный доход (рассчитать)      
Количество предоставляемых услуг (чел.)

3. Постоянные затраты за месяц = 77436 руб.

Пример решения:

1. Определим как изменится количество потенциальных пациентов (клиентов) при снижении цен на хирургические услуги на 5%.

Фактическая средняя цена одной услуги Цхар. – 61,95 (табл. 7.1). Зависимость между снижением цены и увеличением спроса определяется формулой:

тема 6. калькулирование себестоимости по системе - student2.ru

где: Х – изменение спроса на услугу, %;

Ц – первоначальная цена услуги, руб.;

ΔЦ – снижение цены на услугу, руб.;

Е – коэффициент эластичности спроса.

Снижение цены на услугу ΔЦ = 61,95 руб. х 5% = 3,1 руб. или Цхир. – Цхир. сниж.= 61,95 руб. – 58,85 руб. = 3,1 руб.

При показателе эластичности спроса на хирургические услуги = 1,5 имеем:

Х = (3,1 х 1,5 х100) : 61,95 = 7,5%.

Вывод: это означает, что снижение цены на хирургические услуги на 5% приведет к тому, что количество пациентов, обратившихся в клинику за этими услугами, возрастет на 7,5% и составит 948 чел. (882 чел х 1,075). В этом случае ожидаемая выручка составит:

58,85 руб. х 948 чел. = 55790 руб., что на 1146 руб. больше чем до понижения цен.

Решение задачи представить в таблице 7.2.

Таблица 7.2

Расчет операционной прибыли стоматологической фирмы

Показатели Виды стоматологических услуг Всего
Хирургич. Терапевтич. Ортопедич.
1. Цена 1 услуги после снижения, руб. 58,85     -
2. Удельные переменные затраты, руб. 18,99     -
3. Удельный маржинальный доход, руб. 39,86     -
4. Количество предоставляемых услуг, ед.     -
5. Совокупный маржинальный доход (стр.3 х стр.4), руб. 37787,28     -
6. Постоянные затраты, руб. - - -
7. Операционная прибыль, руб.        

Задание 2. Оценка воздействия изменения выручки от реализации услуг на прибыль.

В управленческом учете существует метод оценки воздействия изменения выручки от реализации услуг на прибыль – с помощью показателя эффекта производственного рычага (Эпр.р.). Он рассчитывается по одной из формул:

тема 6. калькулирование себестоимости по системе - student2.ru (1)

или

тема 6. калькулирование себестоимости по системе - student2.ru (2)

или

тема 6. калькулирование себестоимости по системе - student2.ru (3).

Используя данные задания 1, таблицы 2 рассчитайте по формуле (3) эффект производственного рычага.

1. тема 6. калькулирование себестоимости по системе - student2.ru

Сделайте вывод при следующих допущениях:

2. Предположим, что цены на все виды стоматологических услуг снижены на 10%. При неизменности количества услуг выручка и прибыль также уменьшится. Рассчитайте какова будет операционная прибыль фирмы.

3. Допустим, что администрация фирмы планирует прибыль следующего квартала в размере 48000 руб. Определим, на сколько процентов клиника может снизить выручку от реализации услуг, а следовательно, и цены на стоматологические услуги (при условии неизменности оказываемых услуг), при эффекте производственного рычага, равном 2,4.

Наши рекомендации