Развитие социологии труда в 20-80е года

В 40-80 гг. XIX в., когда на интеллектуальном горизонте России доминировала эта школа, в центре общественного внимания находился вопрос о русской общине. Данный период считался зарождением аграрной социологии - одной из ветвей социологии труда.

Индустриальная социология зародилась позже аграрной, в конце XIX в., когда падение крепостного права в 1861 г. дало мощный толчок экономическим процессам и промышленной революции. Появляются фундаментальные труды о социальном положении рабочего класса в России, предпринимаются попытки провести массовые обследования предприятий.

Второй этап - самый непродолжительный - ограничен 20-ми годами XX в. и характеризуется расцветом советской психотехники и социальной инженерии. Это время доминирования прикладных исследований в области менеджмента и научной организации труда (НОТ), которые проводились в ряде крупных институтов Петербурга, Москвы, Казани, Харькова и Таганрога.

Третий этап начался в конце 50-х - начале 60-х годов фактически с нуля. Преемственность поколений была нарушена. В теоретической сфере восторжествовали принципы утопического социализма.

В 90-е годы социология труда вступила в новый период своего развития. Каким он будет, покажет время. Сейчас можно очертить лишь общие контуры и тенденции будущего состояния социологии труда и производства в нашей стране.

XIX в. оставался в России по преимуществу веком крестьянской общины, а не промышленного труда. В этот период не появилось ни одного сколь-нибудь оригинального учения о капитализме или научной теории промышленного труда, учитывающих российскую специфику.

Для отечественной социологии труда послеоктябрьского периода характерна ориентация, с одной стороны, на разработку общетеоретических вопросов социализма, а с другой - на практические рекомендации по совершенствованию организации труда. Известно, что в 20-е годы проблемами научного изучения и практической организации труда в нашей стране занимались более десяти научно-исследовательских институтов. Кроме того, на предприятиях и в трудовых организациях существовали сотни и тысячи первичных ячеек НОТ.

Главный вопрос стоял о характере производственных отношений в новых условиях, о новом взгляде на человека и его потребности. Специалисты по экономике и социологии труда высказывали иногда прямо противоположные позиции. Одни считали, что рыночный механизм не совместим с социализмом, другие - настаивали на его необходимости, третьи полагали, что товарное производство допустимо, но в ограниченных рамках. Например, А. Ф. Журавский, один из основоположников советскогоНОТа, был убежден, что рабочая сила является товаром.

Заметную роль в этой области знания сыграли работы А. К. Гастева - революционера, писателя, создавшего в 1921 году Центральный институт труда (ЦИТ). В центре внимания Гастева были конкретные вопросы организации и культуры труда, прикладная социология и социальная инженерия. Он провозглашал наступление новой эпохи, где нет места трудовой расхлябанности, лени и культурной отсталости. В социальной области должна наступить эпоха точных формул, измерений и чертежей. Наука организации труда, по мнению Гастева, должна создаваться на стыке социальных и естественных наук, заимствуя у последних экспериментальные методы и математику.

В своей работе “Установка производства методом ЦИТ” (1927) он выдвинул задачу НОТ - превратить современное предприятие в огромную социальную лабораторию. Научный эксперимент и техническая рационализация выступают логическим завершением перестройки самого производства. Организуя труд по-новому, рационализируя технологические процессы и освобождая квалифицированных рабочих от вспомогательных операций, можно заметно повысить производительность труда и заработную плату работников. Таково было ядро его программы нововведений.

Как раз в тоже самое время в США отмечался поворот социологии в сторону математизации социального знания, создание количественной методологии. По существу, Гастев выступил с программой переустройства социальных наук, аналогичной программе О. Конта, но пошел дальше и на деле организовал вариант “контовского переворота” в науке о труде. Он создал мощный прикладной институт, подготовивший более 500 тысяч квалифицированных рабочих, разработал множество методик обучения, внедрял новую систему управления на многих предприятиях.

В результате этого с середины 30-х до начала 60-х годов в СССР образовался разрыв поколений, социология труда практически не развивалась, она была объявлена буржуазной, псевдонаукой, с вытекающими отсюда последствиями. По стране прокатилась волна политических репрессий. Известно, что Гастев был репрессирован в те же самые годы, а его детище ЦИТ было превращено в рядовой отраслевой институт авиационной промышленности. Перестали финансироваться социологические исследования, были запрещены большинство журналов, связанных с социальной инженерией, психологией.

В США же в эти годы было создано огромное количество социологических концепций, в том числе и в области социологии труда. Ленин ставил победу социализма в зависимость от успехов внедрения системы управления. Гастев правильно понял данные указания. Однако на смену ленинскому нэпу пришла сталинская индустриализация - форсированное развитие промышленности. Наука управления и ЦИТ не нужны были там, где дело решали приказ и жесткая дисциплина, а так же идеологические методы управления.

Вопрос о социологии как самостоятельной дисциплине начинает открыто обсуждаться в конце 50-х - начале 60-х годов. В социологию устремилось большое число философов, историков и экономистов, склонных к творческому мышлению и конкретному анализу социальных проблем общества. Вплоть до 1974 г., когда был учрежден первый специализированный журнал “Социологические исследования”, статьи по социологии и социологии труда публиковались в философских и экономических журналах. В это время активизируются международные контакты. В СССР приезжают Р. Арон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Боттомор и другие, а США посетили российские ученые. Это сказалось на повышении научного уровня социологии. Среди наиболее сильных впечатлений, отмеченных Р. Парсонсом, - высокоинтеллектуальная атмосфера философских дискуссий о социологии и чрезмерное влияние политической партии на развитие науки.

Уже в 60-е годы широко развернулись конкретные исследования социальных проблем труда в Ленинграде, Свердловске, Горьком, Перми, Львове, Уфе, Харькове. К середине 60-х социологические исследования в промышленности достигли определенного уровня зрелости отличались широтой охвата социальных процессов. Благодаря проведенным исследованиям, во-первых, определился круг социальных процессов, которые поддаются регулированию и управлению, во-вторых, были разработаны конкретные методики, позволившие количественно измерить данные процессы и выразить их в соответствующих показателях. В итоге возникли научные предпосылки для практического решения социальных проблем труда, создания социологических и психологических служб на предприятиях. Эти службы были сформированы практически на всех крупных предприятиях и приняли на себя, вместе с представителями академической (вузовской) науки, основную нагрузку по разработке планов социального развития, по исследованию социальных проблем труда. Формируется так называемая “заводская социология”.

Воспитание нового человека и плановая экономика всегда считались основной сферой заботы компартии. Трудовой коллектив стал первичной ячейкой воспитания нового типа работника и нового коммунистического отношения к труду. Социологи труда выполняли связующую функцию соединительного звена между философами, занимавшимися идеологическими вопросами и разработкой макросоциальной модели общества, и экономистами, решавшими конкретные вопросы и проблемы производства. Зажатые между двумя полюсами - идеальными представлениями о социализме (философов) и реальными проблемами производства (экономисты) - социологи труда должны были выполнять двойную роль: партия призывала различными эмпирическими исследованиями доказывать преимущества социализма, а, с другой стороны, средствами прикладных методов устранять его недостатки, то есть ликвидировать “родимые пятна” капитализма.

В такой обстановке - культивирования теоретических иллюзий и ложного оптимизма - зарождалась советская социология труда, все это происходило в период политической “оттепели”, а не в эпоху застоя 70 - 80-х. В тоже время эмпирические исследования о том, что касается методики и техники, ориентировались на современные достижения западной социологии.

Новая наука по существу рождалась в старых пеленках. В качестве же общесоциологической теории выступал исторический материализм. Период “оттепели” сменяется этапом “застоя”. В общественной жизни возобновляются консервативные настроения и инертность, усиливается цензура печати, возобновились преследования инакомыслящих.

В 70-90 гг. в заводских службах широкое распространение получили автоматизированные информационные системы АСУ “Кадры”, “Социальное развитие” и т.п. Наибольший расцвет социологии приходится именно на эти годы. Социологические службы сформировались не только на предприятиях, но и в регионах, отраслях. Они стали не просто модным явлением, но и необходимым по отношению к изучению и управлению социальными процессами.

Начало 70-х ознаменовалось созданием модернизированной версии марксистской теории исторического развития. Она получила название “теория развитого социализма”, в которой утверждался принцип мирного сосуществования, всестороннего развития личности, примат социальной сферы над экономической. Главной была не ориентация на изменения, а тенденция к сохранению прежних ценностей социализма в гуманизированном варианте.

Наши рекомендации