Вклад российских ученых в развитие социологии труда.

Научный подход к формированию и функционированию системы управления персоналом предполагает необходимость решения сложных и многообразных проблем социального характера.

В 20-30 годы было проведено значительное число исследований, в том числе в сфере труда. Результаты теоретических и эмпирических исследований широко публиковались. В них содержались ценные социологические подходы и идеи. Социологическая проблематика активно изучалась в тот период в рамках научной организации труда. Характерными особенностями являлись междисциплинарность и комплексность, изучение психофизиологических и социальных аспектов научной организации труда. Широко проводились психотехнические исследования.

Значительный вклад в развитие социологических исследований в сфере труда, содержащих ценные социологические подходы внести российские ученые Керженцев П.М. и Гастев А.К.[11]

Керженцев П.М. внес значительный вклад в социологию; научную организацию труда, производства и управления. В 20-е годы вышла его книга «Принципы организации», которая вызвала бурную общественную реакцию и получила высшую оценку прессы. Книга по праву считалась первым советским учебником в области организации. Автор так определил значение книги: «Настоящая работа имеет ввиду дать сжатое практическое руководство для рядовых организаторов, в какой бы области они не работали. Это - чисто деловой учебник».

Автор вводит понятие организационного плана, выделяет такие элементы организации как цель, типы организации, методы, люди, материальные средства, время, контроль. По мнению Керженцева П.М., любой план меняется в зависимости от обстоятельств и новых условий, однако его разработчики должны учитывать возможные ситуации («неожиданности»). Автор дает характеристику хорошему организатору: руководитель должен заставить выполнить других всю работу, оставляя себе общее руководство и общий контроль.

Все особенности организационной работы определяются характером цели, поэтому нужно избегать неясности и неопределенности в цели организации или неточности конкретных ее задач. Керженцев делит задачи на кратковременные и длительные. Меняющиеся задачи – это ежедневные задания, которые приходится ежедневно осуществлять. Существенное место отведено типам организаций. Линейные организации могут усложняться и расширяться. Достоинство такой системы заключается в том, что каждый участник ее точно знает своего непосредственного руководителя. Точно определены обязанности исполнителей. Минусом является инструктаж подчиненных по всем вопросам работы. Рассмотрены достоинства и недостатки функциональной системы. Плюс – руководство более профессионально, минус – отсутствие строгой ответственности, наличие большого количества начальников над исполнителем. Примером комбинированных организаций является генеральный штаб. Наличие штаба свидетельствует о более высоком характере организационного строительства.

Всех работников Керженцев П.М. делит на организаторов и исполнителей в зависимости от способностей и психического склада. Организатор должен проявить две способности: умение подобрать нужных и подходящих людей и умение правильно использовать всех участников организации. Требования, применяемые к организатору:наличие административных способностей; настойчивость, энергичность, инициатива, мужество, быстрота выполнения работы, чувство юмора. Требования к исполнителям: точность, аккуратность работы, инициатива и самостоятельность.

При перемещении работников с одного поста на другой и из одного отдела в другой, важно учитывать достоинства всякого работника, а также то, как могут сложиться личные отношения при новой комбинации работников. Средства воздействия на дисциплину: агитация, пропаганда, замечание, выговор, штраф, исключение из организации, увольнение.

Актуальным до настоящего времени остается вопрос стандартизации. Под стандартизацией Керженцев П.М. рассматривал научное установление и практическое применение наиболее рациональных и экономных методов работы.

Керженцев П.М. проводит идею о том, что принципы организационной работы должны быть знакомы не только организаторам, но и всем участникам организации, так как они определяют как их работу, так и жизнь вообще. Человек должен стремиться к достижению максимального совершенства в своей работе и профессии. Увлечение работой является важным моментом успеха.

Самобытные социологические теории развивал Гастев А.К.[12] Будучи директором Центрального Института Труда организовал активное изучение организации обучения массовым профессиям в Европе и Америке. Он установил, что наиболее знаменитые трудовые и профессиональные школы практикуют обучение трудовым приемам, но даже самые интересные из них – американские, французские и немецкие не раскрывают самой конструкции трудовых приемов, поверхностно знакомят с трудовой и производственной атмосферой.

В 20-е годы Гастев А.К. и его единомышленники занимались рассмотрением и разработкой соответствующих подходов разрешения проблем управления трудом в своей молодой республике. Экспериментаторам удалось строго изолировать и разложить трудовые приемы, построить тщательное наблюдение, сконструировать тренировочные аппараты.

Результаты работы нашли отражение в книге Гастева А.К. «Трудовые установки». Ученые предложили конкретный метод управления трудом – методику Центрального института Труда, которая является универсальной методикой тренировки и активизации человеческого организма. Институт установок применяется к работникам, создавая для них соответствующую среду, обеспечивающую полное физиологической и психологическое удовлетворение, полученное от выполнения работ. Методика направлена не просто на обучение новичка конкретной работе, а на рационализацию трудовых приемов.

Гастев А.К. уделял внимание способам улучшения трудового поведения, а также факторам, обеспечивающим эффективность коллективной деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы повлияли на эволюцию кадрового менеджмента?

2. Основные этапы развития управления персоналом.

3. Сущность технократического подхода к использованию трудовых ресурсов.

4. Отличия подходов «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами».

5. Какие основные принципы организации выделил Керженцев П.К. Раскройте их содержание.

6. В чем состояла специфика обучения у Тейлора и на заводах Форда в Америке?

Наши рекомендации