Эмпирическая школа управления трудом

Большой вклад в эмпирическую социологию внес и Ф. Тей­лор. Он неустанно подчеркивал, что возводит науку на место эмпиризма и вошел в историю как отец теории научного уп­равления. Тейлор считал, что рост производительности труда возможен лишь благодаря стандартизации методов, орудий, приемов труда, причем эта стандартизация должна вводиться принудительно, поскольку рабочий ленив, невежествен, пасси­вен. Необходимые операции должны выполняться рабочим чисто механически, а контроль за его работой должен осущест­вляться группой инициативных, образованных лиц, составляю­щих администрацию предприятия.

Процесс стандартизации касался, прежде всего, строгой рег­ламентации всего рабочего времени, отработки, приемов каж­дой операции, введения поточных линий и конвейера, темп которого должен диктовать ритм труда рабочего. В основу своей теории Тейлор положил принцип материальной заинте­ресованности, считая, что с помощью оплаты можно предельно интенсифицировать труд рабочего. Тейлор исходил из того, что коренные интересы рабочих и предпринимателей одина­ковы. Социальная философия Тейлора послужила фундамен­том для американской философии менеджмента. Среди ее основополагающих принципов выделяются следующие: а) целью производства должно стать увеличение комфорта и благосо­стояния человечества; б) миссия научного управления должна заключаться в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества; в) ответственность лидеров биз­неса перед обществом за соблюдение частного капитала должна расти. Центральным моментом тейлоровской социально-фило­софской концепции выступает принцип: «Люди не должны по­лучать больше того, что они заработали». Отсюда вывод: оплата, в конечном счете, должна соответствовать вкладу в производство, вести к расширению последнего; необходимо повышать ин­дивидуальную ответственность человека за собственное благо­получие.

Тейлор широко использовал в своих исследованиях метод конкретного социального исследования (интервьюирование, анкетирование, наблюдение). Мотивы поведения он считал таким же важным фактором производства, как способы труда, инструменты, но только основанным на более сложных зако­номерностях. Особый интерес представляет его концепция «психологической революции», которая включает, целую систе­му практических мероприятий по преодолению психологичес­кой инертности людей в отношении к крупномасштабным нововведениям. К постановке проблемы роли человеческого фактора и малой рабочей группы Тейлор подошел раньше Э. Мэйо, кото­рому предписывается это открытие.

Следующим ярким представителем эмпирической школы уп­равления трудом этого периода был Макс Вебер (1864-1920)­ - немецкий социолог и социальный философ, основоположник «понимающей социологии», объясняющей социальное действие через борьбу индивидуальных мотивов. Социологию он рассматривал главным образом как науку об экономическом поведении людей. Главной идеей веберовской социальной фи­лософии является идея экономической рациональности, на­шедшей свое последовательное выражение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (ра­циональная бюрократия), рациональным денежным обраще­нием и т.д., обеспечивающими возможность достижения максимально рационального поведения и предельной эконо­мической эффективности в хозяйственной сфере.

Свою идею о рациональности он в дальнейшем связывает с концепцией рациональной бюрократии («Хозяйство и общест­во», 1921), которая характеризуется: 1) существованием при­вилегированного слоя служащих, призванного осуществлять власть и господство в организации; 2) Отрывом исполнитель­ной власти от законодательной, а той и другой от воли и решений большинства членов организации; 3) безличной (деперсонализированной) системой управления; 4) поручением функции контроля лицам, ответственным за исполнение; 5) созданием системы служебной зависимости, приводящей к главенству формы над содержанием деятельности.

К эмпирической школе управления трудом можно отнести и доктрину «человеческих отношений», основателями которой являются американские социальные психологи Э. Мэйо, У. Мур, Ф. Ротлисберг, Т. Уайтхед и др. Основные положения теории «человеческих отношений» были сформулированы в ходе про­ведения «Хоторнских экспериментов». Данная теория возник­ла как оппозиция тейлоризму и подвергла критике концепцию «экономического человека», считавшую главным стимулом человеческой деятельности лишь материальную заинтересован­ность. Теория «человеческих отношений» экспериментально показала, что наряду с материальным стимулом большое зна­чение имеют психосоциальные факторы: сплоченность группы, взаимоотношения с руководством, благоприятная атмосфера на рабочем месте, удовлетворенность работника своим трудом и т.д. В рамках этой теории были разработаны понятия фор­мальная и неформальная группа, их структура и механизм функционирования, изучен широкий спектр проблем, связан­ных с мотивами, ценностями индивида, способами передачи информации в процессе трудовой деятельности. Результаты ис­следований «человеческих отношений» оказали большое влияние на развитие индустриальной социологии и управление трудом.

Активизация трудового поведения в последующие годы сформировалась в школу, получившую название «демократия на рабочих местах», и в зарубежной литературе стала обозна­чаться термином «партисипативные методы управления». Эта проблема участия наемных работников в управлении подробно разработана в зарубежном менеджменте. Например, участие в управлении капиталом и производством зарубежные исследо­ватели оценивают как значительный шаг на пути демократи­зации управления, формирования принципиально новых отно­шений между управляющими и наемным персоналом, развития трудовой активности работников (к представителям этого направления относятся:Р. Акофф, В. Густавсен, П. Драккер, У. Мэр, Ф. Фрике, Г. Шмидт, Р. Хизрич и др.).

Суть этого направления состоит в том, чтобы идентифицировать производственный персонал с целями и задачами тру­довой организации повысить за счет этого трудовую активность. Этот метод управления практически представляет собой переход от традиционного типа трудовых отношений - патернализма - к новому типу трудовых отношений - соци­альному партнерству, основанному - на делегировании четко очерченного круга полномочий наемным работникам без пося­гательства на принцип единоначалия. Это принципиально отли­чает данный метод от той системы участия в управлении рабочих на отечественных предприятиях, которая, как правило, несла идеологическую нагрузку, знаменуя собой реализацию права трудящихся на власть.

В каждой стране, выделяются свои периоды развития эмпи­рической социологии, и по-своему рассматривается ее роль в управлении трудом. Наибольшего успеха в этом направлении добились в США. С некоторой степенью условности в США можно выделить три этапа в развитии эмпирической социо­логии.

7.1. Школа социальных систем и социальной инженерии

Школа социальных систем

Школа социальных систем - это совокупность социологических подходов в менеджменте, рассматривающих организацию как динамичную целевую многофункциональную систему, состоящую из разнородных и взаимосвязанных элементов (подсистем). Базовой подсистемой является социальная организация.

Социальная организация - в широком смысле любые организованные человеческие сообщества или совокупность взаимосвязанных социальных групп, в узком - наименование специфической, собственно социальной подсистемы регуляции поведения, наличие которой и позволяет рассматривать организацию как социальную систему.При рассмотрении административных, прежде всего производственных, организаций С.О. выступает как подсистема в рамках сложных социотехнических систем, компоненты которых имеют различную природу (гетерогенны): технико-технологическую, экономическую и социальную. В этом случае социальная организация рассматривается как социальная подсистема.

Организация как социотехническая система - системная модель, рассматривающая организацию как искусственную, закрытую систему. Организация характеризуется здесь как сложная гетерогенная система, состоящая из двух взаимозависимых подсистем - технико-технологической (техническая организация) и социально-психологической (социальная организация), регулирующих поведение ее участников и выполняющих функцию соединения техники и человеческого компонента.

Организация как открытая система - системная модель организации, в которой ее функционирование, свойства, структура, особенности жизнедеятельности и логика развития зависят от состояния и динамики внешней среды. Организация как открытая система - это организация, активно взаимодействующая с внешней средой; причем это взаимодействие носит нестабильный, изменчивый, реформируемый характер.

Организация как закрытая система - организация, взаимодействия (обмен ресурсами, энергией, продукцией) которой с внешней средой стабильны.

Отличительная черта ШСС: представление об организации как о специфической целевой социальной системе, развивающейся в рамках более широкой социальной системы и выполняющей по отношению к ней определенные социальные функции.

Социальная инженерия - совокупность подходов в прикладных социальных науках, ориентированных:

- на изменение поведения и установок людей;

- на разрешение социальных проблем;

- на адаптацию социальных институтов к изменяющимся условиям;

- на сохранение социальной активности.

ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — деятельность по проектированию, конструированию, созданию и изменению организационных структур и социальных институтов; комплекс прикладных методов социологии и др. социальных дисциплин, составляющих инструментарий такой деятельности.

Становление социальной инженерии связано с развитием общей теории систем и системного подхода к явлениям разных уровней природной и социальной реальности; принципов проектирования сложных технических систем; “человеческой инженерии”, изучающей влияние особенностей человеческого организма и психики на функционирование технических систем и разрабатывающей схемы взаимодействия в системе “человек—машина”. Социальная инженерия концептуально близка прежде всего понятию технократии, в рамках кото

рого человек выступает как пассивный объект манипуляции. Вопрос о возможности целенаправленного создания заведомо оптимальных социальных структур связан с фундаментальным соотношением стихийного и сознательного начал в функционировании и развитии общества. Лишь немногие социальные институты были спроектированы сознательно, считает К. Потер, давший теоретическое обоснование общих принципов социальной инженерии, в своем же большинстве институты являются непреднамеренным результатом человеческих действий. Общество и историю нельзя спланировать, но планировать отдельные социальные институты можно и нужно, ибо только посредством социальных технологий и социальной инженерии, методом постепенных реформ и демократическим воздействием на экономику можно достичь лучшего мира. Такое планирование и конструирование в рамках частных процессов Поппер называет частичной социальной инженерией. Она направлена на осуществление определенных институциональных преобразований в обществе, но не на преобразование общества в целом. “Точно так же, как главной задачей инженера-физика является проектирование машин, их реконструкция и обслуживание, в задачи “частичного” социального инженера должно входить проектирование новых социальных институтов, их перестройка и управление ими, когда они уже существуют” (Поппер К. Нищета историцизма.— “ВФ”, 1992, № 8, с. 27).

Наши рекомендации