Сертификация систем качества.

В развитии сертификации отмечается смещение акцента от сертификации продукции к сертификации используемых на предприятиях систем обеспечения качества.

Сертификация систем качества – это оценка их на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000. На сегодняшний день сертификацией качества ИСО 9000 наиболее известный потребителям способ убедится в качестве товара. Сертификация систем качества позволяет значительно ускорить решение этих вопросов.

Лекция 12. Тема: «Теоретические основы маркетинга».

Цель лекции:освоить основные понятия маркетинга в АПК, виды маркетинговой деятельности и концепции маркетинга.

Вопросы:

1. Сущность, значение и цели маркетинга. Этапы развития маркетинга.

2. Основные категории маркетинга: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка, рынок.

3. Сущность современной концепции маркетинга.

4. Принципы маркетинга.

5. Функции маркетинга.

6. Сущность задачи и цели маркетинга на современном этапе формирования АПК Республики Беларусь.

Литература:

1. Акулич И.Л. Маркетинг. – Мн.: Вышейшая Шк., 2000. – 398 с.

2. Акулич И.Л., Демченко И.В. Основы маркетинга. – Мн.: Вышейшая Шк., 1998. – 356 с.

3. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. –М.: Спб, Киев Вильямс, 1998. – 699 с.

4. Маркетинг в АПК / Под ред. В.П. Абрамовой. – Мн.: Вышейшая Шк., 1999. – 457 с.

5. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. – М.: Экономика, 2002. – 731 с.

Дополнительная литература:

1. Ассоль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 214 с.

2. Голубков Е.И. Основы маркетинга. –М.: Финпресс, 1999. – 196 с.

3. Диксен Питер Р. Управление маркетингом. – М.: БИНОМ, 1998. – 427 с.

4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – Спб.: интер Ком, 1999. – 1098 с.

5. Ламбер Жан-Жак. Стратегия маркетинга. – Спб.: Наука, 1996. – 529 с.

Вопрос 1. Сущность, значение и цели маркетинга. Этапы развития маркетинга.

В процесс повседневной жизни, каждый из нас так или иначе сталкивается с маркетингом, однако не многие представляю себе что это такое, но во многом именно система маркетинга определяет наш уровень жизни.

Термин «маркетинг» является элементом международного языка делового общения в бизнесе. Слово «маркетинг» произошло от слияния двух английских слов «маркет» и «getting» условно переводимых, как завоевание рынка. Считается, что оно впервые появилось в 30-х годах в США среди фермеров, которые в условиях разразившегося экономического кризиса столкнулись с проблемой сбыта продукции. По мнению ученых-рыночников, именно в этот период сельскохозяйственные производители западных стран осознали, что производство продукции само по себе дело весьма сложное, но не менее трудной проблемой является ее сбыт. Экономический кризис подтолкнул к переходу от товарной ориентации к сбытовой, затем под влиянием других факторов к рыночной , а информационная эра к маркетинговому управлению, или управлению через маркетинг, иногда хозяином положения является потребитель.

В настоящее время среди специалистов нет общепринятого определения маркетинга.

Маркетинг – это система организации всей деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения ранка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.

Маркетинг – система взглядов, функция координации различных аспектов коммерческой деятельности, комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философия бизнеса, цель которой: 1. баланс спроса и предложения, т.е. удовлетворение потребностей населения в товарах и услуга; 2. увеличение доли продаж и доли фирм на рынке, одержание превосходства над конкурентами, повышение конкурентоспособности и т.д.

Перед современным маркетингом стоят следующие задачи:

1. Тщательно и всесторонне изучать рынок, спрос, вкусы и пожелания потребителей.

2. Приспосабливать производство к этим требованиям, выпускать товары отвечающие спросу.

3. Воздействовать на рынок и общественный спрос в интересах фирмы.

Эти задачи маркетинга предопределяют и его основные функции:

1. Комплексное изучение рынка и направлений маркетинговой деятельности.

2. Планирование товарного ассортимента.

3. Формирование спроса, организация рекламы и мероприятий по стимулирования сбыта.

4. Планирование сбытовых операций.

5. Управление товародвижением.

6. Организация до и после продажного обслуживания покупателей.

7. Формирование ценовой политики.

Этапы развития маркетинга

Термин «маркетинг» возник в США на рубеже XIX – XX столетия. В основу конкуренции маркетинга положены идеи удовлетворения нужд потребителей. Появление данной концепции связано с затруднениями в сбытовой деятельности, когда кризис перепроизводства товаров потребовал исследования конъюнктуры рынка.

В начале XX в. традиционным было коммерческое понимание маркетинга как метода сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель в состоянии выпустить.

Используя в управлении теорию маркетинга, предприятия и фирмы должны строить деятельность в соответствии с ее ключевым принципом: производить то что продается, а не продавать то что производится.

Маркетинг в 50-60-х распространяется на всемирную деятельность, связанную с обслуживанием потребителя, он распространялся, как на прибыльные организации так и на учреждения не приносящие прибыли (школы, гимназии, церковь и т.п.). Стратегия маркетинга до 65 г исходила из изобилия сырьевых, энергетических и других природных ресурсов, беспрепятственной возможности расширения производства.

В 70-е годы появляется угроза источникам природных ресурсов и подрыва экологического равновесия. Это привело к переоценке ценностей регулирования экономики на макро уровне. Усиливается внимание к экономии сырьевых ресурсов, уменьшение количества выпускаемой продукции при повышении качества.

В 80-е годы – борьба за здоровый образ жизни, появление информации о рациональном питании, полезных продуктах для здоровья людей. Конкуренция маркетинга характеризуется гибким, динамичным, приспособленным к запросам общества, к усилению ответственности за развитие нации.

В 90-е годы рынок насыщается сложной наукоемкой продукцией, появляется сильная конкуренция в торговли товарами длительного пользования. Этот период характеризуется НТР, которая изменила место и значение службы маркетинга.

Наши рекомендации