Сертификация систем качества

В последнее время в мировой экономике огромную роль приобрела добровольная сертификация систем качества на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000. В нашей стране эта сертификация в сфере услуг делает пока первые шаги. В 1995 году Госстандарт России принял «Программу работ по развитию сертификации систем качества в РФ». Была разработана и принята «Система сертификации систем качества и производства», которая получила название «Регистр систем качества».

Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством на всех этапах его формирования.

Специалисты сделали выводы, что сертификация систем качества является аргументом доверия для поставщиков и потребителей и повышает эффективность работы предприятий в 2–3 раза.

Единой нормативной базой для сертификации систем качества во многих странах является серия (семейство) стандартов ИСО 9000 [9, с. 156–157]. Существует около 20 стандартов серии ИСО 9000. Важнейшие 3 стандарта семейства: ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 носят нормативный характер. Данные стандарты приняты «методом обложки» (т. е. прямым переводом без изменений и адаптации к национальным условиям) в Российской Федерации в качестве национальных. Остальные стандарты ИСО серии 9000 доведены до пользователей в виде переводов, как справочные. Для обеспечения организационно-практической деятельности в рамках Регистра Госстандарт России принял 5 основополагающих стандартов.

В ходе пересмотра стандартов серии ИСО 9000 в 2000 году вместо ранее действующих стандартов системы качества была введена серия международных стандартов на менеджмент качества:

· ОСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

· ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования».

· ИСО 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

· ИСО 90011 «Рекомендации по проверке систем менеджмента качества и окружающей среды».

Объектами проверки и оценки системы качества является деятельность по управлению и обеспечению качества и само качество продукции (услуг). Деятельность по управлению и обеспечению качества заявителя оценивают поэлементно согласно заявленной модели [9, с. 161].

Участниками проверки при сертификации систем качества являются: проверяемая организация (заявитель), эксперты органа по сертификации и консультанты, объединенные в комиссию.

Сертификация систем менеджмента качества (СМК) осуществляется в три этапа [10, с. 257–258]:

· предварительная оценка СМК;

· проверка и оценка СМК в организации;

· инспекционный контроль сертификационной СМК.

На этапе предварительной оценки СМК комиссия проводит анализ представленных документов, в результате чего делается письменное заключение о возможности проведения второго этапа сертификации СМК. Проверка и оценка СМК в организации выполняется по согласованной с данной организацией программой. После выполнения плана аудита и подписания акта руководством органа по сертификации принимается решение о выдаче сертификата и разрешение держателю сертификата на использование знака соответствия СМК. При этом заключается договор на проведение инспекционного контроля. Инспекционный контроль сертификационной СМК устанавливается на весь период действия сертификата и осуществляется не менее одного раза в год.

В условиях рыночных отношений подтверждение соответствия является одним из инструментов регулирования взаимоотношений между потребителями, производителями и продавцами. Российский опыт проведения сертификации составляет одно десятилетие, в течение которого этот вид деятельности проявил себя как действенный механизм защиты прав потребителей.

Для гармонизации деятельности в области оценки соответствия продукции, процессов, работ и услуг предусматривается разработка семи схем сертификации и пяти схем обязательного декларирования. Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» (с 1 июля 2003 г.) начали действовать «Переходные положения» [2, ст. 46]. В переходный период будут действовать два механизма подтверждения соответствия: «старый» – для продукции, на которую ТР не приняты и «новый» – для продукции, на которую ТР уже приняты.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое подтверждение соответствия?

2. Кто является участником подтверждения соответствия?

3. Каковы формы обязательного подтверждения соответствия?

4. Кем утверждаются перечни продукции, подлежащие сертификации соответствия и декларированию соответствия?

5. Какова суть обязательной сертификации?

6. Какие задачи решает добровольная сертификация?

7. В чем состоят общие цели обязательной и добровольной сертификации?

8. Какая форма подтверждения соответствия преобладает в России, какая – за рубежом?

9. В чем сходство в процедурах обязательной сертификации и декларирования соответствия?

10.В чем различие в процедурах обязательной сертификации и декларирования соответствия?

11.В каком документе перечислены объекты обязательной сертификации?

12.Какой форме подтверждения соответствия могут быть подвергнуты материальные услуги?

13. В чем заключаются функции органа сертификации?

14.Какова роль испытательных лабораторий в системе подтверждения соответствия?

15.В чем различие понятий «схема сертификации» и «порядок сертификации»?

16.В чем отличие схем сертификации продукции от схем сертификации услуг?

17.Назвать этапы добровольной сертификации услуг.

18.Какова цель сертификации систем качества?

19.Какие нормативные документы используются при сертификации систем качества?

20.Как часто осуществляется инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента качества?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания учебного пособия были раскрыты основные вопросы в области стандартизации и сертификации услуг. Наибольшее внимание уделено практической стороне данной деятельности, и коренным изменениям, произошедшим в ней за последние годы.

Основные особенности отечественных работ по стандартизации услуг вытекают из особенностей самих услуг [17, с. 54]. Основной чертой услуги для населения является ее индивидуальность, оригинальность, неповторимость. Все данные определения являются анонимами слову стандартное, обозначающее типовое, многократно повторяющееся решение. Так как на процесс услуги влияет сам потребитель, предсказать и предугадать конечный эффект практически невозможно, эта черта также затрудняет стандартизацию услуг.

Изготовление качественной, конкурентоспособной продукции без стандартизации и сертификации невозможно. Деятельность по установлению обязательных и добровольных характеристик, процедур подтверждения соответствия, правовое регулирование и методы контроля и надзора нашли отражение с введением нового понятия – техническое регулирование.

Вся ранее существовавшая деятельность по стандартизации разделилась на добровольную и обязательную. Установление рекомендуемых характеристик – поле деятельности документов по стандартизации, а обязательных – технических регламентов.

Сертификация дополнилась процедурой декларирования и получила более общее определение – подтверждение соответствия. Вся деятельность по подтверждению соответствия услуг приобрела добровольный характер.

Изменились цели стандартизации, а сами стандарты являются методологической поддержкой технических регламентов.

Объекты стандартизации остались прежними, хотя перспективными являются такие объекты, как системы качества, персонал и организации.

Виды стандартов остались без изменений, а категории стандартов и перечень нормативной документации по стандартизации претерпели значительное изменение. Из всего многообразия стандартов, используемых на территории Российской Федерации, утверждены две категории стандартов: национальные и стандарты организаций. Данные стандарты должны быть гармонизированы с международными.

Введение нового Федерального закона предусматривает внесение изменений и дополнений в законодательные акты и нормативные документы. На время переходного периода будет действовать старая нормативная база, не противоречащая Закону «О техническом регулировании».

Обязательная сертификация услуг ушла в прошлое. Однако, существует огромное количество услуг, нарушение требований к которым влечет за собой угрозу жизни и здоровья населения. К данной категории услуг необходимо жесткое, законодательное установление требований к безопасности. Из данной коллизии есть устраивающий всех изящный выход: не внося изменения в только что принятый Федеральный Закон, термин «продукция» принять в общепринятой международной трактовке, которая объединяет все варианты результатов деятельности [19, с. 26–27].

При создании национальной системы государству необходимо провести ряд важнейших организационных мероприятий:

разработать и утвердить Концепцию национальной политики в области стандартизации;

разработать долгосрочную стратегию, направления и принципы стандартизации в новых экономических условиях;

создать системы технического регулирования и национальной стандартизации, базирующиеся на соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле и позволяющие обеспечить участие в работе по стандартизации как государства, так и потребителей стандартов;

обеспечить презумпцию соответствия требованиям технических регламентов при условии соответствия национальным стандартам;

усовершенствовать организационную структуру;

соблюдать плановость стандартизации на национальном уровне;

сокращение сроков разработки российских национальных стандартов;

максимальное применение международных и региональных стандартов [18, с. 26–27].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей [Текст]: федер. закон : [принят Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 г.].

2. Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании [Текст]: федер. закон : [принят Гос. Думой 15 декабря 2002 г. : одобр. Советом Федерации 18 декабря 2002 г.].

3. Постановление Правительства РФ от 2 июля 2003 года № 316 «О мерах по реализации Федерального закона “О техническом регулировании”».

4. ГОСТ Р 1.0-92. ГСС РФ. Основные положения. – М. : Издательство стандартов, 1992.

5. ГОСТ Р 1.2-92. ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов. – М. : Издательство стандартов, 1992.

6. ГОСТ Р 1.5–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные в Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

7. ГОСТ Р 1.12–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.

8. ГОСТ Р/ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

9. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии : учебное пособие / Басаков, М. И. – Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2002. – 256 с.

10. Стандартизация, метрология и сертификация : учебник / Лифиц, И. М. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт-Издат, 2004. – 335 с.

11. Крылова, Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии : учебник для вузов / Г. Д. Крылова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 711 с.

12. О техническом регулировании. Федеральный закон и акты его реализации. – М. : «Книга-сервис», 2003. – 48 с.

13. Стандартизация: место и роль в системе технического регулирования / Пугачев, С. В. // Стандарты и качество. – 2003. – № 10.

14. Сергеев, А. Г. Стандартизация. Карманная энциклопедия студента : учеб. пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. – М. : Логос, 2002. – 240 с.

15. Сергеев, А. Г. Метрология, стандартизация, сертификация : учебное пособие / А. Г. Сергеев, М. В. Латышев, В. В. Терегеря. – М. : Логос, 2005. – 560 с.

16. Стандартизация и другие сферы технического регулирования: материалы семинара Академии стандартизации, метрологии и сертификации. – Новосибирск : Из-во Новосибирскго филиала АСМС, 2004. – 52 с.

17. Стандартизация и сертификация в сфере услуг : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А. В. Ракова. – М. : Мастерство, 2002. – 208 с.

18. Стандартизация и управление качеством продукции : учебник для вузов / В. А. Швандер, В. П. Панов, Е. М. Купряков и др.; под ред. проф. В. А. Швандера. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 487 с.

19. Сюткин, Г. Н. Сертификация безопасности и качества услуг: Учебное пособие / Г. Н. Сюткин, М. Ю. Семенов. – М. : Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 176 с.

20. Услуги (работы) и Федеральный закон «О техническом регулировании» / Филатов, Е. А. // Стандарты и качество. – 2003. – № 9.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ

наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального

предпринимателя, принявших декларацию о соответствии, сведения о регистрации

организации или индивидуального предпринимателя: наименование регистриру-

ющего органа, дата регистрации, регистрационный номер, адрес, телефон, факс

в лице______________________________________________________

должность, фамилия, имя,

отчество руководителя организации, от имени которого принимается декларация

заявляет, что_________________________________________________

наименование, тип, марка продукции (услуги),

на которую распространяется декларация, код ОК 005-93 и (или)

ТН ВЭД СНГ или ОК 002-93 (ОКУН), сведения о серийном выпуске или партии

(номер партии, номера изделий, реквизиты договора (контракта), накладная,

наименование изготовителя, страны и т. п.)

соответствует требованиям_____________________________________

обозначение нормативных документов,

соответствие которым подтверждено данной декларацией, с указанием пунктов этих

нормативных документов, содержащих требования для данной продукции (услуги)

Декларация принята на основании_______________________________

информации о документах,

являющихся основанием для принятия декларации

Дата принятия декларации___________

Декларация о соответствии действительна до______________

М. П. _____________ _________________

подпись инициалы, фамилия

Сведения о регистрации декларации о соответствии________________

наименование

и адрес органа по сертификации, зарегистрировавшего декларацию

дата регистрации и регистрационный номер декларации

М. П. _______________________________________________________

подпись, инициалы, фамилия руководителя органа

Приложение 2

Наши рекомендации