Выработка показателей результативности
Показатель результативности в данном случае определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие вопросы:
«Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» «Что осталось недоделанным?»
Главная задача стандартизации:
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – норма творческой деятельности, которая находит наиболее рациональные нормы а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.
Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации,
Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:
· единый технический язык;
· унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения:, частоты и др. );
· типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий объема шиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др. )
· систему классификаторов технико-экономической информации;
· достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:
· защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;
· повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;
· совместимость и взаимозаменяемость продукции;
· содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства,
· создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;
· устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;
· безопасность народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
· содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности. '
Концепция системы стандартизации РФ содержит также определенные требования к формированию фонда стандартов:
· стандарты должны быть социально и экономически необходимыми. Приразработке стандартов должна быть потребность заинтересованных сторон достичь определенных соглашений по номенклатуре и качеству продукции, процессов и услуг;
· стандарт должен иметь определенный круг пользователей и конкретность требований;
· стандартизация должна быть комплексной,, то есть в странах должны быть отражены взаимосогласованные требования:
· а) по всем стадиям жизненного цикла продукции от разработки до утилизации;
· б) по всем уровням ревукрутеьтя от материалов, веществ, технологий до конечной продукции;
· в) по всем аспектам обеспечения качества, включая установление в стандартах требований к продукции, методам контроля и испытаний, метрологическое обеспечение.
Фонд государственных стандартов должен строиться исхода и целесообразного равновесия между двумя принципами:
· не стать тормозом в процессе достижений науки и техники,
· обладать стабильностью требований в течение определенного периода, особенно для стандартов основополагающих и обще технических
Взаимоотношения внутри фонда стандартов должны подчиняться общим правилам:
· большую свободу в выборе характеристик должны предоставлять стандарты на конечную продукцию;
· более жесткие требования к фундаментальным характеристикам, унификации, взаимозаменяемой, совместимости должны устанавливаться в стандартах на составные части, комплектующим элементам материалов.
Стандартизация основана на ряде принципов:
повторяемость– определяет круг объектов, к которым применимы все, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством - повторяемостью либо во времени, либо в пространстве;
вариантность – слияние радикального многообразия обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект;
системность – определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов,, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации; применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства
В настоящее время сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации , которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации.
В государственные стандарты Российской Федерации включают:
· обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, •обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
· обязательные требования по совместимости взаимозаменяемости продукции,
· обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества» охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
· параметрические ряды и типовое конструирование изделий;
· основные потребительские и эксплутационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизации продукции;
· положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, рациональное использование всех видов ресурсов, фирмы, определения и обозначения, метрология и другие общепринятые правила и нормы.
В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяют на следующие категории:
· Государственные Стандарты Российской Федерации.
· Отраслевые стандарты.
· Технические условия.
· Стандарты предприятия, объединения предприятий (союзов, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений).
· Стандарты научно технических обществ и инженерных союзов, ассоциации других общественных объединений.
В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:
· стандарты основополагающие;
· стандарты на процессы;
· стандарты на методы контроля, испытаний, анализа.
Стандартизация продукции.
Стандартизация продукции является одним из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. Подтверждением соответствия является любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются.
В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заявленным требованиям, которые выполняются разными сторонами – изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями. В частности, может быть государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, деятельность органов технического и санитарного надзора за безопасностью» ведомственный контроль и приемки продукции для государственных нужд (государственный резерв, заказы на оборонную продукцию и т.д. )
За рубежом в настоящее время главным доказательством подтверждения соответствия является декларация о соответствии, представляемая изготовителем от своего имени и под свою ответственность, основные требования которых являются обязательными для исполнения.
Поверка соблюдения соответствия осуществляется посредством так называемых модулей, включающих в себя различные наборы доказательств, в том числе и с привлечением третьей стороны. Результатом подтверждения соответствия является предоставление права поставщику поставить на продукции европейский знак безопасности СИ. Сертификация выполняется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, независимой от производителей (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов.
В соответствии с законом РФ «О сертификации продукции и услуг» целями сертификации являются, в частности, содействие потребителям в выборе продукции; защита потребителя от недобросовестного изготовителя; контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции, заявленного изготовителем сертификация может иметь обязательный или добровольный характер.
Законом "О защите прав потребителей" определено, что товар (работа, услуга), на который законами или сертификатами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни» здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средству обеспечивающего безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются правительством Российской Федерации. Не допускается продажа товаров (выполнение работы, указание услуга), в том числе импортного товара без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в приказном порядке знаком соответствия. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг).
Для реализации требований вышеуказанного закона Госстандартом России создана Система сертификации ГОСТ Р. Участниками обязательной сертификации являются органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители продукции, а также центральные органы систем сертификации определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.
Центральный орган системы сертификации организует и устанавливает правила :процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов но сертификации и испытательных лабораторий.
Федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагается организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции: создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах; ведут государственный реестр участников и объектов сертификации; устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний; рассматривают апелляции по вопросам сертификации; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории.
В настоящее время зарегистрировано более десяти систем обязательной сертификации возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти.
Международным сообществом принято определение сертификата соответствия как документа, выданного в соответствии-с правилами системы сертификации и указывающего, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом продукции процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или иному нормативному документу. Для этого сертификация должна располагать набором доказательств, а также документальным или иным подтверждением этих обстоятельств, Они должны создавать необходимый уверенность соответствия а значит, должен быть установлен уровень необходимой уверенности, под которым собираются доказательства Чем выше уровень уверенности, тем весомее должны быть доказательства
В общем случае при сертификации могут быть проведены: испытания продукции как для первичного подтверждения соответствия, так и в процессе проверки стабильности соответствия; первичная оценка состояния производства; последующий после выдачи сертификата – контроль за сертифицированной проекцией.
Для различных видов продукции сослав и содержание трех основных операций (испытания, оценка производства, инспекционный контроль) могут быть различными. Набор доказательств может включать или не включать в зависимости от требуемой уверенности, разные виды испытаний, оценки производства и инспекционного контроля. Совокупность и последовательность отдельных операций, выполняемых третьей стороной для подтверждения соответствия принято называть схемой сертификации.
Добровольную сертификацию может проводить любое юридическое лицо, зарегистрировавшее свою систему в установленном порядке. Заявитель на добровольную сертификацию вправе сам установить номенклатуру требований., на соответствие которым проводится сертификация.
Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.'
На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям, осуществляемая на этой стадии контроль, является наиболее заметный всей системы контроля.
Деятельность делится на следующие этапы
I. Масштаб допустимых отношений и принцип исключения.
П. Измерение результатов.
III. Передача и распространение информации.
IV. Оценка информации о результатах После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап.
Принятие необходимых действий.
Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения:
а) ничего не предпринимать
6) установить отклонение
в) пересмотреть стандарт.
Типы контроля.
Административный контроль.
Повышение роли функции контроля в управлении фирмами тесно связано с использованием информационных систем и электронно-вычислительной техники; которые позволили оперативно и точно передавать информацию по назначению, производить ее обработку и анализ, выявлять отклонения от намеченных показателей и принимать в связи с этим срочные решения.
Применение электронно-вычислительной техники и автоматизированных систем способствовало усилению оперативности контроля в управлении, то есть перенесению на высший уровень руководства контроля за деятельностью компании.
Большое влияние на усиление контроля в глобальном масштабе оказало использование современных средств транспорта и связи, что также способствует усилению непрерывного контроля за деятельностью каждого подразделения фирмы независимо от его местонахождения и соответственно ведет к ограничению автономности заграничных компаний. Иначе говоря, появились материальные предпосылки и основа для объединения территориально разобщенных многочисленных дочерних компаний в единый механизм.
Система централизованного контроля позволяет поддерживать определенное сочетание централизации и децентрализации в управлении, поскольку предусматривает передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев (производственных отделений, дочерних компаний, заводов) руководителям соответствующих подразделений. На этом уровне осуществляется контроль за соответствием реальных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится изменение объема фактических и планируемых продаж; анализируются изменение доли фирмы на рынке как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка. Такой контроль обычно называют оперативным контролем (а также административным, или тактическим) в отличии от общего, стратегического контроля, Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую. Поэтому общий управленческий контроль требует централизации в то время, как оперативный контроль децентрализации.
Служебный контроль.