Вопрос 11. Разработка показателей эффективности и результативности социальной работы

Как показали исследования проблем эффективности социальных услуг, социальных выплат, льгот и субсидий, а также финансовых затрат на персонал, важнейшей проблемой является определение критериев для разработки системы полезных показателей, при помощи которых можно измерить эффективность и результативность социальной работы на краткосрочной и долгосрочной основе.Исследования проводилианглийские и российские ученые (2004-2006 гг. в Нижегород­ской области). Суть критериев понимается по-разному.

Российские исследователи (Сергей Сидоренко) полагают, что критерий — это признак, на основе которого производится оценка, определение и классификация чего-нибудь; это мерило и наиболее общий по­казатель эффективности.

Английские исследователи (Беата Гросс и Даф­на Стэтэм) вкладывают в это понятие не­сколько иной смысл. Они считают, что критерий — это совокуп­ность требований, которые предъявляются к формированию системы показателей эффективности и результативности со­циальной работы. Представляется, что эти подходы не противо­речат, а взаимно дополняют друг друга.

Определяя понятие "показатели эффективности оказания социальных услуг",большинство исследователей считают, чтоэто — система индикаторов эффективности воздействия деятель­ности социальных служб на семью и отдельных граждан, отра­жающих количественные и качественные подходы и параметры.

Совершенно очевидно, что систему показателей нельзя сформировать произвольно, исходя из желания того или иного чиновника регионального или городского масштаба или руко­водителя социальной службы. Безусловно, при разработке ин­дикаторов необходимо учитывать общие требования к форми­рованию показателей оценки качества и эффективности, кото­рые складываются как под влиянием теории, так и повседнев­ной практики социальной работы.

Требования к показателям оценки качества и эффективности социальных услуг:

1) показатели должны быть предельно понятными для тех, кто их использует в практической работе;

2) показатели должны отражать количественный и качественный подходы к измерению эффективности, напри­мер, социальных услуг и выплат;

3) количество принятых на вооружение показате­лей качества, эффективности и результативности должно быть оптимальным, но нецелесообразно их превышение более 3-5 по каждому блоку;

4) принятые на вооружение показатели должны позволить найти другие, последующие, показатели по принципу "домино", адекватно отражающие потребности клиентов на пути приобретения ими независимости;

5) при использовании разработанных показателей качества и эффективности, применяемых в зарубежных стра­нах, необходимо учитывать местные условия их применения и специфику психологии народов России;

6) показатели качества и эффективности по воз­можности должны основываться на федеральных и региональ­ных стандартах социальных услуг, а также других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений со­циального обслуживания населения и органов соцзащиты;

7) применение эффективности оказания соци­альных услуг и других видов социальной поддержки населения предполагает профессиональную подготовку тех специалистов, которые будут применять эти показатели на практике;

8) показатели качества и эффективности должны разрабатываться с учетом их системного и поэтапного примене­ния в практической деятельности.

Показатели эффективности всегда должны быть соотнесе­ны с основными направлениями и видами деятельности учреж­дений социального обслуживания населения, например, центра социальной помощи семье и детям или центра социального об­служивания, что позволяет сосредоточить усилия исследова­телей эффективности на работе, которая соответствует этой деятельности.

Методы разработки показателей эффективности могут основываться:

- на базе параметрических данных, когда учитывается состояние клиентов социальных служб на "входе" и "выходе" (описание состояния клиента при регистрации, первом контакте с социальными работниками и после реабилитации или абилитации клиента, снятия клиента с учета учреждения, социальной службы),

- на основании степени удовлетворения потребностей клиентов, когда применяется прямой оценочный метод или производится сравнение того, что положено клиенту по федеральному за­кону или закону субъекта РФ, стандартам или нормативам, установленными органами исполнительной власти, и того, что фактически реализовано в процессе предоставления социальных услуг.

В ряде случаев эти подходы могут сочетаться и дополнять друг друга.

Для каждого показателя должны быть определены сле­дующие характеристики:

- лицо (должность, роль), отвечающее за его выполнение;

- содержательное описание;

- связи со страте­гией (например, в области снижения бедности);

- критерий;

- базовый уровень;

- целевое значение;

- источники данных;

- единицы измерения;

- периодичность сбора; алгоритм расчета;

- способы достижения;

- организационные процедуры;

- методы оценки, включая оценку целей, ресурсов и результатов

Выбор системы показателей — это ответственный этап процесса оценки, от которого зависит качество определения эф­фективности социальных услуг. Этот процесс может существен­но повлиять на уровень защищенности клиентов, эффективность адресной социальной поддержки, а также на условия, позволяю­щие создавать базу для преодоления трудной жизненной ситуа­ции и приближения клиентов социальных служб к приемлемому уровню самообеспечения и самодостаточности. Своевременное внесение коррективов в систему показателей изучения эффективности социальной работы является необходимым условием защиты законных прав и свобод граждан России.

Методики оценки эффективности являются составной ча­стью всей системы, включающей в себя объекты оценки (контуры оценки), предметы оценки эффективности, виды методик оценки эффективности, квалификацию специалистов, осуществляющих оценку, факторы эффективности (неэффективности).

В целом методики эффективности можно подразделить на общие, по­зволяющие в целом оценить эффективность деятельности ме­тодов управления в области социального обслуживания (оценка эффективности форм и методов управления, реализация це­левых программ, ресурсное, научное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение социальных служб, усло­вия труда социальных работников), и частные (специфические) методики, применяемые при оценке отдельных видов, форм и методов социального обслуживания, определении эффектив­ности традиционных и инновационных технологий социальной работы, эффективности конечных результатов предостав­ленных социальных услуг.

Этапы процесса оценивания эффективности различных видов социальной работы:

• определе­ние целей и задач, составление программы оценивания эффективности;

• организация процесса оценки деятельности социальных служб и органов соцзащиты;

• разработка нормативно-правовых актов системы критери­ев и показателей;

• определение краткосрочных и долгосрочных результатов эффективности;

• обучение персонала специалистов профессиональным на­выкам оценки эффективности;

• отбор методик, техник и процедур обследования;

• сбор и обработка информации, проведение аналитической работы;

• разработка рекомендаций;

• внедрение научно-методических рекомендаций в практику социальных служб, органов соцзащиты населения и управлен­ческую деятельность региональной и местной администрации.

Наши рекомендации