Формирование целей организации
|
клиенты собственники
Сотрудники
На формирование целей предприятия оказывают влияние три контрагента.
Клиенты- это потребители и рынок.
Собственники – люди, которые вложили свои средства в создание предприятия.
Сотрудники – с одной стороны являются представителями собственников, а с другой – наемными сотрудниками.
Организационные ресурсы
1. Человеческие ресурсы (ЧР)
2. Капитал
3. Материальные ресурсы
4. Технологии
5. Информация
Внутренние переменные организации
|
| |||
| |||
|
|
Логическое взаимоотношение уровней такой схемы позволяет эффективно достигать целей.
Цели во внутренних переменных организациях – достижения прибыли от эффективности производства.
Задачи – работа или ее часть, классифицируемая как работа с людьми или информацией, которая может быть выполнена в определенное время определенным способом.
Технологии – это любое средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразовываются в выходящие. Технологии охватывают механизмы, навыки и знания.
Внешняя среда организации
Внешняя среда организации состоит из отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ресурсы и влияющих на то, как принимаются решения внутри организации, или являющихся потребителями результатов ее деятельности.
Основные элементы внешней среды:
- клиенты (потребители продукции и услуг или рынки сбыта);
- поставщики (рынки ресурсов, в т.ч. рынок труда);
- государство (государственные законодательные органы);
- конкуренты;
- техника и технология;
- общественные организации.
|
|
Все эти факторы взаимосвязаны между собой.
Общая характеристика факторов внешней среды
Организации.
1. Взаимосвязанность факторов (сила, с которой изменение одного фактора подействует на другой фактор).
2. Сложность внешней среды (число и многообразие факторов, на которые организация может реагировать).
3. Подвижность и быстрое изменение факторов внешней среды.
4. Неопределенность (если информации о среде мало или есть сомнения о ее точности, то такая среда называется неопределенной).
Внешние факторы подразделяются на две группы:
- среда прямого воздействия;
- среда косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает в себя факторы, которые непосредственно воздействуют на операции, происходящие внутри организации, и испытывает на себе влияние организации.
Среда организации, действующей на международном
Уровне
Среда организации, действующей на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Когда организация начинает вести дела за пределами внутреннего рынка и выходит на внешний рынок, соответствующие процедуры подлежат модификации под те или иные факторы окружения. Необходимо каждый раз оценивать особенности международной среды.
Пути проникновения организации на международный
рынок:
- создание совместного предприятия (СП);
- создание ТНК;
- экспорт;
- лицензирование;
- прямые капиталовложения (руководство принимает решение на выпуск своей продукции за рубежом и сохраняет полный контроль над производством).
Организационные структуры
Достижение организацией целей предполагает совместную работу людей, являющихся сотрудниками организации. Каждая организация нуждается в координации этого взаимодействия и установлении определенного порядка (этот порядок определяется в форме организационной культуры и организационной структуры).
Организационная структура (ОС) определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется через разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархию должностей и внутриорганизационные процедуры. Под ОС понимается принцип, положенный в основу разделения труда. ОС является формальным средством организации сотрудников любого учреждения, а также необходимым элементом эффективной организации, т.к. придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка использования ресурсов.
| |||||||||
линейная
функциональная проектные
линейно-функциональная матричные
линейно-функциональная штабная
линейная штабная
дивизиональная
Организационная культура
-
|
|
|
Поведение
То, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни – белые рубашки и синие костюмы сотрудников Ай-Би-Эм и джинсы их основных конкурентов – Эпл Компьютерз; исполнение гимна компании перед началом рабочего дня сотрудниками Тойоты; таблички с именем на груди персонала Макдональдса – это верхний слой организационной культуры, который основан на поведенческих нормах, вытекающих из базисных ценностей организации. Некоторые компании излагают свои базисные ценности в виде кредо (убеждение, взгляды); для большинства организаций ценности являются чем-то нематериальным, воспринимаемым сотрудниками через весь комплекс их взаимодействия с организацией: работу, общение с руководителями, коллегами и подчиненными, чтение внутренних изданий и т.д.
Однако влияние организационной культуры на результаты очень велико – в случае несоответствия организационных целей или ее структуры ценностям и поведенческим нормам сотрудников возникает внутренний конфликт, который может перерасти в глубокий кризис. Трансформация организационных культур занимает многие годы и даже десятилетия.