Понятие и оценка эффективности управления
Задача количественной оценки эффективности управления данным хозяйственным объектом является весьма сложной по ряду причин. Во-первых, на эффективность развития организации оказывает влияние не только качество функционирования системы управления, но и среда, т. е. та макроэкономическая система, составной частью которой является эта организация. Во-вторых, не разработан общий понятийный аппарат по оценке эффективности управления.
Тем не менее количественная оценка эффективности управления совершенно необходима самой организации для определения реальных возможностей управляющей системы организовать использование ограниченных ресурсов фирмы наилучшим образом. Количественная оценка полезна при сравнительном анализе деятельности фирм (их систем управления), это позволяет накапливать опыт управления и использовать наиболее удачный. Кроме того, такая информация необходима будущим инвесторам для решения вопросов о вложении средств (покупке акций) в наиболее успешно управляемые фирмы.
Реализация целей организации одновременно является задачей и главным направлением деятельности соответствующей системы управления. Поэтому можно утверждать, что эффективность управления определяется прежде всего эффективностью всей системы, образуемой управлением и производством, а также тем, что реализация целей организации выступает основным содержанием эффективности управления. Однако достижение не всякого конечного результата характеризует управление как эффективное. Эффективной можно назвать управленческую деятельность, в конечных результатах которой цель реализована в наибольшей степени, а затраты ресурсов на управление оказались не больше данных. Об эффективном управлении можно говорить и к том случае, когда затраты на управление растут медленнее, чем конечные показатели деятельности организации.
оценки работы на любом уровне управления могут лежать следующие:
оценивающие труд работников управления;
показатели управленческой деятельности подразделений аппарата;
оценивающие эффективность реализации конкретного управленческого решения;
характеризующие механизм управления (методы, рычаги, стимулы, формы управления);
характеризующие систему управления в целом с учетом всей иерархии.
Ясно, что каждый показатель эффективности управления имеет свою цель и место в оценке управления. Следует также сказать, что система показателей может быть связана с определенными аспектами самого понятия эффективности (абсолютной или сравнительной), сферой ее проявления (инвестиции или текущая деятельность), общностью оценки (полная или общая и локальная — эффективность использования отдельных ресурсов или на разных уровнях управления), целевым назначением (нормативная, проектная, плановая или фактическая и др.).
Оценку эффективности управления можно рассматривать как элемент управленческого цикла, имеющий основное значение на стадии оценки результата и его стимулирования.
Важными характеристиками управления, выделяемыми с позиций самого управления, являются оперативность и своевременность управленческих действий в соответствии с потребностями производства. Ясно, что запоздалые, как, впрочем, и чрезмерно опережающие действия, могут вызвать нежелательные последствия. Поэтому усиливающийся динамизм процессов производства, а также общественно-экономических процессов требует повышения оперативности управления, а это, в свою очередь, предъявляет все более жесткие требования к профессиональной подготовке менеджеров и технической оснащенности их труда.
Кроме эффективности можно говорить и об экономичности управления, которая характеризует его способность воздействовать на управляемый объект с наименьшими затратами ресурсов в самом управлении. Однако необоснованное снижение затрат на управление до некоторого критического уровня может привести к потере управления, т. е. к ситуации, когда управляющая подсистема не сможет выполнять свои функции в полном объеме, а управляемая окажется в положении лодки без руля и ветрил в бушующем море.
АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Основным направлением развития экономики страны является повышение эффективности производства. Решение этой задачи определяется рядом важнейших факторов развития экономики, и прежде всего совершенствованием управления ею.
Выявить способы совершенствования управления и объяснить их экономичность проще всего, анализируя цели, задачи и пути решения проблемы.
Главная цель — повышение эффективности производства, которое во многом зависит от повышения эффективности управления. Цель — повышение эффективности управления может быть достигнута только в результате решения задач, количество которых со временем увеличивается, что влияет на эффективность управления. К этим задачам относятся: обработка информации, оптимизация управленческих решений, автоматизация отдельных процессов управления и др.
Средствами автоматизации управления являются ЭВМ. К достоинствам ЭВМ относятся емкая память, большой набор операций, высокие скорости работы, программное управление, автоматическое восприятие исходной информации, уменьшение количества ошибок при вычислениях, большие возможности согласованной работы с другими техническими средствами. Эти качества ЭВМ были оценены не сразу, и поэтому вначале были созданы электронные системы обработки данных (ЭСОД), где ЭВМ работали в режиме большого арифмометра, а все остальные процессы осуществлялись вручную.
Затем, когда достоинства ЭВМ были осмыслены, появились автоматизированные системы (АСОД), которые являются составной частью автоматизированных систем управления разных уровней. Эти изменения в характере использования ЭВМ знаменуют второй этап рационализации управления на базе технических
средств.
Использование в СУ средств автоматизации позволило решать задачи, которые без них решить было невозможно или нецелесообразно. К задачам, которые часто нецелесообразно решать без ВТ, относятся задачи оптимизации из-за трудоемкости и продолжительности во времени вычислительной процедуры. К задачам, которые невозможно решить без ВТ, относятся: оперативные, требующие быстрой реакции со стороны СУ на ситуации в управляемой подсистеме; автоматизации отдельных процессов, например проектирования ,технологических и др.; системные задачи, представляющие взаимосвязанный комплекс разнообразных задач управления; моделирования систем.
В отдельную группу выделяются задачи автоматического управления на основе автоматической системы обработки данных (САОД), где все операции выполняются машинами, за человеком остается только выработка критериев. Такая СОД может использоваться при управлении технологическими процессами и только и случае, если поведение управляемого объекта может быть полностью описано средствами математики и формальной логики. К этой группе относятся, например, задачи управления объектом при авариях, когда заранее разработаны все возможные модели аварийных ситуаций; передача сообщений через ЦКС; установление соединений на КЭАТС и ЭАТС.
Для управления сложными организационно-экономическими объектами, какими являются, в частности, предприятия, объединения, структурные единицы и сети связи, в настоящее время предпочтительной является АСОД. Исключить человека из управления такими системами нельзя даже на этапах преобразования данных. Это объясняется, во-первых, отсутствием в полном объеме автоматических систем сбора и регистрации информации (данных), исключающих субъективный фактор на этом этапе, который непременно присутствует, если в процессе регистрации данных о работе объекта принимает участие человек. Он может исказить информацию случайно или в результате личной заинтересованности. Поэтому в АСОД существует контроль смыслового содержания данных. Во-вторых, часть внешней информации (например, приказы) заводится в систему обязательно человеком. Таким образом, автоматизированную систему управления (АСУ) можно квалифицировать как человеко-машинную систему, рационально объединяющую способности человека и возможности ЭВМ, в основе которой лежит АСОД, а принятие решения и придание ему правовой юридической силы остается за человеком.
Решение задач в условиях АСУ отличается от автоматизации решения отдельных задач: применением единой для всех задач системы сбора, передачи и обработки информации; комплексным обеспечением руководителей информацией для решения всех задач; уровнем использования информации (введенная информация используется для всех задач управления, решаемых в АСУ); использованием ЭВМ и периферийного оборудования не только работниками вычислительного центра, но и всеми заинтересованными в результатах лицами.