Методы управления, их классификация и характеристика
Любой вид управленческой деятельности требует способа реализации, который бы соответствовал его содержанию, выдвинутой цели и средствам осуществление. Способ реализации управленческой деятельности называется методом управления. При этом деятельность может осуществляться обоснованно и целенаправленно либо под влиянием неглубоких субъективных представлений и даже волюнтаристски. Естественно, что только первый подход является залогом эффективного управления, для которого большое значение имеют также психология, социология, правоведение и другие научные дисциплины, связанные с деятельностью и развитием управляемой организации.
Разнообразие задач и видов управленческой деятельности требует различных способов их реализации, однако методы управления можно разделить на группы или категории, имеющие некоторые общие признаки, что дает возможность получить более полное представление о характерных особенностях методов управления, подходящих для реализации данной функции управления (управление по функциям) или достижения определенной цели (управление но целям) или того и другого.
Классификацию методов управления можно также провести исходя из основного разделения отдельных стадий управленческого цикла и из основных, характерных для данной стадии групп функций. Использование такого подхода позволяет разделить методы управления на две группы:
методы анализа состояния, задач и возможностей объекта управления;
методы обеспечения реализации управленческого решения.
К первой группе относятся прежде всего методы накопления отбора и обработки информации, а также поиска наилучшего варианта решения. Здесь должны широко применяться экономико-математические методы и модели, средства вычислительной техники.
Следует также подчеркнуть, что для того, чтобы быть эффективной, система измерений должна соответствовать по скорости, точности и частоте контроля тому виду деятельности, который подвергается контролю. Так, большинство предприятий проводит инвентаризацию примерно раз в шесть месяцев. По опыту известно, что потери от воровства будут в допустимых пределах, а затраты на контроль — не чрезмерными. Доходы, напротив, подсчитываются каждый день, так как деньги весьма привлекательный объект для кражи.
Компьютеризация всех процессов сбора и обработки информации для контроля существенно облегчает и повышает его результативность, по возрастает также и стоимость.
По результатам контроля менеджер принимает решение: ничего не менять; менять цели или вносить изменения в управляемый процесс. Последние две линии поведения, как, впрочем, и осуществление других функций, требуют эффективной процедуры .принятия решения, которая обсуждается во втором разделе учебника.
Во вторую группу входят в основном методы организационного и стимулирующего обеспечения, они строятся на учете потребностей и мотивации работников, правильной организации и разделении труда. При этом можно выделить методы прямого (директивного) и гибкого косвенного воздействия на объекты управления. К последним относятся экономические и социально-психологические методы управления. Обычно на практике используются те или иные комбинации методов, чем достигается возможность использования позитивных моментов различных методов. Директивные методы позволяют обеспечивать единую направленность в развитии организации и пропорциональность в развитии отдельных ее частей. Эти методы имеют особое значение для управления предприятиями-операторами электросвязи как элементами общей системы связи. В качестве главного инструмента используются государственный контрольный пакет акций, обязательность выполнения планов в тех аспектах, которые предусмотрены действующим законодательством и Законом о связи РФ. Основное преимущество этих методов заключается в том, что они позволяют концентрировать ограниченные ресурсы и усилия на отдельных направлениях экономического развития и достигать цели любой ценой. Исследователи считают, что они наиболее эффективны в условиях военного времени и других чрезвычайных ситуаций. Основные недостатки — субъективизм и бюрократизация управляющей системы, что в конечном итоге приводит к стагнации и разрушению управляемой системы из-за неучета реалий изменяющейся окружающей среды.
Экономические методы управления позволяют воздействовать на участников производственного процесса опосредованно через цены, прибыль, вознаграждение за труд, кредиты и т. д.
Не следует забывать, что результаты совместной деятельности людей на производстве в значительной мере, зависят от их индивидуальных особенностей и желания, от системы межличностных отношений, от личности руководителя или лидера, что не всегда одно и то же, другими словами, — от человеческого фактора. Возникающие при этом проблемы весьма разнообразны.
В каждой формальной организации существуют неформальные взаимоотношения групп и отдельных лиц, которые часто оказывают сильное влияние на качество и эффективность работы менеджера.
Естественным образом возникает вопрос: каковы особенности методов, применяемых для управления фирмами-операторами электросвязи? Эти особенности обусловлены прежде всего масштабами управляемых систем, когда необходимо координировать деятельность многих экономически и организационно независимых операторов, связанных единым процессом передачи информации (исходящая, входящая, транзитные коммутационные станции, предприятия, организующие каналы).