Особенности школ менеджмента в США и Японии.

Факторы США Япония
1.Национальный. Патриотизм к стране, индивидуализм, высокая миграция населения, высокая текучесть кадров. Патриотизм к стране и компании, лозунг: “Мы все одна семья”, низкая миграция, низкая текучесть кадров, однородность культуры.
2.Географический. Конкурентное преимущество по природным ресурсам и благоприятный климат. Дефицит природных ресурсов, сейсмичность территории.
3.Экономический. Низкие темпы роста производительности труда, эффективное использование ресурсов, использование внешних кредитов (США – страна-должник), плохо развит мелкий бизнес, высокий уровень банкротства малых фирм. Высокие темпы роста производительности труда, эффективное использование ресурсов, страна-кредитор, уникальность инфраструктуры, низкий уровень банкротства малых фирм.
4.Образование. Система непрерывной подготовки и переподготовки кадров высокой квалификации, подготовка руководителей узкого профиля, привлечение кадров из других стран. Система непрерывной подготовки и переподготовки кадров высокой квалификации, готовятся руководители широкого профиля, идет подготовка только своих кадров.
5.Правовой. Развитое законодательство, жесткий контроль за соблюдением закона, высокий уровень стандартизации различных аспектов менеджмента, престижность работы адвоката. Развитое законодательство, но основа предпринимательства – доверие.
6.Технологический. Разработка, использование и продажа высоких технологий, обеспечение высокого качества, экономия ресурсов. Разработка, использование и продажа высоких технологий, высокий уровень автоматизации.
7.Психологический. Изучение портрета личности для использования человеческого фактора, отношения строятся на соперничестве, взаимном доверии и контроле. Поддержка династии и семейственности в компании, использование социально-психологических методов менеджмента, отношения строятся на сотрудничестве, доверии и умении управлять людьми.
8.Стиль руководства. Демократизм при разработке и принятии управленческого решения, индивидуализм при принятии и несении ответственности за достижение цели, высокий уровень интеграции по вертикали, узкоспециализированный руководитель, миссия компании определяется руководством. Коллегиальное принятие решения его разработка и реализация, интеграция по вертикали и горизонтали, гибкие организационные структуры (хорошо перестраивающиеся), высокий профессионализм руководителя, воспитанного в данной компании.
9.Организация производства. Развитие различных форм организации, в том числе бригадных. Широкое внедрение системы «канбан» (точно в срок).
10.Организация труда. Внедрение научной организации труда; стимулирование соблюдения сроков; повышение качества; экономия трудовых ресурсов; оплата труда по индивидуальным результатам; основная заработная плата определяется должностью Внедрение научной организации труда; система обеспечения качеством работ и продукции; работа кружков качества; награждения за результаты работы коллектива; з/п зависит от выслуги лет; стабильность кадров.
11.Разработка и принятие управленческого решения. Широкое применение функционально-стоимостного анализа (ФСА); применение методов прогнозирования (ЭММ); участие при разработке решений специалистов по праву; ориентация на конкурентоспособность. Применение методов повышения качества и снижения затрат, ресурсов в сферах производства; ориентация на конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках.  
         


Контрольные вопросы.

1.В чем заключается основное различие в управлении американскими, западноевропейскими и японскими ТНК?

2.Назовите набор принципов формирования японской и американской моделей менеджмента.

3.Каким образом культурные традиции Японии и США отражены в их стилях управления компаниями?

4.Исходя из каких факторов, можно заключить, что японский стиль управления более эффективен?

5. Проанализируйте таблицу «Особенности школ менеджмента США и Японии». Как вы думаете, за счет каких факторов и почему “выигрывает” та или иная школа менеджмента?

3. Виды менеджмента. Краткая характеристика видов менеджмента.

Студент должен знать:

- Что такое информационный и организационный менеджмент и в чем их различия

- Когда произошло становление менеджмента как науки

- Кто сформулировал четырнадцать принципов административного управления

уметь применять:

- Теории и концепции различных школ в управлении

- Системный и ситуационный подходы в управлении

владеть вопросами, связанными с:

- Основными видами менеджмента

- Различными школами и концепциями управления

Наши рекомендации