Особенности школ менеджмента в США и Японии.
Факторы | США | Япония | ||
1.Национальный. | Патриотизм к стране, индивидуализм, высокая миграция населения, высокая текучесть кадров. | Патриотизм к стране и компании, лозунг: “Мы все одна семья”, низкая миграция, низкая текучесть кадров, однородность культуры. | ||
2.Географический. | Конкурентное преимущество по природным ресурсам и благоприятный климат. | Дефицит природных ресурсов, сейсмичность территории. | ||
3.Экономический. | Низкие темпы роста производительности труда, эффективное использование ресурсов, использование внешних кредитов (США – страна-должник), плохо развит мелкий бизнес, высокий уровень банкротства малых фирм. | Высокие темпы роста производительности труда, эффективное использование ресурсов, страна-кредитор, уникальность инфраструктуры, низкий уровень банкротства малых фирм. | ||
4.Образование. | Система непрерывной подготовки и переподготовки кадров высокой квалификации, подготовка руководителей узкого профиля, привлечение кадров из других стран. | Система непрерывной подготовки и переподготовки кадров высокой квалификации, готовятся руководители широкого профиля, идет подготовка только своих кадров. | ||
5.Правовой. | Развитое законодательство, жесткий контроль за соблюдением закона, высокий уровень стандартизации различных аспектов менеджмента, престижность работы адвоката. | Развитое законодательство, но основа предпринимательства – доверие. | ||
6.Технологический. | Разработка, использование и продажа высоких технологий, обеспечение высокого качества, экономия ресурсов. | Разработка, использование и продажа высоких технологий, высокий уровень автоматизации. | ||
7.Психологический. | Изучение портрета личности для использования человеческого фактора, отношения строятся на соперничестве, взаимном доверии и контроле. | Поддержка династии и семейственности в компании, использование социально-психологических методов менеджмента, отношения строятся на сотрудничестве, доверии и умении управлять людьми. | ||
8.Стиль руководства. | Демократизм при разработке и принятии управленческого решения, индивидуализм при принятии и несении ответственности за достижение цели, высокий уровень интеграции по вертикали, узкоспециализированный руководитель, миссия компании определяется руководством. | Коллегиальное принятие решения его разработка и реализация, интеграция по вертикали и горизонтали, гибкие организационные структуры (хорошо перестраивающиеся), высокий профессионализм руководителя, воспитанного в данной компании. | ||
9.Организация производства. | Развитие различных форм организации, в том числе бригадных. | Широкое внедрение системы «канбан» (точно в срок). | ||
10.Организация труда. | Внедрение научной организации труда; стимулирование соблюдения сроков; повышение качества; экономия трудовых ресурсов; оплата труда по индивидуальным результатам; основная заработная плата определяется должностью | Внедрение научной организации труда; система обеспечения качеством работ и продукции; работа кружков качества; награждения за результаты работы коллектива; з/п зависит от выслуги лет; стабильность кадров. | ||
11.Разработка и принятие управленческого решения. | Широкое применение функционально-стоимостного анализа (ФСА); применение методов прогнозирования (ЭММ); участие при разработке решений специалистов по праву; ориентация на конкурентоспособность. | Применение методов повышения качества и снижения затрат, ресурсов в сферах производства; ориентация на конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках. | ||
Контрольные вопросы.
1.В чем заключается основное различие в управлении американскими, западноевропейскими и японскими ТНК?
2.Назовите набор принципов формирования японской и американской моделей менеджмента.
3.Каким образом культурные традиции Японии и США отражены в их стилях управления компаниями?
4.Исходя из каких факторов, можно заключить, что японский стиль управления более эффективен?
5. Проанализируйте таблицу «Особенности школ менеджмента США и Японии». Как вы думаете, за счет каких факторов и почему “выигрывает” та или иная школа менеджмента?
3. Виды менеджмента. Краткая характеристика видов менеджмента.
Студент должен знать:
- Что такое информационный и организационный менеджмент и в чем их различия
- Когда произошло становление менеджмента как науки
- Кто сформулировал четырнадцать принципов административного управления
уметь применять:
- Теории и концепции различных школ в управлении
- Системный и ситуационный подходы в управлении
владеть вопросами, связанными с:
- Основными видами менеджмента
- Различными школами и концепциями управления