Конкуренция – основа рыночной экономики. Свобода конкуренции и антимонопольное законодательство

Конкуренция – (лат.) соперничество, столкновение.

Конкуренция – это основа рыночной экономики.

Сущность конкуренции в том, что она представляет собой сложный механизм соперничества между участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли-продажи.

Можно выделить 3 основные фронта конкуренции:

1. конкуренция среди покупателей

2. конкуренция среди продавцов

3. конкуренция между продавцами и покупателями – главный фронт, противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных сторонах.

Роль конкуренции в функционировании рыночного механизма велика:

1. Через действие закона стоимости и закона спроса и предложения конкуренция сопоставляет индивидуальные затраты производителя с рыночными.

2. Конкуренция побуждает к учету потребителей рынка и со стороны покупателей и со стороны продавцов.

3. Конкуренция порождает механизм само регуляции рынка через механизм колебания цен, воздействия на спрос и предложение.

4. Конкуренция выполняет контролирующую функцию: все следят за тем, чтобы никто не мог обеспечить себе максимальную выгоду за счет других.

5. Конкуренция разоряет одних и обогащает других и таким образом является двигателем экономического прогресса.

6. Социальные последствия конкуренции заключаются в том, что экономическая свобода каждого агента рынка усиливает предприимчивость одних, а других ломает и разоряет.

Выделяют следующие виды конкурентной борьбы:

1 – по сфере – внутриотраслевая и межотраслевая;

2 – по характеру – совершенная и несовершенная.

В РФ действует Закон о защите конкуренции. Он имеет особенности в сравнении с аналогичными законами других стран, т.к. направлен в первую очередь против монополизма в сфере управления народным хозяйством.

Антимонопольное законодательство очень молодое .В РФ действует с 91 года закон «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».А в настоящее время с октября 2006 «закон о защите конкуренции», который направлен на предупреждение и пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и на ограничение, устранение конкуренции органами власти и управления.

По закону к монополистам (доминирующим хозяйствующим субъектам) относят предприятия доля которого на рынке определённого товара больше 50%, но может быть принято решение о признание дом.хоз.суб. если даже доля меньше 50% и даже меньше 35%.

Закон запрещает такие действия органов власти и управления как:

1. Введение ограничений в отношении создания предприятия в какой либо сфере деятельности, на производство определённых видов товаров

2. Установление запретов или введение ограничений на продажу, покупку, перемещение товаров.

3. Запрещаются соглашения между органами власти и управления к повышению , снижению, или поддержанию цен, установление цен на один и тот же товар(если они экономически и технологически не обоснованы)

4. Запрещен раздел товарного рынка по территориальному принципу объему продажи, или покупки товара, ассортименту, составу продавцов или покупателей

Законом определены виды действий и сделок на осуществление которых, требуется разрешение антимонопольного органа. Антимонопольная служба ведет реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке больше чем 35%, проверяет соблюдение антимонопольного законодательства. Рассматривает сделки с акциями и долями.

Основные направления воздействия государства на экономику предприятия. Система налогообложения

Способ воздействия государства на интересы участников экономических отношений можно выделить административные и экономические меры или направления.

Направления:

Эмиссионная деятельность, регулирование учетной ставки, разработка и реализация программ развития экономики, установление сроков норм и методов амортизации (нормативный акт БУ), установление уровня оплаты труда, разработка потребительской корзины, прожиточный минимум, борьба с искусственными монополиями, регулирование естественных монополий (РАОЕЭС)

Защита интересов национального производства с помощью таможенного законодательства. Оно предусматривает тарифные и нетарифные методы регулирования, стимулирования ВЭД, проведение тендеров. Регулирование вопросов связанных с оплатой труда .

Классификация налогов

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе.

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. НДФЛ, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

Косвенные (или адвалорные) налоги взимаются через цену товара (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота)

Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории. НДС, НДФЛ, налог на прибыль

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводимые в действие законами субъектов Российской транспортный, налог на имущество организации, налог на игорный бизнес

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на имущество физ.лиц

Наши рекомендации